Антибиотики в животноводстве и птицеводстве применялись всегда, наверное, с момента изобретения пенициллина. Но потом выяснилось, что они наносят вред людям, так как вызывают антибиотикорезистентность микроорганизмов, а остаточные количества антибиотиков, попадающие в организм человека с продуктами питания, оказывают негативное влияние на здоровье людей.
Если Европа и другие страны мира занялись решением этой проблемы еще два десятилетия назад, то в нашей стране, где главной задачей было накормить людей, об этом и не задумывались. Европе потребовалось 20 лет, чтобы на законодательном уровне внести запрет на применение антибиотиков с профилактической целью. У нас этот процесс еще впереди.
В 2017 году Правительством РФ принята Стратегия предупреждения распространения антимикробной резистентности в Российской Федерации до 2030 года, а в феврале 2018 года в Росстандарте зарегистрирована система добровольной сертификации – «Система контроля антимикробных препаратов (СКАМП)». По результатам выполнения условий сертификации предприятию может выдаваться разрешение на маркировку зарегистрированным торговым знаком «Без антибиотиков». А условия сертификации весьма серьезны: поддерживать иммунитет и снижать стресс до такого уровня, чтобы животные и птица не болели. Не болеют = не надо применять антибиотики = нет вреда здоровью людей. Первой птицефабрикой яичного направления, организовавшей систему контроля антимикробных препаратов и получившей разрешение на маркировку «Без антибиотиков», стала АО «Птицефабрика Синявинская» – крупнейшее предприятие по производству яиц в Российской Федерации.
Знак «Без антибиотиков» не просто означает, что продукция не содержит ни микрограмма антимикробных препаратов. Он означает, что технология производства яиц находится на высочайшем уровне и соответствует всем международным и российским стандартам качества и безопасности.
Вручение Разрешения на применение знака соответствия «Без антибиотиков» генеральному директору АО «Птицефабрика «Синявинская» Артуру Михайловичу Холдоенко состоялось 2 октября 2019 года.
«Птицеводство – одно из главных направлений развития агропромышленного комплекса Ленинградской области. Мы – лидеры в России по производству яиц и мяса птицы, поэтому для нас вопросы соблюдения норм производства продукции имеют особое значение. Маркировка знаком «Без антибиотиков» дает потребителям уверенность в безопасности и качестве товара, а птицефабрике – репутацию добросовестного, ответственного производителя и, соответственно, – рост конкурентоспособности, в том числе на международном рынке. Это первая птицефабрика, которая обеспечивает 50% объёма экспорта яйца РФ. Поэтому очень важно доказать западным партнёрам, что наше яйцо чистое, без антибиотиков», – подчеркнул заместитель председателя правительства Ленинградской области – председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Олег Михайлович Малащенко, присутствовавший на торжественной церемонии.
Слом стереотипов
«Отрадно, что предприятие реализовало технологию СКАМП, – рассказала Светлана Владимировна Щепеткина, руководитель научного консультационного центра Санкт-Петербургской государственной академии ветеринарной медицины, разработчик и руководитель программы добровольной сертификации СКАМП. – Генеральный директор АО «Птицефабрика «Синявинская» Артур Михайлович Холдоенко не просто ветеринарный врач, а кандидат ветеринарных наук. Именно поэтому он смог реализовать сложнейшую задачу – в условиях промышленного птицеводства на крупнейшей яичной птицефабрике страны организовать процесс производства так, чтобы максимально обеспечить защиту иммунной системы птицы и снизить заболеваемость практически до нуля. Ведь чем больше масштабируется производство, тем больше птица испытывает стресс, тем больше размножается микроорганизмов и выше риски развития инфекций. Разработать технологию, позволяющую птице не болеть – воистину виртуозная работа ветеринарных специалистов на высочайшем уровне профессиональных компетенций. Безусловно, решить эти задачи невозможно без командной работы всех специалистов предприятия. И здесь очень важно, что эта задача поддержана акционерами предприятия. Предприятию потребовалось примерно полтора года на то, чтобы отрегулировать всю систему производства, но не 20 лет, как в Европе. Именно поэтому огромное счастье, что птицефабрике это удалось».
«Это слом стереотипов, – уверен Артур Холдоенко. – Самое тяжелое было выйти за рамки того, что мы привыкли делать последние 20-30 лет. Людям, отработавшим столько лет, пришлось менять свои жизненные позиции. Это был большой труд всей команды птицефабрики. Естественно, не обошлось без поддержки государственной ветеринарной службы, нашего главного финансового партнера – Сбербанка, комитета по АПК ЛО. Ленинградская область впереди планеты всей – первое место по производству яйца в России, первые в экспорте яйца и яичных продуктов, теперь первые без антибиотиков – это гордость за весь регион».
Мировые показатели
Один из 21 птичников на 250 тысяч кур-несушек удалось посетить гостям этого исторического события. По старым советским меркам это птицефабрика среднего размера, а сейчас – одно высокотехнологичное помещение. Оборудование сделано из пластика с целью его долговечности и гигиеничности, его легко мыть, чистить, дезинфицировать после завершении цикла во время профилактического перерыва, длящегося один месяц.
Кормят кур 8 раз в день рационом, который сбалансирован по всем питательным веществам, микроэлементам, аминокислотам, витаминам и т.д. Для достижения высокой продуктивности их кормят так, как кормят спортсменов высоких достижений. Каждая курица также имеет постоянный доступ к чистой питьевой воде.
В помещении компьютерная система поддерживает определенный микроклимат, для чего по всему птичнику стоит порядка 15 датчиков, контролирующих температуру, влажность, скорость движения воздуха, содержание углекислого газа, аммиака и т.д. Все 24 часа в сутки и 365 дней в году микроклимат поддерживается в автоматическом режиме. В птичнике работает всего два человека, которые следят за обстановкой, хотя программное обеспечение передает всю информацию главному зоотехнику, который видит, как все работает на модели птичника в электронном виде. Влияние человека здесь минимально.
Куры-несушки кросса Декалб содержатся в птичнике с 16-й до 90-й недели жизни, один цикл длится 630 дней. Так долго птицу может держать только птицефабрика, которая поддерживает иммунитет птицы на высоком уровне. За период содержания одна курица несет 460 яиц, то есть почти каждый день – яйцо. Продуктивность птицы на фабрике составляет 84%, и это очень высокий показатель. «Если сравнивать технологические показатели, то в России мы единственные из крупных фабрик, кто так долго держит птицу и получает такие показатели, – рассказывает Артур Михайлович. – Но мы идем к следующему мировому показателю: в 2020 году у нас будет технология «100 недель», то есть мы будем получать 500 яиц от одной несушки. Такого нельзя добиться, просто взяв и захотев, к этому надо идти пару лет, выстраивая всю технологию, чтобы птица жила и была экономически оправданна. Это длительный процесс. К показателю 90 недель мы шли полтора года, а на 2021 год у нас в планах добиться показателя «110 недель».
Можно сделать
У птицы есть критические точки по иммунитету, и, как у любого живого существа, иммунитет можно контролировать и поддерживать. Главной задачей является создание такого иммунного статуса, чтобы птица не могла заболеть. Если птица заболела, ее надо лечить, а любое инфекционное заболевание лечится антибиотиками. Почему встает вопрос запрета применения антибиотиков? Не потому, что это вредно для курицы, а потому, что продукты питания с остаточными количествами антибиотиков вызывают нарушения в организме людей и антибиотикорезистентность микроорганизмов, постоянно обитающих в организме человека. Что происходит дальше? Резистентные микроорганизмы передают гены резистентности (а этому механизму более 3,5 млрд лет!) другим микроорганизмам. Таким образом возникают супербактерии и развивается устойчивость с медицинским антибиотикам. Именно поэтому весь мир говорит, что надо прекратить эту цепочку, не надо использовать антибиотики с профилактической целью. Ни людям, ни животным, ни птице. Их надо использовать только тогда, когда это действительно необходимо. Технологии, которые были 30 лет назад и уровень научной обоснованности птицеводства, животноводства, да и гуманной медицины тогда не позволяли обходиться без антибиотиков, но современные технологии и профессионализм специалистов дают возможность это сделать.
«Существовал такой миф, что при такой большой концентрации птицы, как у нас, производить яйца без антибиотиков невозможно. Возможно! – уверен Артур Михайлович. – Просто надо выстроить такую систему взаимодействия производства, госветслужбы, государственных инспектирующих органов, чтобы не прятать от них свои недоработки, а устранять. Мы работаем по принципу «никто не виноват». Наша задача найти истинную цель и достичь ее. Только когда во всем доходишь до цели – в трудовой и производственной дисциплине – то получаешь, что и на такой фабрике все можно сделать».
Тратить меньше
Почему «Синявинская» больше не использует антибиотики? Потому что птица здоровая. Здесь так соблюдают все нормы и правила, и птица здорова всегда, и нет необходимости использовать антибиотики. По словам генерального директора птицефабрики, использование технологии без антибиотиков не удорожает продукцию, наоборот, если все хорошо, то не надо тратить дополнительных средств. Если птица ничем не болеет, содержишь ее правильно, то нет дополнительных затрат. Идет наоборот, удешевление. «Антибиотики применяются, когда что-то не так, тогда приходится производить дополнительные затраты. К тому же фабрика, у которой не все хорошо, держать птицу 630 дней не может. Чтобы додержать птицу хотя бы до 500 дней, ее надо постоянно стимулировать и поддерживать ее здоровье и яйценоскость. Конечно, эта система, как и любая другая, стоит денег. В месяц мы тратим на нее 20 млн рублей. Если бы не работали так, то тратили бы 50-60 млн рублей. Мы получаем экономическую выгоду от этой системы», – доволен Артур Холдоенко.
Не довольствоваться малым
В России вся нормативная база по применению лекарств родом из СССР. Многих антибиотиков, которые сейчас используются в сельском хозяйстве, не было, они отсутствуют в перечне разрешенных препаратов, причем, нет не только коммерческих названий, но и действующих веществ. Многие животноводы используют эти антибиотики, потому что документально их нигде не запрещено использовать. При достижении определенных объемов производства, производители начинают думать над качеством. «Синявинская» решила не укладываться в предельно допустимую остаточную норму, а пойти дальше. И пришла к тому, что у них антибиотиков «0».
Экспорт подтолкнул
К технологии «Без антибиотиков» птицефабрику, у которой есть разрешение на экспорт в 50, а осуществляется экспорт сегодня в 8 стран, подтолкнул, в том числе, именно экспорт. Например, арабские партнеры «Синявинской» требуют, чтобы даже продуктов распада антибиотиков в яйце не было. Проходя аттестацию продукции на поставку в Китай, приходится проверять ее на 68 антибиотиков. У нас в стране нет ни одной лаборатории такого уровня, поэтому приходится отправлять продукцию по разным уголкам страны, чтобы получить результаты необходимых исследований для оформления сертификата на экспорт. Плюс ко всему, не все лаборатории аккредитованы под требования стран-экспортеров. Поэтому выходом из сложившейся ситуации будет приобретение Ленинградской областью лабораторного оборудования для определения остаточных количеств антибиотиков за 13 млн рублей, которое сможет проверять продукцию на 90 наименований антибиотиков.
О прозрачности
«В системе СКАМП предусмотрено, что нас будут проверять, без нашего участия покупать нашу продукцию в любом магазине любого региона, проводить ее исследование в любой лаборатории. Мы подписались под этими требованиями, потому что уверены в своей продукции. Прозрачность и прослеживаемость – это очень важные темы на сегодня. Благодаря системе Меркурий известно, когда какое яйцо от какой курицы произведено, в какую упаковку положено и в какой магазин поставлено. Все можно отследить, «отмотать» информацию вплоть до того, от каких родителей получено это яйцо и когда эта птица была выведена в инкубаторе. Эта информация – очень серьезная штука, это 100% евростандарт работы», – говорит Артур Холдоенко.
Секреты технологии
Принципы технологии «Без антибиотиков» работают в любой отрасли животноводства. Есть базовые, научно-обоснованные принципы, несколько отличающие по подотраслям, свои – в свиноводстве, в молочном животноводстве, в бройлерном птицеводстве. Однако на первый план долгие годы выходил вопрос технологического исполнения, вопрос коммерческой жадности, совести. «Отдавать технологию кому-то мы не будем, продавать тоже, мы будем яйца продавать. С кем-то из коллег мы поделимся, чтобы это пошло в массы. Америка шла к этому 30 лет, Европа 20 лет, а мы должны пройти этот путь за 5-7 лет. Когда в спорте высоких достижений есть десятая доля секунды форы, то ты уже потенциально будешь призовым. Вот мы сейчас для себя делаем эту долю секунды, чтобы быть впереди», – уверен Артур Холдоенко.
Об инвестициях
«Все наши инвестиции прошлого года пошли в качество продукции. Мы поменяли часть оборудования, чтобы обеспечивать хорошее качество яйца. И в этом году мы потратим на это же порядка 40-50 млн рублей, построим дополнительно 5 сортировальных зданий для предварительной сортировка яйца, это отразится на качестве. В 2019 году мы уже потратили 80 млн рублей на новые кормовозы. Каждый год у нас есть инвестиционная программа, которой мы шлифуем то, что еще можно доработать. Мы пользуемся программой поддержки от областного Правительства, например, в 2019 получили компенсацию за удорожание кормов, это существенная сумма. По области было выделено 200 млн руб., мы тоже из этого получили серьезную поддержку. В ряде регионов такого нет. Мы за любую поддержку. Раньше была госпрограмма. Теперь мы на таком уровне, что можем вести за свои деньги реконструкцию и модернизацию. Теперь господдержка идет на другие направления», – говорит А.Холдоенко.
Свои исследования
«Каждый месяц мы проводим от 10 до 15 промышленных испытаний разных технологий, добавок, ветеринарных средств. Внедряем в лучшем случае одну в 3 месяца. Эти опыты проводятся по месяцу, максимум – полгода. Эффективность оценивается по нескольким параметрам. Есть физические параметры – куры стали нести больше яиц, или больше яиц такой-то массы, их легко посчитать. Если посчитать невозможно, надо ждать эффект последействия, – рассказывает руководитель. – Все научные совместные с партнерами положительные опыты, которые экономически оправданы, мы у себя используем. Много разработок имеют эффект, но экономически нецелесообразны. Это могут быть дорогие единичные разработки, когда они пойдут в массы, станут дешевле. Благодаря такой работе мы используем некоторые методы, которые в России не использует никто. Также мы входим в рабочую группу по созданию российских кроссов птицы».
Комментарий главного государственного ветеринарного инспектора Ленинградской области Леонида Николаевича Кротова
На каждой птицефабрике разработаны планы ветеринарно-профилактических противоэпизоотических мероприятий, они согласовываются с руководителями ветеринарных служб района, с Управлением ветеринарии. Там все прописано, в том числе как избежать того или иного инфекционного заболевания. План включает в себя комплекс мер, задействованы не только ветеринарные специалисты, но и зоотехники, инженерно-технические службы, службы безопасности предприятия – все направлено на то, чтобы исключить проникновение инфекции в хозяйство. В силу разных причин на птицефабриках есть заболеваемость птицы и там применяют антибиотики. Без антибиотиков невозможно проведение ветеринарных мероприятий, но на «Синявинской» добились того, что регулярное, массовое использование антибиотиков исключено.
Приобретаемое Ленинградской областью лабораторное оборудование для определения остаточных количеств антибиотиков позволит определить более 90 видов антибиотиков и их соединений в молоке, мясе, рыбе, яйце. Приобретение такого прибора позволит проводить современные исследования, которые до сих пор в Ленинградской области не проводились. Лаборатория будет находиться в Приозерске в ведении Управления ветеринарии.
АО «ПФ «Синявинская» в цифрах
1976-1978 годы – строительство первой очереди комплекса.
2011-2014 годы – реконструкция предприятия, построены новые птичники.
1/3 – доля на рынке яйца в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
21 птичник промпроизводства.
14 птичников молодняка.
5,4 млн кур-несушек.
1,2 млн мест для молодняка.
1,35 млрд штук яиц произведено в 2018 году.
250 млн штук яиц поставлено на экспорт.
Яйцо, мясо, сухой яичный меланж – продукция птицефабрики.
Справка:
Ленинградская область по итогам восьми месяцев 2019 года занимает первое место в РФ по производству яиц (по итогам 2018 года – 3,167 млрд штук), второе – по поголовью птицы, четвертое – по производству мяса птицы в сельхозорганизациях.
Согласно данным статистики Федеральной таможенной службы, в 2018 году доля экспорта Ленинградской области по куриному яйцу составила порядка 40%, яичной продукции (сухой меланж, белок и желток) – 50% от экспорта по Российской Федерации. В 2018 года птицефабрики региона поставили за рубеж продукции птицеводства почти на 15 млн долларов, что составляет 7% от объема всего экспорта продукции АПК Ленинградской области.