Российский рынок сельхозтехники находится под давлением слабеющего спроса, а также макроэкономических и политических рисков.
Относительно высокие цены на основные сельскохозяйственные товары, особенно на зерно, а также рост экспорта сельхозпродукции, подпитываемый снижением курса рубля, создают благоприятные условия для российского сельского хозяйства. «Мы смотрим на российский рынок с осторожным оптимизмом и заявляем о нашей приверженности российскому сельскому хозяйству и аграриям», – говорит президент Союза производителей сельхозтехники VDMA Agricultural Machinery Кристиан Дрейер.
С перспективой восстановления
В первой половине 2018 года европейские и российские производители сельскохозяйственной техники зафиксировали спад спроса от 10 до 25% в зависимости от сегмента и с некоторым сдвигом доли рынка в пользу западных брендов. VDMA ожидает, что в среднесрочной перспективе спрос восстановится, в том числе за счет более активного приобретения техники хозяйствами среднего размера и небольшими агрохолдингами.
«Мы рассматриваем спад на рынке в 2018 году как естественную циклическую корректировку после значительного роста в предыдущие годы и не видим фундаментальных причин для дальнейшего ухудшения ситуации. Мы ожидаем восстановления рынка в 2019 году по основным сегментам при условии стабилизации курса рубля и предсказуемого регулирования», – говорит Михаил Мизин, представитель VDMA Agricultural Machinery в России.
Доступность современных технологий
В условиях падающего рынка российские аграрии сохраняют приверженность мощным и надежным сельхозмашинам и оборудованию западных брендов. Нынешняя тенденция к профессионализации в мировом сельском хозяйстве не оставляет иного выбора: аграрию жизненно необходимо иметь свободный доступ к инновационным современным машинам и технологиям, чтобы удерживать на уровне норму прибыли и сохранять конкурентоспособность на мировой арене.
Эта проблема стоит особенно остро, когда речь идет о машинах и оборудовании, не имеющих аналогов в России. Практика показывает, что не все виды сельскохозяйственных машин и оборудования производятся в России, что ограничивает доступность этих видов техники и уязвимость аграриев к изменению их цены. Таким образом, задача сохранения доступности этих видов техники требует особого подхода и специального набора инструментов поддержки, таких как прямые субсидии, включение в программы поддержки и механизмы льготного лизинга.
Исчезающие стимулы
В сфере регулирования вызывает обеспокоенность постоянный пересмотр нормативной базы с целью дальнейшего ужесточения условий локализации производства сельхозтехники и компонентов.
В этом смысле показательным является проект обновления Постановления 719 от 17.07.2015 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», который находится на рассмотрении в Правительстве. Проект Постановления предполагает резкое ужесточение и без того жестких правил локализации для тракторов, которое, в случае принятия, поставит крест на попытках любого иностранного производителя создать производство в России.
«В российском сельском хозяйстве по-прежнему существует огромная потребность в замене тракторов средней и высокой мощности», – говорит Кристиан Дрейер. «По оценкам Минсельхоза России, ежегодная потребность обновления парка тракторов составляет 56 тыс. единиц, и нам нужно подумать о том, как объединить усилия, чтобы удовлетворить этот спрос, поскольку сегодня рынок очень далек от этих цифр. Если нынешняя версия проекта Постановления 719 будет принята, это будет шагом в обратном направлении: рынок тракторов будет искусственно деформирован в ущерб аграриям и остальным производителям», – заключает г-н Дрейер.
Успешному процессу локализации также препятствует ряд объективных причин, таких как нехватка качественных компонентов, скудный набор финансовых инструментов и забюрократизированность процессов. «Состояние компонентной базы – важнейший вопрос, который волнует инвесторов при планировании размещения производств», – говорит Михаил Мизин. «Западные бренды имеют высокие стандарты качества и заботятся о своей репутации, поэтому все поставщики обязаны соответствовать этим стандартам. Опыт наших компаний на российском рынке на сегодняшний день показывает, что около 4% потенциальных поставщиков готовы адаптировать свои производственные процессы для достижения соответствия. Это утомительная работа, но западные производители готовы прилагать серьезные усилия для преодоления этих препятствий и развития местной базы поставщиков для создания высоко локализованных предприятий в России при условии, если будут приемлемые критерии локализации и стабильное регулирование», – заключает Михаил Мизин.