На трёх китах

С.В.Щепеткина
к.вет.н., руководитель научного консультационного центра ФГБОУ ВО СПбГАВМ

На трёх китах

Моя статья должна была раскрыть несколько другую тему, однако на фоне общей экзальтации успехами РФ в плане увеличения объема экспортируемой продукции считаю необходимым обратить внимание на пока обратимые последствия масштабирования производства в сельском хозяйстве, а именно – в животноводстве. 

В настоящее время российскими предприятиями проводится плановое увеличение и расширение ареала экспортного потенциала. По данным Министерства сельского хозяйства РФ, объем экспорта сельхозпродукции и продовольствия в 2018 году составил $25,7 млрд, что на 19% больше показателя 2017 года. Основной прирост получен за счет увеличения экспорта зерновых культур до $10,5 млрд, что на 39,5% или на $3,0 млрд больше, чем в 2017 году.

В 2018 году в структуре экспорта продукции АПК максимальная доля (40,7%) приходится на зерновые культуры, доля рыбы и морепродуктов составляла 19,9%, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности и масложировой продукции – 13,6% и 12,3% соответственно.

Какой ценой далось увеличение объемов производства? Желание получить урожай любой ценой привело к колоссальным убыткам и разорению многих пчеловодов России. Причинно-следственные связи будут, безусловно, установлены, но далее нужна ликвидация ошибок, которых можно было бы избежать.

В этой статье я хотела бы напомнить о трех давно забытых китах, на которых раньше держалось животноводство – здоровье животных, здоровье людей и безопасность  выпускаемой продукции.

Кит № 1. Здоровье животных

Советскому Союзу всегда была свойственная гигантомания. Именно поэтому в нашей стране строили крупнейшие предприятия по производству мяса, яиц, молока, которых нет нигде в мире. В Ленинградской области это – крупнейшая в СССР яичная птицефабрика «Синявинская», крупнейший в Европе свинокомплекс-двухсоттысячник «Восточный», хозяйства по производству молока – по одной-две-три тысячи голов дойного стада.

За рубежом же система производства выстраивалась иначе.

В условиях крупнотоварного производства многие процессы протекают совершенно иначе, чем на фермах с небольшим поголовьем. Многократно возрастает нагрузка на иммунную систему животных, микроорганизмы распространяются и усиливают вирулентность с огромной скоростью. Недостатки технологии в разы усиливают эти процессы и возникают так называемые оппортунистические инфекции – болезни, вызванные ассоциациями собственной микрофлоры организма.

Эти проблемы могут решить только ветеринарные специалисты путем организации системы противоэпизоотических профилактических, ветеринарно-санитарных, общехозяйственных мероприятий. Понятно, что без командной работы здесь не обойтись – нужны и зоотехники, и агрономы, и поддержка руководства. Все, как у людей.

Поэтому широко распространенной формой обучения специалистов в СССР, а в течение ряда лет и в постсоветской России, было заключение предприятиями хоздоговоров, а научно-исследовательские институты уделяли особое внимание разработке не просто препаратов, а системам ветеринарных мероприятий.

А что сейчас?

Десятилетиями сложившаяся практика поддержания благополучной эпизоотической ситуации в условиях масштабирования производства становится неэффективной. А научиться новым методам диагностики, профилактики, лечения на практике сегодня просто негде. Если азам работы с собаками и кошками студент может научиться практически в любой клинике, то на предприятия студентов по причине необходимости соблюдения биобезопасности и сохранения коммерческой тайны никто не пускает. То же – с научными исследованиями. Но ведь нельзя из вивария с апробацией на 150 головах идти с вакциной на 15-миллионное поголовье.

На протяжении последних двух десятилетий перед государством стояла задача любой ценой обеспечить продовольственную безопасность страны. Но цена оказалась очень высокой.

Яркий пример: новое поколение не знает, что такое гоголь-моголь, но зато прекрасно знает, что сырые яйца опасны для здоровья, так как из-за них можно заболеть сальмонеллезом. Вместе с тем сальмонеллы являются нормальными обитателями слепых отростков кишечника птицы и в просвет кишечника выходят только при высокой стрессовой нагрузке (вот оно – масштабирование производства!). А для того, чтобы удержать сальмонеллу в рамках, требуется не только высокая квалификация, но и системная работа всей команды специалистов предприятия, и, безусловно, при поддержке собственников предприятия, в задачу которых в первую очередь входит увеличение объема производства.

Получается замкнутый круг. И здесь самое время перейти ко второму киту.

Кит № 2. Здоровье людей

Начну с глобального, закончу частностями.

В апреле 2019 года в отчете межведомственной комиссии по антимикробной резистентности генеральному секретарю ООН было подчеркнуто:

«Нет времени ждать. Если мир не примет срочных мер, устойчивость к противомикробным препаратам будет иметь катастрофические последствия в течение жизни одного поколения». Это наше с Вами поколение.

Антибиотикорезистентные микроорганизмы появляются от неправильного применения антибиотиков и плохой гигиены, они могут получать гены резистентности от других микроорганизмов, вырабатывать их в ответ на воздействие даже микродоз антибиотиков. Они вызывают резистентность собственной микрофлоры, а та, в свою очередь, передает гены резистентности «посторонним» микроорганизмам. Так появляются супербактерии.

Именно поэтому огромной проблемой является неправильное применение антибиотиков в сельском хозяйстве – с целью профилактики, повышения сохранности и продуктивности животных и птицы. Большая часть антибиотиков попадает в окружающую среду с продуктами выделения животных – в качестве органических удобрений. При этом антибиотики не разрушаются при воздействии температур, впитываются всеми частями растений, и получается замкнутый круг – снова попадают либо в пищу животным, либо в пищу людям.

Еще один пример. В 90-е годы прошлого столетия в нашу страну пришли многие зарубежные технологии. Например, «датская» технология привезла к нам в 90-х не только оборудование и эффективную систему выращивания свиней, но и систему применения так называемых «кормовых» антибиотиков. Однако не многие знают, что та же Дания отказалась от них еще в 1999 году, а к настоящему времени отказалась от применения в животноводстве и фторхинолонов, и цефалоспоринов, и макролидов.

Но только в октябре 2018 года парламент ЕС законодательно зафиксировал запрет на применение антибиотиков в животноводстве с профилактической целью. Зафиксировали уже состоявшийся и давно отработанный на государственном уровне факт. У нас же получается, что основной государственной задачей является «найти и обезвредить», а не «не допустить».

Исходя из вышеизложенного, становится ясным, что нашей стране очень срочно нужны не очередные контрольно-надзорные мероприятия и новые законы, а системная, кропотливая работа по организации систем мероприятий, обеспечивающих здоровье животных и птицы, выпуск безопасной для людей продукции животноводства.

На начальном этапе внедрения программ по снижению количества применяемых антибиотиков необходим пересмотр системы диагностических, противоэпизоотических, ветеринарно-санитарных, общехозяйственных мероприятий. Безусловно, эта работа требует не только человеческих, но и финансовых вложений. Именно поэтому здесь необходима поддержка государства и собственников предприятий.

Необходимо донести до собственников и акционеров предприятий понимание того, что такие программы выгодны, в первую очередь, им самим. А еще – что эти программы возможно организовать в условиях промышленного животноводства и птицеводства, на предприятиях по производству мяса, яиц, молока и даже рыбы. Утопия, скажете Вы? Нет. И положительный опыт реализации таких программ, и предприятия, выпускающие безопасную и качественную продукцию, в нашей стране уже есть.

В декабре 2018 года впервые в Российской Федерации в рамках региональной программы Белгородской области организована система контроля антимикробных препаратов на предприятии ООО «БИЗНЕС ФУД СФЕРА». Бренд «Белая Птица» получил разрешение на маркировку зарегистрированным торговым знаком «Без антибиотиков».

«Эта работа не была бы проведена, если бы не поддержка руководства предприятия, командная работа на каждом этапе технологического цикла предприятия», – говорит главный ветеринарный врач «БИЗНЕС ФУД СФЕРЫ», кандидат ветеринарных наук Виталий Викторович Пономаренко. – В соответствии с условиями добровольной сертификации по «Системе контроля антимикробных препаратов – СКАМП» на предприятии организована жесткая система контроля бактериальных болезней птиц, применения антибиотиков, контроля остаточных количеств антибиотиков и эпидемически значимых микроорганизмов в каждой партии продукции перед выпуском в реализацию. Системой предусмотрено отсутствие антибиотиков на уровне минимальных предельных значений известных на сегодня методик».

Примерно такая же ситуация сложилась и на крупнейшем в России предприятии по производству яиц – на АО «Птицефабрика «Синявинская». Летом 2016 года генеральным директором предприятия стал ветеринарный врач, кандидат ветеринарных наук Артур Михайлович Холдоенко.

Во многом благодаря именно «Синявинской» в российском рейтинге по производству яиц Ленинградская область занимает первое место в России.

Сегодня на птицефабрике единовременно содержится более 5,5 млн голов кур-несушек. Длительность продуктивного периода – 630 дней. За три года предприятие не только вышло на новый уровень производства, но и является крупнейшим российским экспортером яиц в Российской Федерации. Благодаря слаженной работе команды и грамотному руководству за период с 2016 по 2019 год производство яиц увеличилось на 18,1%. Экспорт продукции предприятия на сегодня составляет около 31,75 млн шт. яиц в месяц.

Сложно поверить, что на крупнейшем в стране птицеводческом предприятии антибиотики не применяются вообще. Однако этот факт подтвержден крупнейшими международными аудиторскими компаниями, а полное отсутствие антибиотиков в продукции подтверждено полученным предприятием разрешением на маркировку «Без антибиотиков».

А еще очень важно отметить, что, несмотря на проведенную на предприятиях колоссальную работу, продукция данных предприятий не подорожала! Значит, производителю выгодно производить такую продукцию?

И здесь, вот он – третий кит.

Кит № 3. Безопасность продуктов питания

Совсем недавно Минздрав констатировал резкое увеличение смертности в России за последние полгода. Можно с большой уверенностью предположить, что это вызвано не только «оптимизацией» системы здравоохранения, но и некачественными, опасными для здоровья людей продуктами питания.

Сегодня в молоке, мясе, яйцах, рыбе постоянно выявляются эпидемически значимые микроорганизмы (сальмонеллы, листерии, стафилококки, синегнойная палочка и др.). Регулярно выявляются остаточные количества фармакологически активных веществ, в первую очередь антибиотиков. Антибиотики, поступающие к нам с едой, могут вызывать не только аллергическую реакцию (об этом знают все!), но и различные нарушения в работе нашего организма. При этом в молоке, например, нормируются только 5 антибиотиков, а остальные, применяемые для лечения коров, – нет. То есть наличие их в молоке не запрещено.

Дошло до того, что антибиотики находят даже в яйцах, хотя они в принципе не должны применяться курам-несушкам именно по причине опасности попадания антибиотиков в организм людей.

При этом не факт, что выявление антибиотиков в продуктах питания не является результатом недобросовестной конкуренции.

Только вот в условиях масштабирования производства проверить можно далеко не каждую партию продукции. Например, в Белгородской межобластной лаборатории в 2017 году была проверена всего 1 проба на 800 тыс. кг мяса. А по причине загруженности длительность исследования могла составлять и неделю, и два месяца. Что останется от партии через два месяца? Ничего, все уже съедят.

Производителям нужна помощь

Сложившаяся на территории РФ практика возложения ответственности на производителя за выявленные остаточные количества антибиотиков и наличие эпидемически значимых, социально опасных микроорганизмов независимо от региона и места выявления (перекупщики, торговые сети и др.) вынуждает искать новые пути и подходы к решению данной проблемы.

Эффективным решением проблемы является обеспечение лабораторного контроля остаточных количеств антибиотиков и эпидемически значимых микроорганизмов в лабораториях по месту расположения производства продукции.

«Считаю целесообразным проведение исследований в аккредитованных лабораториях по месту нахождения производителей продукции. Такой подход позволит не допустить попадания остаточных количеств небезопасных для людей фармакологически активных лекарственных средств, доказать отсутствие запрещенных веществ в продукции, отгруженной в другие регионы РФ, предотвратить случаи попадания остаточных количеств АМП и эпидемически значимых микроорганизмов в продукты питания для людей, а также существенно облегчит процедуру проведения необходимых экспортных испытаний и защитит товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции», – считает Артур Михайлович Холдоенко.

Только тогда потребители смогут быть уверены в том, что каждая партия продукции проверена, не содержит ни опасных микроорганизмов, ни остаточных количеств антибиотиков, никаких других опасных веществ.

Отличить такую продукцию возможно по специальной маркировке: сверху надпись «Без антибиотиков», а внизу – в зависимости от спектра проверяемых веществ – СКАМП (система контроля антимикробных препаратов) или ФАЛЕС (фармакологически активные вещества). Обе системы добровольной сертификации зарегистрированы в Росстандарте и действуют на территории Российской Федерации.

47-й регион мог бы стать пилотным в данном вопросе. Польза для области очевидна: забота о здоровье собственного населения, получение отчислений и налогов от производителей; обеспечение и развитие конкурентоспособности и инфраструктуры лабораторных исследований на территории области. К тому же Ленинградская область подтвердила бы свой статус одного из самых заботящихся о здоровье и качестве жизни людей региона Российской Федерации.

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Деловая программа для «Россельхозцентра»

Деловая программа для «Россельхозцентра»

Для делегации ФГБУ «Россельхозцентр», приехавшей на агротехническую выставку «Всероссийский день поля – 2019», ленинградские коллеги подготовили обширную трёхдневную деловую программу.

На трёх китах

На трёх китах

С.В.Щепеткина
к.вет.н., руководитель научного консультационного центра ФГБОУ ВО СПбГАВМ

Моя статья должна была раскрыть несколько другую тему, однако на фоне общей экзальтации успехами РФ в плане увеличения объема экспортируемой продукции считаю необходимым обратить внимание на пока обратимые последствия масштабирования производства в сельском хозяйстве, а именно – в животноводстве.

Уникальная комбинация для рубца

Уникальная комбинация для рубца

Г.Ю.Лаптев
Е.А.Йылдырым
Л.А.Ильина
В.А.Филиппова
А.В.Дубровин
Н.И.Новикова
Д.Г.Тюрина
Т.П.Дуняшев
В.Х.Меликиди
Е.А.Бражник
ООО «БИОТРОФ»

Микробные токсины – это ядовитые продукты метаболизма бактерий (которые подразделяются на эндотоксины и экзотоксины) и плесневых грибов - микотоксины.