Одним из дискуссионных вопросов VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», проходившем в начале декабря 2018 года в Санкт-Петербурге, стало обсуждение состояния и возможности АПК Арктической зоны РФ.
На рабочей сессии «Точки роста агропромышленного комплекса полярного региона» говорилось об инновационных проектах и технологиях агропромышленного комплекса Арктической зоны Российской Федерации, об арктическом рыболовстве и традиционных промыслах.
Где она – Арктика?
Мало какие страны могут «похвастаться» тем, что у них в Арктической зоне есть сельское хозяйство. А в России Арктика занимает существенную часть территории страны, и сельскохозяйственное производство там есть. Что обычный человек представляет при слове Арктика? Льды и снега? Олени и оленеводы? Вылов северной рыбы? Это тоже есть. Но есть и регионы с вполне даже пригодными, в ограниченном, конечно же, варианте, условиями для ведения сельского хозяйства. Традиционным сельским хозяйством занимаются на отдельных территориях в Мурманской области, в Красноярском крае, в республике Коми и в Якутии, Ненецком и Ямало-Ненецком АО, а Архангельская область – это вообще, говорят, Арктический курорт. Интересно, что с недавнего времени 3 района Карелии тоже стали считаться Арктической зоной (Беломорский, Лоухский и Кемский муниципальные районы).
Арктический путь
По какому же пути в ближайшем будущем пойдет развитие агропромышленного комплекса Арктики и северных территорий России? В связи с суровыми климатическими условиями, возможно, будет востребована высокоинтеллектуальная техника? Может быть, популярными будут роботы, самодвижущаяся техника – беспилотные тракторы и комбайны; беспилотные мобильные роботизированные комплексы для возделывания культур.
Об основных направлениях, перспективах и возможностях развития АПК на Крайнем Севере на сессии рассказал Тимур Захидович Годжаев, заведующий сектором координации деятельности технологических платформ Федерального научного агроинженерного центра ВИМ. Многие удивляются, когда узнают, что более двух третей площади России относится к территориям, для которых характерны сложные условия ведения сельского хозяйства. Тем не менее, в структуре АПК Арктики есть даже тепличное хозяйство, оно использует искусственные системы, в том числе фитотроны. Для условий Севера учёные разводят особые виды животных, например, овцебыков и яков, чьё мясо схоже с говядиной. Докладчик предложил новые наработки для развития оленеводства – беспилотные летательные аппараты, и подчеркнул необходимость коренной модернизации материально-технической базы переработки продукции оленеводства и переход в этом вопросе на новый уровень. В условиях Севера возможно производство биогаза и электроэнергии из навоза, а также изготовление топливных брикетов из навоза. Актуальными могут быть роботизированные установки для сбора северных ягод, такие установки уже есть за рубежом. Но без повышения квалификации специалистов, без IT технологий, без современных компетенций невозможно освоение территорий Арктики и производство сельскохозяйственной продукции, поэтому необходимо развивать и это направление. Спикер представил разработки Агроинженерного центра (ВИМ) – малогабаритное мобильное энергосредство и комплекс машин для возделывания сельхозкультур на территориях Крайнего Севера, а также шагающие машины и высокопроходимые мобильные энергосредства с пониженным давлением ходовых систем на грунт – резиноармированные гусеницы.
Актуально: рыболовство и аквакультура
Северный рыбохозяйственный бассейн всегда был, есть и будет источником водных биоресурсов, добыча (вылов) которых – это и занятость населения, и продукты питания. С актуальными вопросами рыболовства в Арктической зоне слушателей рабочей сессии познакомил Василий Игоревич Соколов, заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству.
Поскольку сейчас рыболовство и рыбоводство относятся к сельскому хозяйству, причём рыбоводство является именно сельскохозяйственной деятельностью, они являются одной из ключевых отраслей АПК в Арктическом регионе. Рыбы добывается там много, она ценна и её вылов вносит большой вклад в развитие экономики. Ежегодно добывается 260 тыс. тонн рыбы, большая часть вылова приходится на Баренцево море. Вместе с сопредельными водами, находящимися севернее Полярного круга, это порядка 500 тыс. тонн высококачественного белка. На российских верфях будет строиться 24 крупнотоннажных судна для рыбаков Северного бассейна (Мурманск, Карелия, Архангельск), что показывает значимость отрасли для Севера.
У отрасли, по словам Соколова, есть неплохой потенциал для роста. Например, есть ещё малоосвоенные объекты, только по Баренцеву морю по оценкам можно еще освоить до 100 тыс. тонн. Есть не раскрученные и недооценённые ресурсы, такие как морской ёж, кукумария, водоросли. И здесь большую роль должны сыграть технологи, выловить это всё можно, но возникает вопрос – как их переработать, как продать эти крайне здоровые и полезные продукты. Одной из больших проблем в отрасли является технологическая отсталость. Всё ещё используются технологии, которые были изобретены в СССР. Тогда государство выделяло большие деньги, построило водорослевый комбинат на Белом море, который и сейчас производит большое количество БАДов и пищевой продукции из одного только вида водорослей, а ведь видов водорослей много. «Академическим, рыбохозяйственным институтам, институтам, подведомственным минсельхозу надо по-новому взглянуть на эту проблему и сформировать направления по технологическим процессам переработки водных биологических ресурсов, имеющихся в Арктической зоне. Это может дать колоссальный прирост промышленности и по объёму, и по деньгам в Арктическом бассейне», – считает Василий Соколов. Но всё упирается в финансирование научных исследований, а ведь без науки никакая промышленность существовать не может. Без нее нельзя дать оценку запасов, нельзя их ни сохранить, ни рационально использовать. Если этот вопрос не будет решен, то будущее Арктической зоны будет не очень радужным.
Ещё одно направление – аквакультура. В рамках контрсанкций перекрыты поставки рыбы из ряда государств, а ниша осталась, и это благоприятно для развития отечественной аквакультуры. Мурманская и Архангельская области, республика Карелия являются крайне интересными регионами с точки зрения лососеводства: сёмга в Мурманске, форель в Карелии и Архангельской области. Можно рассматривать и другие виды – арктический голец, который надо изучать. Сейчас имеются сравнительно небольшие площади рыбоводных участков, небольшая поддержка в некоторых областях, например, в Мурманской.
Нехватка научных знаний и полная зависимость от импортного посадочного материала приводят к колоссальному экономическому ущербу, например, в случаях поставки некачественного посадочного материала. «К сожалению, и по форели, и по сёмге мы полностью импортозависимы. По сёмге мы завозим малька. По форели, казалось бы, ситуация лучше, построено несколько заводов, которые выращивают малька, но все они живут на привозной икре. Вопрос ухода от импортозависимости является первоочередным для аквакультуры в Арктическом регионе», – сетует зам. руководителя агентства.
Сейчас в госпрограмму включено строительство селекционно-племенного центра по форели в Карелии. Соколов рассчитывает, что в начале 2019 года утвердят проектно-сметную документацию в Главгосэкспертизе и приступят к строительству, а уже через 2-3 года получат первые результаты. По сёмге же пока нет даже проектов. Вывод спикера – главное внимание и научного сообщества, и госорганов должно быть направлено на то, чтобы дать мощный толчок развитию рыбоводства на северных территориях.
Господдержка рыбохозяйственного комплекса
Рыбохозяйственный комплекс является основным источником доходов в северных и арктических районах республики Саха (Якутия), за его счет формируется экономика и жизнедеятельность населения. Одной из целей государственной политики в области развития рыбохозяйственного комплекса республики является создание системы искусственного воспроизводства и товарного рыбоводства. Пока что товарное рыбоводство в республике не развито, отсутствуют хозяйства, занимающиеся товарным выращиванием рыбы.
Поскольку без государственной поддержки хозяйств на первоначальных этапах невозможно добиться развития аквакультуры и товарного рыбоводства. Основными направлениями развития рыбохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) была предусмотрена разработка механизмов государственной поддержки хозяйств, занимающихся товарным рыбоводством. Об этом рассказал председатель Государственного комитета Республики Саха (Якутия) Прокопий Романович Николаев.
В республике Саха рыбохозяйственный комплекс не так широко представлен, как в Мурманской области и на Дальнем Востоке, но для коренных народов это очень значимая отрасль. Объём вылова рыбы по всем видам рыболовства составляет 9800 тонн, из них квотируемые – 4793 тонны. В отрасли занято около 800 человек, во время путины привлекается еще 450 человек. В структуре вылова основной удельный вес занимает омуль (21%), ряпушка (15%), муксун (10,5%), чир (8,4%). Рыбная ловля производится в отдаленных районах, поэтому перевозка рыбы затратна, ведь среднее расстояние составляет 1800 км, а транспортная схема не круглогодична. Вывоз авиационным транспортом производится, в основном, обратными рейсами по завозу овощей. Рыба перерабатывается (2700 тонн) в заготовительных организациях. Для увеличения квоты на вылов рыбы в республике ведётся работа по изучению малых рек и озёр.
За счёт госбюджета республики ведётся работа по искусственному воспроизводству ценных видов биологических ресурсов, федеральных денег на это пока не выделяется. Для реализации данных работ требуется увеличить федеральные субвенции на организацию регулирования рыболовства и на проведение научных работ. Строительство нового рыбоводного завода в среднем течении реки Лена позволит осуществить массовое искусственное воспроизводство ценных видов рыб в Ленском бассейне – место уже выбрано, подводится инфраструктура.
По словам Николаева, механизм господдержки заключается в субсидировании части затрат по перевозке рыбы, по промышленному улову, техническому перевооружению отрасли, в мониторинге целевой базы рыболовства. За 5 лет общая сумма поддержки составила 764 млн рублей. По итогам двух последних лет докладчик отметил, что поддержка дает положительный эффект в виде увеличения объемов вылова рыбной продукции.
Аквакультура в республике находится в неразвитом состоянии, товарного рыбоводства в промышленных масштабах не существует. С 2017 года начата значимая работа на базе ГУП Чернышевский рыбоводный завод по искусственному воспроизводству сибирского осетра. Создание маточного поголовья сибирского осетра позволит расширить видовой состав рыб. Есть и экспортный потенциал, но необходима поддержка федерального бюджета. В республике Саха (Якутия) около 1 млн озер, общая протяженность всех рек составляет 1,5 млн км, возможности большие, поэтому председатель Госкомитета пригласил в республику потенциальных инвесторов.
Технологии оленеводства
Помимо рыболовства традиционным промыслом для жителей Северных широт является оленеводство. Сейчас ситуация в оленеводстве понемногу стабилизируется, наметился постепенный рост поголовья домашних северных оленей, оленеводам выплачивают федеральные и региональные субсидии. Однако говорить о том, что создана высокорентабельная отрасль оленеводства, еще рано.
Выступление депутата Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, председателя постоянной комиссии по делам коренных малочисленных народов Таймыра и сельскому хозяйству Сергея Анатольевича Сизоненко было посвящено развитию оленеводства, развитию инфраструктуры переработки оленины.
Оленеводство является старейшей отраслью сельского хозяйства северных регионов. В России оленеводством занимается 19 народов из числа малочисленных коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Сейчас на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района находится более 111 тыс. домашних оленей и идет положительная динамика роста поголовья. Именно благодаря этим животным продуктивно используются миллионы гектаров пастбищ.
Две трети мирового поголовья оленей находится в России и отрасль надо развивать, для этого надо развивать переработку на небольших, современных убойных комплексах. Как шутят, оленя можно переработать до последнего вздоха, то есть на 100%. Хорошим примером служит Ямал, который поставляет переработанную продукцию не только по территории России, но и в Европу. Но должна быть государственная закупка продукции, так как у оленеводов нет доступа к рынкам сбыта.
Олени развивают территории
Значимость оленеводства особенно высока в структуре АПК районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, потому что более 80% поголовья северных оленей сосредоточено именно на этих территориях. Помимо всего, оленеводство – это основа традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов. О том, как оленеводство способствует развитию арктических территорий, рассказала руководитель отдела этносоциальных и этноэкономических исследований геосистем Академии наук Республики Саха (Якутия) Ирина Валентиновна Самсонова.
Поголовье оленей всегда колебалось в сторону уменьшения и увеличения. Но сейчас оленеводство переживает сложный период из-за сокращения поголовья оленей. Максимальная численность оленей была с 1968 по 1972 годы – почти 2,5 млн голов, доля частных оленей составляла 11-13%. В 1990-е годы положение в оленеводстве изменилось драматически, оно выразилось в существенном снижении поголовья оленей и частичном возврате к частному производству. К началу 2002 года в России оставалось только 48% от максимальной численности оленей.
С включением оленеводства в госпрограмму развития сельского хозяйства ситуация изменилась в лучшую сторону. В рамках госпрограммы на увеличение поголовья оленей в период 2013-2016 было направлено более 1,2 млрд рублей, и в результате поголовье выросло и сейчас составляет 1160 тыс. голов (68% от максимальной численности). Открыт селекционный центр по оленеводству при государственном научном учреждении Якутского НИИ сельского хозяйства по двум породам оленей, Национальный центр развития оленеводства на Ямале, и таких примеров развития много. В ряде регионов действуют предприятия глубокой переработки продукции оленеводства с возможностью поставки продукции за рубеж.
Помимо позитивных примеров существуют и проблемы, это право на землю, правовые проблемы, отсутствие федерального закона, экономические – связанные с отдаленностью, отсутствием первоначального капитала, слабой материально-технической базой. По мнению Ирины Самсоновой, оленеводство – это базис для сохранения культуры, а при господдержке оно станет устойчивой отраслью АПК, тем более, что оно всегда рентабельно.
Аквакультура в арктической зоне
Следует признать, что российская аквакультура в целом, а арктическая в частности, пока еще находится на начальной стадии развития. Что же всё-таки сдерживает развитие аквакультуры, и есть ли стимулирующие факторы, готова ли инфраструктура и логистика к развитию аквакультуры, привлекательны ли инвестиции в эту отрасль в северных регионах? Точку зрения Федерального селекционно-генетического центра рыбоводства на вопрос развития аквакультуры в арктической зоне озвучил его начальник Анатолий Александрович Лукин.
Из всей добываемой в мире продукции (рыба и морепродукты) почти 70% приходится на аквакультуру. В России, к сожалению, ситуация несколько иная, мы до сих пор не достигли показателей, которые были в СССР, хотя тогда основным было карповодство, а сейчас появилось сиговодство, разведение лососевых рыб. «Мы пытаемся создавать новые селекционные центры, а с другой стороны, не развиваем то, что уже имеем, – считает Анатолий Лукин. – Например, наш Федеральный селекционно-генетический центр рыбоводства содержит две породы форели, вкладывая деньги в развитие этого направления, мы уже готовы выдавать нормальный посадочный материал, что в небольших объёмах мы уже и делаем».
Когда говорится о Севере, то в первую очередь, имеются в виду лососевые и сиговые виды рыб как самые перспективные объекты аквакультуры. В частности, спикер обратил внимание слушателей на гольца, на необходимость его селекции и финансирования таких работ. Еще одно национальное достояние – сиги, гибриды сиговых рыб – прекрасный объект выращивания. Докладчик указал на необходимость маркетинговых исследований, подготовку бизнес-планов, привлечение науки.
Также Лукин поднял вопрос о получении энергии из горящих факелов. При наличии чистейшей воды можно сделать установки замкнутого водооборота и получать клариевых сомов. «Надо внедрять новые, современные интенсивные технологии. Используя те же установки замкнутого водооборота, мы можем существенно повысить эффективность аквакультуры, в том числе на Севере», – считает начальник селекционно-генетического центра.
Российская аквакультура находится в начальной стадии своего развития. Несколько лет назад был принят закон об аквакультуре, но уже он требует доработки и новых решений. По мнению Лукина, нужна разработка эффективных экономических и административных механизмов, которые обеспечивали бы развитие аквакультуры. «Если показать, что инвестиции – вещь достаточно привлекательная, если на Севере, как в оленеводстве, организовать господдержку, будем иметь позитивный эффект», – уверен Анатолий Александрович. Также была отмечена проблема с кадрами и необходимость формирования системы стандартов, правил, которые будут гарантировать качество и безопасность, прослеживаемость продукции аквакультуры.
Восстановление популяций рыб
Сумской лососево-сиговый питомник является полносистемным рыбоводным хозяйством, занимается только получением жизнестойкой икры и молоди, о его работе рассказал директор питомника Владимир Васильевич Елисеев. Продажи продукции питомника уже дошли до Крайнего Севера, не один год она поступает в Тазовскую губу, а в 2017 году были совершены уже большие выпуски – почти 14,5 млн муксуна выпустили в реку Таз. Инкубация и содержание маточных стад проводится в Санкт-Петербурге, что экономически выгоднее, чем на Севере. На Север уже поставляется икра на стадии глазка, на месте ведётся доинкубация и мальки выпускаются в озёра. Специалисты питомника контролируют всю биологию, ихтиопатологию до выращивания товарной навески до 1 г.
Спикер предложил, чтобы два крупных сиговых питомника Северо-Запада содержали ремонтно-маточное поголовье сиговых видов рыб в количестве, необходимом для зарыбления северной акватории. «Мы могли бы ежегодно поставлять 100-120 млн икры сиговых, – уверен Елисеев. – И как сказали коллеги, большие заводы строить не надо, маленькие локальные станции доинкубации икры и подращивания жизнестойкой молоди в естественной среде, не на комбикормах импортного производства, позволят получать крупный посадочный материал».
Движение на Север
Для большинства Арктических территорий характерны сложные природно-климатические условия, короткий вегетационный период, небольшая численность сельского населения. Все это не позволяет обеспечивать население сельскохозяйственной продукцией местного производства в полном объеме и в необходимом качестве. В результате все арктические территории зависимы от завоза продуктов из других регионов России. И всё-таки северные регионы не могут жить только на привозном продовольствии. Производство местных продуктов питания должно рационально сочетаться с завозом высококачественной продукции из других регионов. На развитие сельского хозяйства за Полярным кругом нельзя смотреть с позиции сиюминутной экономической выгоды. От качественных и свежих продуктов питания зависит здоровье людей, проживающих на Севере.
На прошедшей рабочей сессии были затронуты вопросы только рыбоводства и оленеводства, хотя в Арктике есть и другие отрасли АПК. Надеемся, о них речь пойдет в следующий раз.
Кстати, в связи с глобальным потеплением открываются благоприятные перспективы продвижения земледелия далеко на Север. Кто знает, может продовольственный потенциал России будет прирастать именно Арктикой.