Что ждет молочный сектор?

Что ждет молочный сектор?

О вызовах и возможностях в молочной отрасли мы беседуем с генеральным директором СОЮЗМОЛОКО Артемом Беловым.

- Артем Сергеевич, интересен ли сектор производства молока-сырья для инвесторов?

- За последние 6 лет прирост объемов производства молока составил более 3,5 млн тонн. Среднегодовые темпы роста – порядка 3%, а в 2020 году производство увеличилось на 4-5%, до 23,5 млн т. Выпуск увеличили почти все крупнейшие производители молока из топ-30. При этом почти треть из них выросли больше чем на 20%. В целом за последние три года топ-30 крупнейших производителей молока показали рост в 32%. Самые высокие темпы – у «Эконивы», «Зеленой Долины», «Молвеста», «Агропромкомплектации» и Агрохолдинга «Степь». При этом у многих компаний из этого списка большие планы по дальнейшему  наращиванию объемов производства. В ближайшие два годы мы увидим изменения в первой пятерке производителей. Это показывает, что сектор сохраняет свою высокую инвестиционную привлекательность.

- Какие тенденции сейчас наблюдаются в доходности производства и переработки молока?

- Рост цен на молочную продукцию на фоне падающих доходов населения ведет к снижению ее потребления. Понятно, что, в свою очередь, это отражается и на снижении спроса на сырье. В результате мы имеем падение закупочных цен и сокращение производства. Надо быть готовыми к тому, что это явление долгосрочное. Чтобы всей отрасли выжить, нужен компромисс участников рынка, нужны долгосрочные контракты, которые позволят гарантировать доходность по всей цепочке.

В 2021 году рисками будут являться усиление административного давления – внедрение систем прослеживаемости, различные экологические нововведения и инициативы и т.д. Все это будет влиять на доходность производителей и переработчиков.

- С чем был связан рост переработки за два последних года?

- Рост переработки был связан с ростом спроса на молоко и молочную продукцию в 2019-2020 годах. Ослабление рубля ослабило позиции импорта и сделало более конкурентоспособным экспорт, способствовало серьезному импортозамещению, прежде всего, сыров, сыворотки, сухого молока, масла. Такая динамика, скорее всего, сохранится и в 2021 году. Особенно это касается категории сыров. Большое число российских производителей серьезно вкладывают в проекты по производству сыра. По нашим оценкам, рост этого рынка составит 100 тыс. т, это примерно 40% от производимых в настоящий момент объемов сыров.

- Каким образом импортозамещение повлияло на импорт молочной продукции?

- Последние 5-6 лет мы наблюдаем устойчивую тенденцию снижения импорта, изменение его структуры. 2020 год не был исключением, прогнозируется снижение импорта на 200 тыс. т в молочном эквиваленте. При этом мы вышли на уровень самообеспеченности по товарному молоку на 78%, по валовому производству молока примерно на 85%.

Некоторое изменение структуры поставок из Беларуси серьезно поддержало российский рынок как с точки зрения цен на сырье, так и доходности в переработке. В мае-июле прошлого года значительные объемы белорусской молочной продукции, в первую очередь биржевой, были поставлены на рынки восточной Азии по ценам несколько ниже цен рынка РФ. Однако Беларусь может полноценно вернуться на российский рынок по объемам поставок. В 2021 году возможна переориентация потоков, и это повлияет на то, как рынок будет сбалансирован.

- Что, по вашему мнению, способствует развитию экспорта?

- Развитию экспорта, помимо слабого рубля, открытия рынков и расширения линейки экспортируемых продуктов, способствует изменение механизма господдержки логистики, компенсации операционных издержек и стимулирования инвестиционной активности производства конкурентоспособных товаров.

Объем внешних отгрузок молочной продукции в 2020 году вырос, по оценкам Союзмолоко, на 24%, до 0,9 млн т в молочном эквиваленте на сумму 0,37 млрд долларов США. Расширился и ассортимент продуктов. Ключевыми факторами, которые ограничивали рост экспорта в 2020 году, являлась пандемия – по целому ряду стран были введены ограничения поставок. Вместе с тем у производителей появилось большое количество возможностей, среди которых – открытие новых рынков, в первую очередь, Алжира, Египта, Королевства Саудовская Аравия, Омара, Японии. Большим прорывом стало то, что мы полноценно открыли рынок Китая в части экспорта сухих молочных продуктов.

В 2021 году ожидаем рост экспорта в регионах юго-восточной Азии. По нашим прогнозам, объемы экспорта могут вырасти на 20-25% по отношению к 2020 году.

- Какова сейчас ситуация с запасами молочной продукции?

- Важный вопрос, поскольку именно он определяет, как будет развиваться ценовая ситуация на молочном рынке в 2021 году. Интересный тренд наблюдается в двух группах продуктов. С одной стороны, довольно стандартная ситуация по сливочному маслу и сыворотке – уровень запасов на уровне среднегодовых значений и не стоит ожидать серьезных колебаний. Но при этом определенные опасения вызывают высокие запасы по сырам и сырным продуктам. Сырный сегмент является одним и из ключевых сегментов, формировавших в последнее время цену на сырое молоко.

- Что ждет производителей молока в 2021 году?

- Есть несколько рисков. Это риск замедления инвестиций, что, с одной стороны, связано со снижением доходности, а с другой стороны, с тем, что возмещение прямых понесенных затрат, которое в настоящий момент получают молочные производители при строительстве и модернизации ферм, с 2022 года могут быть отменены. Но все-таки мы надеемся, что капексы будут сохранены до того момента, пока мы не обеспечим себя молоком в объемах, зафиксированных в Доктрине продовольственной безопасности.

- Самый болезненный вопрос – цены на сырье с учетом текущей ситуации - падающего и, как минимум, не растущего потребления, неизвестность с закупочными ценами.

- Надо констатировать, что в 2020 году цены были на максимальном уровне, они были выше уровня предыдущего года в среднем на 4%. При этом из 25 крупнейших регионов-производителей молока, на которые приходится более 65% производства товарного молока, только в четырех цены были ниже прошлогодних. Это регионы, в которых цены традиционно на очень высоком уровне – Краснодарский край, Московская, Омская области. Можно сказать, что в целом сегодня ценовая ситуация достаточно благоприятная. Основной риск – это вероятность возникновения ценовых ножниц, когда происходит резкий рост себестоимости при ограниченных возможностях роста цены.

Уже сейчас существенно увеличилась себестоимость производства молока. По нашим оценкам, к 1 января 2021 года по сравнению с 1 января 2020 года рост себестоимости составил 15%. Ключевые факторы, которые повлияли на это – девальвация рубля и подорожание основных составляющих себестоимости: ветеринарных препаратов, племенного материала, запасных частей и т.д., рост цен по целому ряду позиций, прежде всего, в части кормов, привязанных к экспортным ценам (зерновые, шрота, жмыхи и т.д. – энергетические корма). По ключевым составляющим себестоимости рост стоимости составил от 30 до 60-70%. Доходность предприятий в таком случае серьезно сокращается. В 2021 году возможны дальнейшие корректировки цен, в том числе, влияющих на ключевые составляющие себестоимости. Для производителей это является сигналом, что предстоит серьезная работа с себестоимостью.

- В целом господдержка молочной отрасли находится на достаточно высоком уровне, с 2015 года она стабильно растет. Но в 2020 году ведь было снижение?

- Нас не должно вводить в заблуждение снижение объемов господдержки в 2020 году. Это было связано, прежде всего, с тем, что снижается ссудная задолженность по инвестиционным кредитам, полученным до 2017 года. Тогда поменялась модель возмещения процентной ставки на льготную ставку в размере не более 5%. За этот период времени ключевая ставка снизилась примерно в два раза, соответственно, объем субсидий, необходимых на эти цели, тоже сократился.

По количеству реализованных проектов динамика однозначно позитивная, их количество продолжает расти. Если говорить о прогнозах на 2021 год, то все основные направления государственной поддержки сохранены, лимиты, как минимум, не уменьшены. Кроме этого в 2021 году появится целый ряд новых направлений поддержки как производителей, так и переработчиков. Главный риск касается отмены возмещения прямых понесенных затрат, как я уже говорил, но хочется надеяться, что на практике это реализовано не будет.

- Подводя итог нашей беседе, каким будет 2021 год для молочной отрасли?

- Год будет непростой, в первую очередь, с точки зрения спроса как определяющего фактора развития сырьевого сектора и переработки. Мы прогнозируем, что потребление молока и молочных продуктов в следующем году вряд ли вырастет. Ключевую роль будут играть доходы населения. Потребление молочной продукции в России в 2020 году увеличилось на 3%, до 29,3 млн т в сегменте продукции, произведенной промышленными предприятиями. Это на 800 тыс. т больше, чем в 2019 году. При оптимистичном сценарии потребление останется на уровне 2020 года.

При этом есть ряд возможностей, связанных, прежде всего, с внешними поставками. Ожидается серьезный рост экспорта, мы оцениваем его в 24% в натуральном выражении. Также ожидаем серьезный рост производства товарного молока порядка 3%, или 700 тыс. т, и серьезное снижение импорта – на 7%, или 700 тыс. т, связанное, в том числе, со снижением его конкурентоспособности в результате ослабления рубля, а также наращивания внутреннего конкурентоспособного производства сырья и переработки.

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Паспорта здоровья животных

Паспорта здоровья животных

Юлия Филимонова

УрФАНИЦ УрО РАН

Уникальный паспорт здоровья животных придумали ученые из Екатеринбурга. Документ основан на биохимическом исследовании крови и с высокой точностью отражает состояние здоровья животного.

О роли зернобобовых

О роли зернобобовых

Зернобобовые являются одним из основных источников питательных веществ для человечества. Их общемировое производство в 2019 году достигло 88,3 млн тонн.

Агрострахование: сегодня и завтра

Объем рынка агрострахования с господдержкой вырос в 2020 году на 47% и составил 6,6 млрд рублей.