Сергей Коломыцев: «Мы на правильном пути»

Сергей Коломыцев: «Мы на правильном пути»

О том, что можно еще сделать, когда, казалось бы, достигнуты все самые высокие рубежи, мы беседуем с заместителем директора АО «Племенной завод «Гомонтово» Сергеем Николаевичем Коломыцевым.

- Сергей Николаевич, последний раз мы были в «Гомонтово» 4,5 года назад, накануне 100-летия предприятия. Расскажите, пожалуйста, что изменилось за это время, какие проекты были реализованы?

- За последние годы мы много чего сделали – реконструировали все доильные залы, построили 2 новых двора с новым доильным залом. Ежегодно приобретаем технику. Мы же очень интенсивно работаем, особенно в весенне-летний период. Поэтому стараемся покупать надежную технику, чтобы она нас не подводила, чтобы был комфорт для людей - надо чтобы и люди выдерживали такие нагрузки, и, конечно, чтобы техника была производительной. В парке техники есть все необходимое для продуктивной работы – машины для почвообработки, посевные комплексы, вся уборочная техника, комбайны.

- Последние годы вы вводите в оборот много новой земли, участвуете в программе восстановления земель. Сколько земли уже удалось вернуть в производство?

- Мы постоянно прирастаем площадями. Новую землю мы не покупаем где-то на стороне, а возвращаем земли «Гомонтово», которые были розданы на паи. У хозяйства раньше было 6000 га сельхозугодий. Все земли мы, конечно, не вернем, но работу эту ведем – покупаем у людей паевые участки – многие из них уже оказались у перекупщиков, возвращаем невостребованные земли, что-то отсуживаем. Берем в аренду всё, что предлагает район. Например, только что выкупили 20 паев и оформили порядка 250 га – получилось целое поле, и начали на нем работать, проводить культуртехнические мероприятия, к весне введем в оборот около 100 га. Культуртехнические мероприятия, которые мы проводим, субсидируются, и это очень большое подспорье для нас. До этого уже ввели 500 га земель. Эти земли были давно заброшенные, заросшие, в том числе кустарником и деревьями, это не самые лучшие земли, это дальние поля. Сейчас ведем работу по оформлению еще порядка 400 га. Сейчас площадь хозяйства составляет 4400 га, планируем иметь более 5000 га.

- Что вы будете делать на новых землях?

- Основная культура для нас ячмень – мы его и плющим, и сушим. За счет новых земель мы увеличиваем зерновой клин.

- Поэтому и новый зерносушильный комплекс построили?

- С увеличением объемов надо расширять послеуборочную доработку, поэтому с дальним прицелом на увеличение производства мы приобрели зерносушильный комплекс. Те сушилки, которые у нас есть, уже не справлялись с новыми объемами, и им более 10 лет. Погодные условия с точки зрения уборки зерновых обычно не такие благоприятные, как в этом году. Мы должны были в сезон высушить 3000 т фуражного зерна – семенного около 1000 т и почти 2000 т рапса, для такого количества нужна надежная сушилка. Обе старые шахтовые сушилки и еще одна напольная сушилка продолжают работать. Напольную мы сохранили для сушки семенных трав и в качестве резерва – если что-то с погодой, с урожаем.

- Вы производите не только фуражное зерно, но и семенное, а также занимаетесь семеноводством трав. Это хороший бизнес?

- Мы производим семенное зерно, но для себя, продаем только излишки. Много занимаемся семенами трав, под их выращивание выделяем поля. Купили новый сортировальный комплекс фирмы Дамас, очень довольны качеством сортировки, работаем на них порядка 5-6 лет. Часть семян продаем, они у нас не задерживаются, но это не основной бизнес. Цена семян многолетних трав не оправдывает издержек на их производство.

Н.Г.Позднякова: «Областное правительство во главе с губернатором Александром
Дрозденко уделяет большое внимание нашему предприятию, мы чувствуем их
поддержку и помощь»

- Вы упомянули, что занимаетесь плющением. Какие объемы вы сейчас плющите?

- Плющение немного сокращаем. Раньше плющили больше 5000 т ячменя, нам столько уже не надо. Сегодня наша потребность в плющеном зерне составляет 3500 т.

- С 2016 года вы начали заниматься рапсом. По прошествии времени можете ли вы сказать, что это был успешный проект?

- Рапс культура интересная, но капризная. Каждый год выдает какой-нибудь сюрприз, что-то новое, удивляет, учит нас. Но мы научились получать хорошие урожаи. Даже в этот засушливый год получили очень хороший результат по озимому рапсу, да и по яровому тоже – хотя ему пришлось туго.

У нас две формы рапса – озимый и яровой. С озимым даже легче работать, его раньше убираешь – в начале августа-конце июля. В этом году под рапсом было занято 573 га, в том числе 345 га под озимым и 228 га под яровым. Под урожай следующего года увеличили посевы озимого рапса до 395 га. Для удовлетворения животноводческих потребностей в рапсовом жмыхе нам нужно иметь под рапсом 500-600 га. У нас есть своя переработка рапса – мы его отжимаем, масло реализуем, а жмых скармливаем коровам. Таким образом мы постоянно, круглый год имеем свежий, ароматный жмых.

- Сейчас вы храните зерно и в силосах, и в складских помещениях?

- В этом году построили новые силоса вместимостью 2400 тонн – в двух храним рапс и в одном ячмень. Остальное хранится в складских помещениях. Например, семенное зерно у нас хранится на складе – разные сорта, разные репродукции в разных засеках. В силосах хранится, в основном, ячмень на реализацию.

- Как рапс отреагировал на хранение в силосах?

- В силосах храним первый год, по итогам проанализируем.

- Какие вы еще видите преимущества нового зерносушильного комплекса?

- Введя в эксплуатацию новый сушильный комплекс, мы не добавили ни одного нового работника. Мы таким образом продумали логистику, чтобы можно было управлять и старыми, и новыми сушилками существующими силами. В новом зерносушильном комплексе больше электроники, больше защиты, есть звуковые оповещения, множество датчиков отслеживания, всем управляет компьютер и программа. Влажность отслеживается по температуре, но мы все равно вручную еще контролируем.

Мы изучали разные варианты – были в других хозяйствах, смотрели российское производство. По цене разные варианты были практически одинаковыми, но мы выбрали этот. Само оборудование – это финские сушилки Antti – достаточно надежное, сделано качественно.

Сушилка работает на дизельном топливе. В будущем, возможно, к сушилке будет подведен газ.

- Новым для вас стало и строительство комбикормового завода?

- С конца прошлого года мы сами делаем комбикорм. Комбикормовый завод – это новое направление для нас. Проект был не из легких, пришлось технику и технологию подстраивать под наши потребности и задачи. Искали и нашли то, что нужно. Кое-что поменяли в оборудовании – что-то убрали, что-то добавили, была притирка, обкатка, теперь идет процесс «полировки».

- Комбикормовый завод сильно вам облегчил жизнь?

- Надо было что-то менять и мы решились на этот шаг. Вы представляете, что такое «кормить ковшом» – то есть загружать миксеры ковшом? Это была большая зависимость от человеческого фактора. А сейчас имеем четкое дозирование компонентов для всех девяти рационов. Посчитать выгоду пока невозможно, слишком много факторов влияют. На животноводческом комплексе построили два силоса – это два огромных склада. Привозим туда кукурузу, заполняем силос, потом оттуда она поступает в цех на размол, это удобно.

Сейчас на заводе работают более серьезные и надежные дробилки, чем были. Раньше все добавки надо было взвешивать вручную на весах, сейчас это делает компьютер. Все рационы запрограммированы, загрузка происходит быстро. Уменьшилось затрачиваемое на кормление время. Меньше стало погрузочных работ. Обслуживающему персоналу стало гораздо удобнее работать. Стало проще с распределением обязанностей. Плюсов много. Я уверен, что мы действовали в правильном направлении.

- Справляетесь своими силами?

- Как я уже говорил, мы получаем субсидии на проведение культуртехнических мероприятий, и это существенная помощь. Активно участвуем в очень хорошей программе по асфальтированию дорог и производственных проездов, самим нам это было бы не потянуть. Получаем субсидии на племенное дело, молоко, мясо, зерно, модернизацию, приобретение техники. Участвуем в программе борьбы с борщевиком. Областное правительство во главе с губернатором Александром Юрьевичем Дрозденко и комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области и его руководитель Олег Михайлович Малащенко оказывают большое внимание нашему предприятию, мы чувствуем их поддержку и помощь, за что очень признательны.

- Над какими еще проектами планируете работать?

- Будем и дальше заниматься зерном, увеличивать площади под ним. Планируем большой проект реконструкции родильного отделения. Проводим реконструкцию силосных ям, в этом году сделали две новые ямы по 5000 т каждая. Убираем камни с полей. Приводим в порядок обочины. Большое внимание уделяем культуре производства, культуре наших полей.

 

Сушка – зона ответственности

Сергей Анатольевич Баранов – начальник сушильно-сортировального комплекса. Именно от него зависит, как будет высушено и сохранено зерно и семена рапса. Ответственность большая. Поэтому он лично вручную проверяет влажность зерна, которое идет на хранение в силоса. Вот что нам рассказал Сергей Анатольевич.

Помимо того, что в шахтах есть автоматизированный контроль влажности, у нас еще есть возможность взять пробу вручную, то есть перепроверить показатель влажности. И только потом отправить зерно на хранение в силоса.

Производительность комплекса зависит от влажности зерна. Одна шахта вмещает 40 т зерна и в среднем может высушить порядка 120 т в сутки. У нас две такие шахты. Если зерно на входе имеет пониженную влажность, например, 16%, то производительность шахты может быть и 160 т. То есть весь комплекс может гарантированно высушить 240 т, а если влажность зерна невысокая, то в полтора раза больше. По сравнению со старыми сушилками Antti, эти в два раза мощнее, они более производительные.

В этом году мы сушили быстро, потому что зерно приходило сухое с поля. Если зерно сушим до влажности 13%, то рапс до 6-7%. Влажность рапса на входе побольше, чем зерна (обычно 25-30%, но в этом году была меньше).

Что еще позволяют нам эти сушилки? Если идет одновременно уборка и рапса, и зерна, можно маневрировать. Например, на новом зерносушильном комплексе сушить рапс, а на старых сушилках – фуражное или семенное зерно. Для семенного зерна режим сушки должен быть более щадящий, поэтому семенное зерно мы сушим на старых шахтах. Новую шахту запускаем под сушку фуражного зерна – здесь сушка может быть более интенсивной и высушить больше зерна.

Если на старых сушилках управление механическое, то на новых уже все компьютеризировано. Задается весь цикл – от поступления зерна в накопитель до выгрузки в силоса, на экране компьютера видно, где что происходит. Отгрузка идет из силосов сразу напрямую в машину, погрузчики уже не нужны. Обслуживает весь комплекс поочередно два слесаря, которые работают в две смены.

 

Заботы агронома

Выбор сортов, отработка технологий выращивания, получение высоких урожаев во многом зависит от главного агронома хозяйства. Главный агроном АО «Племенной завод «Гомонтово» Елена Яковлевна Моникайнен прекрасно справляется со своими обязанностями и готова поделиться своими наработками.

Решение о выращивании рапса было принято в 2015 году. Осенью вносили органику, запахивали ее, готовили поле. Мы начали выращивать рапс сначала с яровой формы, учились, нарабатывали первоначальные навыки.

Было сложно определиться, с каким гибридом работать. Немецкая фирма Rapool предоставила свои гибриды для демо-делянок, которые мы заложили в 2016 году. Тогда заложили 12-13 делянок по одному гектару. Весь вегетационный период мы наблюдали за посевами, консультанты фирмы постоянно с нами работали, курировали нас.

Из всех вариантов выбрали те, которые нам более-менее подошли, это было два гибрида. Сейчас остановились на выращивании одного гибрида ярового рапса – Смила, он самый ранний, и нас пока устраивает.

В 2018 году решили посеять озимый рапс. Нас отговаривали, говорили, что в нашей зоне он плохо зимует. Но пока у нас получается. Когда переходили на озимую форму, также закладывали демо-варианты. Тогда выбрали два гибрида, а в этом году посеяли три гибрида.

Выбираем гибрид по урожайности, по тому, как он зимует. Есть гибриды, которые рано отрастают, но у нас бывают возвратные заморозки, – такие гибриды для нас неприемлемы. По яровому рапсу большее значение имеют сроки созревания. Яровой рапс «уходит» в сентябрь, и если осень будет дождливая, то будут проблемы с уборкой позднего рапса. То есть нам нужны более раннеспелые гибриды ярового рапса.

Предшественниками рапса, в основном, являются многолетние травы. Через четыре года рапс возвращается на это же поле.

Выход масла больше с озимого рапса – он урожайнее, семя у него крупнее. И время уборки озимого рапса более раннее. Поэтому мы сейчас озимого рапса сеем уже больше, чем ярового.

Травостой у нас в основном ежа, фестулолиум, тимофеевка и есть люцерна совместно с фестулолиумом. Злаки, в основном, монокультуры – ежа, фестулолиум, тимофеевка – выращиваются в чистом виде. При необходимости смешивание люцерны и фестулолиума идет при уборке. Мы пробовали несколько вариантов смешивания в процентном отношении. В результате остановились на том, который нам более подходит – 40% люцерны и 60% фестулолиума.

Поскольку мы снизили объемы плющения зерна до потребности, вместо этой части ячменя стали сеять озимую пшеницу на фуражные цели, она идет на продажу. В этом году озимой пшеницы посеяли 347 га.

Очень важно готовить свои корма – так гарантируется их качество. Особенно, если поголовье по удоям поднялось очень высоко - такие коровы очень чувствительны ко всему, в первую очередь, к кормам. Поэтому и решили, что надежнее самим производить рапсовый жмых. Также у нас вся работа направлена на заготовку качественного силоса при полном соблюдении технологии.

Начали бороться с борщевиком, еще когда не было областной программы, просто для себя приняли решение, что надо проводить обработки. Когда появилась программа, мы, конечно, сразу ей воспользовались. Ежегодно проводим обработки примерно на 200 га. Опрыскивание проводится широкозахватным опрыскивателем. Помимо этого, у нас есть бригада, они опрыскивают ранцевыми опрыскивателями те места, где не может пройти широкозахватный опрыскиватель. Опрыскиваем в июне после отрастания. На некоторых полях делаем вторую обработку, а на некоторых участках приходится подкашивать. Сейчас, после многих лет борьбы с борщевиком, его стало значительно меньше, он угнетен, поэтому хватает и одной обработки.

Справка:

ЗАО «ПЗ «Гомонтово» (2020 г.):

Общая площадь сельхозугодий – 4392,7 га

Многолетние травы – 1911,7 га

Зерновые – 1908 га

Рапс – 519 га

Поголовье – 3843 голов, в том числе 1444 коров

Надой на фуражную корову – 13713 кг

 

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

ХРАНЕНИЕ КАРТОФЕЛЯ: в чем опасность

ХРАНЕНИЕ КАРТОФЕЛЯ: в чем опасность

А.М.Лазарев

ФГБНУ ВИЗР

В.К.Чеботарь

ФГБНУ ВНИИСХМ

Успешное хранение семенного картофеля будет способствовать получению качественного урожая картофеля в следующем году. Вегетационный сезон 2021 года был особенным, поэтому попробуем спрогнозировать, каких сюрпризов и болезней стоит ждать картофелеводам при зимнем хранении этой культуры.

Вентиляция для комфорта теленка

Вентиляция для комфорта теленка

Известно, что мировой климат меняется, в связи с чем все больше фермеров обращают внимание на климатические условия содержания животных, в том числе, молочных телят.

«Скорая помощь» при диарее телят

«Скорая помощь» при диарее телят

А.В.Иванов

директор по развитию ООО "АгроВитЭкс"

Выращивание ремонтного молодняка – крепкого, с хорошо развитыми кондициями – позволяет специалисту определять своё будущее, вести селекционную работу, а не «затыкать дыры» в авральном порядке.