Аукционы племенных животных: что нужно регионам – уникальный, «штучный» товар или массовое производство?
В Ленинградской области в четвертый раз состоялся аукцион по продаже племенных животных. Мероприятие прошло 29 мая 2018 года при поддержке Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, под контролем Управления ветеринарии региона. Площадкой аукциона стал конно-спортивный клуб «Дерби» в Энколово, где собрались представители животноводческой отрасли Ленинградской, Вологодской, Новгородской, Псковской, Белгородской областей, Республики Карелия и
Санкт-Петербурга.
Первый заместитель председателя комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области Екатерина Пшенникова в приветственном слове отметила, что Ленинградская область может обеспечить племенным скотом не только себя, но и хозяйства России, которые готовы расширяться и увеличивать объёмы производства молока в рамках программы импортозамещения.
Ежегодно племенные хозяйства Ленинградской области успешно реализуют порядка 4,5 тыс. голов высокоценного племенного молодняка молочных пород, а посмотреть на ленинградских красавиц любой желающий может на ежегодной выставке племенных животных «Белые ночи».
В ходе нынешнего аукциона был побит рекорд: самым дорогим лотом не только 2018 года, но и за всю историю торгов стала нетель голштинской породы Балтика 350 племзавода «Гомонтово», которая была продана за 250 тыс. рублей.
Звание наиболее активного покупателя сохранилось за председателем «СПК Поляны» Выборгского района Ленинградской области Магомедом Рамазановым. В этом году он приобрел для своего предприятия 9 нетелей на сумму почти 1,3 млн рублей. А в прошлом году на аукционе им было закуплено 32 нетели на сумму 4,5 млн рублей. Для информации средний годовой удой в хозяйстве составляет 8638 кг в год.
Белгородская область, которая планирует удвоить объемы производства молока, билась за двух бычков айрширской породы ПЗ «Новоладожский». Они достались ОАО «Невское» по племенной работе, а белгородцы договорились приобрести в ленинградских хозяйствах партию бычков и нетелей айрширов.
Комментируя итоги участия в торгах, заместитель начальника департамента АПК Белгородской области Алексей Хмыров выразил надежду на дальнейшее сотрудничество со специалистами Ленобласти.
Темп и настроение мероприятию задавал его неизменный аукционист – генеральный директор ОАО «Невское» Артур Егиазарян. Стоит также отметить отличную подготовительную работу организаторов аукциона – ОАО «Невское», ассоциации «АСЧАР», ООО «РЦ «ПЛИНОР», областного комитета по АПК. Важно, что информация о предлагаемых к продаже животных как всегда была заранее доступна для ознакомления на сайте ОАО «Невское».
Однако представители регионов все же были больше зрителями, чем активными участниками аукциона. Зарегистрированные потенциальные покупатели, которых, к слову, было немало, с осторожностью участвовали в торгах. В итоге из 74 животных, выставленных на аукционе, было продано только 23 головы, в том числе два быка и один баран новой мясной бесшерстной катумской породы овец.
В кулуарах мероприятия звучали мнения о том, что аукцион, организуемый при поддержке правительства Ленинградской области, очень важен для развития племенного дела, но на настоящем этапе требует переформатирования. Говорили также в целом о важности выработки новых форм и механизмов поддержки племенного животноводства России, развития более гибких программ субсидирования отрасли, что позволило бы регионам приобретать ленинградское племенное поголовье. К тому же большинству регионов есть, к чему стремиться. Так, если в Ленинградской области 75% поголовья молочного скота региона является племенными, то в целом по России эта цифра составляет всего 13%.
Сдержанный интерес местных сельхозпроизводителей к возможности приобретения друг у друга племенных животных на такого рода аукционах может свидетельствовать о необходимости диалога о расширении сторон-участниц процесса и смене формы продажи.
Если занимающий лидирующие позиции 47-ой регион исходит из того, что племенное животное – это штучный товар, который не может стоить дешево, исходя из объема вложенных в него средств, знаний, опыта и мастерства специалистов, то регионы, вероятно, заинтересованы в более массовом племенном продукте. Возможно, российским крупнотоварным хозяйствам нужны целые партии качественного скота, а не единичный уникальный племенной материал.
Кроме предложений стимулировать и вовлекать покупателей из регионов, а к лотам из одного животного добавить лоты-партии, участники предлагали рассмотреть возможность продажи партий животных без представления их в аукционном зале, а удаленно, посредством видеосвязи, и рассмотреть возможность создания электронной биржи продажи племенных животных.
Надеемся, что результаты четвертого аукциона позволят бизнесу и органам власти всех уровней сделать выводы, переформатировать аукцион и не потерять в темпах развития важной и нужной отрасли.