Дни российского грибоводства

 Дни российского грибоводства

Главный форум российской грибной индустрии состоялся 29-30 сентября в Санкт-Петербурге. Организатором Дней Российского грибоводства выступила «Школа грибоводства».

В мероприятии приняло участие около 200 специалистов – производителей грибов, компоста, оборудования, мицелия, покровной почвы, средств защиты, упаковки, инвестиционных компаний, представителей профильных министерств, банков, ведущих российских и зарубежных экспертов.

Все о грибах

29 сентября, в первый день работы этого значимого для специалистов отрасли делового мероприятия на секции «Рынок, маркетинг, продажи» рассматривались вопросы российского грибного рынка и потенциал его развития, тенденции в ритейле России. Не обошли вниманием эксперты и европейские тенденции в потреблении грибов, а также опыт развития грибного рынка США. Спикеры задавались вопросом, как увеличить продажи грибов, а также доходность отрасли. Выступления вызывали оживленную дискуссию участников, но все мнения сходились в том, что рынок надо развивать и учитывать экономические интересы всех игроков.

На секции «Организация грибного бизнеса» можно было послушать интересные выступления об организации экологического контроля на грибной ферме, а также конкретные примеры реализации грибных проектов.

30 сентября мероприятие продолжилось. Участники секции «Вешенка и другие экзотические грибы» смогли послушать выступления, касающиеся выращивания вешенки в России и Испании, шиитаке в Китае и Японии, эринги в Швейцарии. На секции «Шампиньоны» упор делался на новом поколении быстрого мицелия, автоматизации как способе улучшения качества, качественных стеллажах, компосте, мицелии, добавках для увеличения урожайности. Также работали секции «Покровная почва» и «Наука и грибоводство».

Черты рынка

Основные черты рынка грибов озвучил организатор и модератор мероприятия, руководитель компании «Школа грибоводства», Александр Хренов в докладе «Российский грибной рынок: ограничения и потенциал развития в новых условиях». Несмотря на то, что за последние 4 года производство грибов увеличилось в 7 раз, а потребление на 63%, импорт грибной продукции все еще существует, хотя и падает. Прогнозируемые на 2020 год показатели импорта свежих грибов составляют 20 тыс. тонн, консервов 45 тыс. тонн, заморозки 15 тыс. тонн. В 2019 году эти показатели были 25,7 тыс. тонн, 54,1 тыс. тонн и 17,2 тыс. тонн соответственно. Как видно из данных, сейчас 75% импорта – это переработка, а раньше нам везли больше свежих грибов. На сегодняшний день российские грибоводы доминируют на рынке свежих грибов. Потребители переходят на потребление свежих грибов, которое с 2016 по 2020 год выросло на 166% – с 47,6 тыс. тонн до 126,5 тыс. тонн.

Все бы хорошо, но 2017 год стал тем рубежом, после которого цена стала ключевым вопросом для грибоводов, потому что она стала падать, в том числе в связи с вводом новых грибоводческих комплексов. И нет никаких предпосылок, чтобы цена увеличивалась. На сегодняшний день одним из потенциалов отрасли является замещение импортной переработки. В России перерабатывается всего около 1 тыс. тонн культивируемых грибов, а по шампиньонам и вовсе нет серьезной переработки. Производство консервов и пресервов, новых продуктов из грибов – вот где может быть развитие. Экспорт грибов – вопрос спорный. Например, за 8 месяцев этого года было поставлено на переработку в Беларусь 1 тыс. тонн грибов по совсем неинтересным ценам. Одним из путей наращивания потребления, а значит, и производства грибов, является увеличение душевого потребления свежих культивируемых грибов с 0,9 до 1,6 кг на человека в год, и потребления душевого потребления коммерческой грибной продукции с 1,3 до 2 кг. Исследования показывают, что всего 5% населения потребляют грибы каждую неделю, а 31% населения не покупают грибы вообще. Перспективной группой являются те 37% населения, которые покупают грибы 1 раз месяц и раз в 2-3 месяца. Для стимулирования потребления планируется совместная национальная PR кампания крупных отечественных производителей.

Выставка: широкий ассортимент

На выставке «Производство, переработка и упаковка грибов» компании из России, Европы и Азии представляли инновационные разработки.

Например, к сотрудничеству приглашала компания «Эко Гурман», ведущий на Северо-Западе РФ производитель субстрата для выращивания грибов вешенка. По словам генерального директора Александра Потапенко, объемы производства в 900 тонн готового субстрата в месяц при соблюдении технологии гарантируют клиентам 24% урожайности вешенок за 60 суток. Команда профессионалов компании, прошедшая обучение в Европе, разрабатывает технологии под клиента, закрепляет за ним технолога, гарантирует результат, а также готова выкупить готовый продукт.

Рязанская компания Peter peat производит все виды торфов и торфяных субстратов для производства шампиньонов из месторождений, расположенных на территории области и Карелии. Еженедельно производимые 1-2 тыс. тонн торфа обеспечивают работу грибоводческих предприятий в России, Донецкой, Луганской областях, в Казахстане.

Высокие компетенции в сфере производства грибов и компоста имеет и компания IGS Agro из Татарстана. «Нам ставили технологию производства шампиньонов лучшие голландские специалисты, а ключевые специалисты не только прошли обучение в Голландии, но и продолжают непрерывное обучение», – рассказали генеральный директор Азат Шайдуллин и исполнительный директор Дмитрий Рева. Собственное производство шампиньонов компании составляет 100 тонн в неделю, компоста – 600 тонн в неделю, половина которого идет на реализацию.

Основным направлением развития сельского хозяйства в 21 веке является биологизация и экологизация земледелия. Эта задача может быть решена через использование биологически активных органоминеральных удобрений на основе торфа. Именно этим и занимается «Русская торфяная компания», имеющая две производственные площадки по добыче торфа и обособленные подразделения по производству субстратов и покровной почвы для шампиньонов – в Свердловской и Смоленской областях.

Хотя некоторые виды компоста считаются качественными, часто они не содержат необходимого количества и типа протеинов (аминокислот), витаминов, минералов и микроэлементов для максимального роста и качества грибов. Органические добавки к компосту восполняют этот пробел. Добавки, производимые по новейшим технологиям в области требований к абсорбции у шампиньонов, вешенки и шиитаке предлагала на выставке компания ChampFood International, штаб-квартира которой находится в Нидерландах.

Ежегодная производственная мощность Тульской грибной компании составляет более 18 тыс. тонн компоста фазы 2. Компания не только обеспечивает своих клиентов компостом для шампиньонов с мицелием Sylvan, но и консультирует по вопросам создания грибных комплексов и сопровождает выращивание.

Обслуживание и поддержку производителей обеспечивает компания Sylvan – крупнейший поставщик мицелия грибов для российских грибоводов. Помимо разнообразных штаммов шампиньонов, компания располагает одной из крупнейших в мире коллекций сортов экзотических грибов, среди наиболее известных можно отметить вешенку, шиитаке, эринги, а также многие другие. Обширные научные исследования гарантируют хорошие и предсказуемые результаты, а также вывод на рынок новых штаммов. В ближайшее время ожидается новый мицелий, характеризующийся ускоренным зарастанием в вегетативной фазе.

Еще один производитель мицелия шампиньонов, представленный на выставке, – фирма Lambert, которая работает на рынке с 1919 года.

Производство алюминиевых конструкций, грибные комплексы под ключ по голландской технологии, а также новинки компании «GreenAl» представлял ведущий менеджер Марат Зайнашев. Отзывы о работе компании из Татарстана таких производителей грибов, как ООО «АйДжиЭс Агро», агрохолдинга «Выборжец», ООО «Грибная компания», являются высшей оценкой ее компетенций.

Компания «Интерагро» не только участвовала в выставке, но и в конференции, где с докладом выступил руководитель грибного направления Андрей Функ. Эксперт рассказал о трендах и новых разработках в области автоматизации грибного производства и о том, как внедрение подобных решений повлияет на качество урожая.

Современные решения для упаковки грибов для розницы предлагал тандем «Агропак»+ULMA (Испания). По словам менеджера по продажам оборудования Виктории Степаненко компании ULMA, упаковочные машины нового поколения SIENNA компании УЛЬМА отличаются универсальностью, эксплуатационной гибкостью и надежностью, что делает их идеальными упаковочными машинами для ряда продуктов. Компания «Агропак» в лице специалиста по продажам оборудования Евгения Латушкина знакомила посетителей выставки с комплексными решениями по предварительному охлаждению в вакууме шампиньонов, представила новую систему по точному взвешиванию грибов и учету работы сотрудников при сборе или упаковке.

Последние новинки в области оборудования и упаковки для свежих грибов представляла компания «Лидерпак» – от простых решений до сложных линий. Партнерами компании являются итальянские, испанские, немецкие производители оборудования и материалов, а клиентами – известные тепличные комбинаты.

Для тех же, кто интересовался переработкой грибов, в частности, заморозкой, компания «РУСБАНА», представлявшая польского производителя оборудования, готова была предложить свои решения, например, туннель для заморозки.

Дни Российского Грибоводства – уникальная площадка для всех, кто работает или хочет работать на стремительно развивающемся российском грибном рынке. Здесь можно установить новые контакты, обменяться опытом, обсудить новые проекты и многочисленные возможности российского грибного бизнеса.

Справка
Отрасль промышленного грибоводства в России выросла за последние годы в 3 раза, почти полностью вытеснила импорт и достигла годового объема производства 100 тыс. тонн. Россия стала третьей в Европе по объему производства шампиньонов.

Справка: Грибоводство Ленинградской области

В Ленинградской области работают три крупных производителя шампиньонов (ЗАО «Племенной завод Приневское», ЗАО «Южный гриб», агрофирма «Выборжец») и крупнейший в России производитель субстрата вешенки (ООО «Эко Гурман») общей проектной мощностью около 11 тыс. тонн грибов в год. Это 10% всех промышленных грибов России. Общая производственная площадь под круглогодичное выращивание грибов – более 4 га.

За 9 месяцев 2020 года в области произведено 4 тысячи тонн грибов, это почти на 50% больше, чем в 2019 году.

Региональная поддержка предприятиям круглогодичного производства грибов составляет 5,14 млн руб. на 1 га посевных площадей.

Поделиться статьей:

Возможно, вам это будет интересно:

Международная выставка технологий для животноводства и полевого кормопроизводства АГРОС-2021

Международная выставка технологий для животноводства и полевого кормопроизводства АГРОС-2021

Главной темой выставки АГРОС-2021 станет тема: «Здоровые животные – здоровые потребители».

Создавая совершенство

Создавая совершенство

Генеральный директор АО «Птицефабрика Роскар» Роман Валентинович Смирнов в интервью «СХВ» рассказал, как успешно выводить на рынок торговые марки яиц, что такое цифровизация в действии, кто является первооткрывателем упаковки с яйцами, и как можно зарабатывать на экологических проектах.

Форумы «ПротеинТек 2020», «ПроПротеин 2020» – о трендах и будущем мясной индустрии

Форумы «ПротеинТек 2020», «ПроПротеин 2020» – о трендах и будущем мясной индустрии

23-24 сентября 2020 года в Москве активно обсуждались инновационные и стратегические вопросы производства мяса, создание прорывных промышленных технологий в пищевой промышленности в рамках международных Форумов по производству и использованию кормовых растительных, микробных, животных протеинов «ПротеинТек 2020» и новых пищевых протеинов «ПроПротеин 2020»

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными новостями.