Зачастую в борьбе с болезнями на помощь производителям приходят антибиотики, ведь никакие другие препараты не позволяют настолько эффективно остановить рост бактериальной микрофлоры. Но правильно ли это и как можно изменить ситуацию?
Откуда проблема?
В течение почти четырех десятилетий основной задачей нашей страны было обеспечение продовольственной безопасности, чтобы накормить людей. Особенно активно и системно страна занималась восстановлением российского агропромышленного комплекса в последние 15 лет, вкладывая триллионы рублей частных и государственных инвестиций в построение современного сельского хозяйства. По словам руководителя Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина то, каким стал наш АПК, за рубежом называют российским аграрным чудом. Действительно, продовольственная безопасность России за последние годы существенно укрепилась – объемы производства позволяют обеспечить потребности внутреннего рынка в основных видах продукции сельского хозяйства и продовольствия, одновременно наращивая экспорт.
Однако столь резкое увеличение объемов производства привело к ряду не видных невооруженным профессиональными компетенциями взглядом проблем. Начиная с 1990-х, результаты по увеличению объемов производства достигались преимущественно двумя путями: 1) завозом генетического материала из-за рубежа; 2) уплотнением посадки на единицу площади (в аквакультуре – на единицу объема). Экономическая эффективность в этом случае считается достаточно просто, а вот сложные схемы диагностического мониторинга и вакцинации давались лишь единицам.
Однако вместе с генетическим материалом на предприятия были завезены многие, ранее не встречающиеся в России болезни. Увеличение плотности посадки приводило к усиленной циркуляции и увеличению вирулентности микроорганизмов, а значит – к возникновению болезней, справиться с которыми в ряде случаев не хватало профессиональных компетенций.
Ухудшили ситуацию реформы в науке и образовании. Многие, очень многие блестящие ученые и преподаватели перешли в коммерческие организации, чтобы обеспечить продовольственную безопасность своих семей. На первое место выходило не благополучие предприятия, а увеличение объема продаж. Да и оставшиеся в НИИ и вузах ученые и преподаватели зачастую не спешили делиться знаниями, чтобы иметь постоянный источник дохода – помощь предприятиям в «тушении» периодически возникающих у них «пожаров».
Аппроксимирование зарубежного опыта зачастую приводило к самым плачевным результатам, ведь нигде в мире нет таких объемов производства, как в России. И каждый раз на помощь производителям приходили антибиотики, ведь никакие другие препараты не позволяют настолько эффективно остановить рост бактериальной микрофлоры. Активно «помогали» и продолжают «помогать» здесь и производители, и дистрибьюторы антибактериальных субстанций и ветпрепаратов, потерявшие рынок в большинстве развитых стран мира в связи с борьбой с глобальной проблемой устойчивости к антимикробным препаратам и лоббирующие свои интересы на самом высоком уровне.
Перечни, перечни…
При анализе актуального ветеринарного законодательства возникает вопрос, с какой целью разрабатываются те или иные нормативно-правовые акты. Например, наблюдается абсолютное отсутствие системы в основополагающих ветеринарных документах. Так, реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных в соответствии с законом Российской Федерации «О ветеринарии» должно осуществляться по перечню, утвержденному федеральным органом исполнительной власти (минсельхоз).
Перечень этот содержит 109 названий болезней, размещенных в совершенно бессистемном порядке. Например, первым пунктом стоит ящур, вторым – чума крупного рогатого скота (ликвидированная в СССР еще в 1929 году), лейкоз крупного рогатого скота находится между американским гнильцом пчел и лихорадкой Ку, а где-то в середине списка находятся инфекционные болезни всех видов животных, ранее не встречавшиеся на территории РФ.
Второй основополагающий перечень – это перечень заразных, в том числе особо опасных болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин). Он включает 75 болезней, расположенных уже в алфавитном порядке.
Третий же перечень – заразных болезней животных, по которым проводится регионализация территории Российской Федерации и от которого напрямую зависят отгрузки продукции предприятий, который включает уже 141 наименование болезней, также расположенных в алфавитном порядке.
Возникает вопрос, если в основной перечень входит 109 болезней (из них ряд ликвидированных и редко встречающихся), то каким образом регионализация может проводиться более чем по 140?
Сообщать и извещать?
Вторым фактором, существенно влияющим на эпизоотическую ситуацию на предприятиях и распространение болезней, являются существенные изменения в ветеринарных правилах, проводимые под эгидой реформы контрольно-надзорной деятельности. В каждые правила в раздел «Профилактические мероприятия» вносятся определенные формулировки. В целях предотвращения возникновения и распространения болезни (указывается ее название) физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками (владельцами) восприимчивых животных, обязаны предоставлять животных для осмотра, извещать о всех случаях заболеваний и даже об изменении в поведении, изолировать животных т.д.
На промышленных предприятиях поведение животных динамично изменяется в зависимости от множества факторов, а заболевание или гибель, например, в птичнике, случаются постоянно. При этом и производители, и специалисты госветслужбы прекрасно понимают, что соблюдать эти требования невозможно. Но… dura lex sed lex («Закон суров, но это закон»).
Новые правила создают огромные проблемы предприятиям.
Диагностика болезней также толкуется весьма произвольно. Например, в новых ветеринарных правилах диагноз на листериоз может быть установлен на основании ПЦР (справочно – ПЦР позволяет выявить лишь геном, а не жизнеспособность бактерий, поэтому «золотым стандартом» диагностики является бактериологическое исследование, указанное, кстати, во всех предыдущих правилах и документах).
Выявить и оштрафовать
Перечень подобных списков можно продолжать бесконечно, а основной задачей таких и подобных им документов является не профилактика, а выявление нарушений. Зачем? При выявлении нарушения ветеринарных правил новым КоАП будет предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц – от девяноста до ста тысяч рублей.
К этому же вопросу относится и повсеместное выявление в продукции остаточных количеств антибиотиков, ведь и здесь создается правовое поле не в соответствии с основными целями и задачами Стратегии предупреждения распространения антимикробной резистентности в Российской Федерации до 2030 года, а придуманным и произвольно изменяемым Планом мероприятий по реализации Стратегии, включающим регулирование использования препаратов и введение ответственности за нарушение этого самого регулирования.
Совокупность штрафов при выявлении остаточных количеств антибиотиков может превышать миллион рублей, а убытки предприятия вследствие отзывов сертификатов соответствия и постановки на усиленный лабораторный контроль сосчитать в принципе не представляется возможным. Вот и остается предприятиям скрывать информацию до тех пор, пока есть такая возможность. А ведь отгрузки продукции осуществляются по всей стране. Так и распространяются инфекционные (в том числе особо опасные) болезни животных.
Жизнь без антибиотиков
Немногие знают, что существует путь, реализованный в Системе контроля антимикробных препаратов (СКАМП) – это оптимизация технологии и организация системной работы по диагностике, профилактике болезней и лечению животных (сюда же относим птицу и аквакультуру, принципы СКАМП единообразны).
Основой СКАМП являются:
- Оптимизация технологии, содержания и кормления, минимизация стресса.
- Гигиена и подбор дезинфицирующих и моющих средств на основе результатов выявленной чувствительности патогенов.
- Диагностический мониторинг патогенов и напряженности иммунитета и разработка схемы вакцинации на основании анализа результатов исследований.
- Контроль возбудителей бактериальной этиологии и назначение антимикробных препаратов на основании выявленной чувствительности (либо по результатам ретроспективной диагностики).
- Контроль остаточных количеств антибиотиков после лечения при вводе новых препаратов.
При соблюдении системы на первый план выходит не экономия средств, а совокупная оценка эффективности проводимых мероприятий. Результатом является как снижение расходов, увеличение продуктивности, так и обеспечение эпизоотической безопасности.
За примерами внедрения системы СКАМП и ее успешной работы далеко ходить не надо. Крупнейшая в стране Птицефабрика «Синявинская» (Ленинградская область) организовала систему контроля антимикробных результатов и на протяжении уже трех лет не просто не применяет антибиотики на промышленном стаде несушки, но все улучшает и улучшает свои результаты (таблица 1).
Еще один представитель «Клуба СКАМП» находится в Белгородской области – это ООО «Бизнес Фуд Сфера». Результат внедрения СКАМП – предприятие на применяет антибиотики на бройлерах (!) с 2019 года. Производственные результаты также говорят сами за себя (таблица 2).
Маркировка зарегистрированным товарным знаком «Без антибиотиков» помогла предприятию увеличить географию и объем продаж на внутреннем рынке РФ на 6,75% и в страны ЕАЭК – на 20,3%.
Важно, что за счет значительного сокращения себестоимости производства производители имеют возможность не повышать стоимость своей продукции. Это означает, что потребителям становится доступной полноценная, безопасная, качественная продукция гарантированно без содержания антибиотиков и других фармакологически активных веществ по такой же цене. А здоровье сегодня дорогого стоит!
Эксперты помогут
Большинству руководителей предприятий данная система кажется исключительно сложной, ведь начиная с 1990-х в культуре производства главенствовали совершенно другие принципы. Для этого и приходят на помощь эксперты системы контроля антимикробных препаратов (СКАМП), специализирующиеся на каждом определенном направлении. Главное в этом процессе – конфиденциальность и гарантия результата, основанная на высоком уровне профессиональных компетенций.
Кроме того, за пять с лишним лет развития системы разработаны все инструменты для организации СКАМП, которым учат как на курсах повышения квалификации, так и в практических условиях производства. Учат тому, чтобы предприятие умело самостоятельно справляться с проблемами без привлечения сторонних организаций и выполнять основные положения закона РФ «О ветеринарии» – заниматься практической деятельностью, направленной на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных. Специалистов государственной ветеринарной службы учат разработке и организации региональных программ по снижению количества применяемых антибиотиков и лабораторному обеспечению СКАМП, фермеров – как применять антибиотики и контролировать остаточные количества после применения, владельцев домашних животных – правилам применения антибиотиков своим питомцам, ведь собаки и кошки дарят нам не только любовь, но и устойчивые к антибиотикам штаммы микроорганизмов.
Программа СКАМП – это индивидуальный подход к оптимизации технологии и получение видимых экономических результатов для предприятий по производству мяса, яиц, молока, продукции аквакультуры и даже продукции пчеловодства.
В 2022 году появится компьютерная программа, позволяющая автоматизировать сбор, систематизацию и анализ результатов, обеспечивающая назначение эффективных антимикробных препаратов. Эта программа позволит прогнозировать устойчивость к антибиотикам и тратить меньше денежных средств на их закупки. Разработка программы осуществляется в рамках программы СТАРТ-1 и финансируется Фондом содействия инноваций.
Для экспортеров многие страны предлагают совершенно другие условия, если на предприятии организована технология “Antibiotic free”. И это еще одна, совершенно замечательная история.
Таким образом, система контроля антимикробных препаратов (СКАМП) – это помощник и экономика, а не надзор, как кажется из названия. Организация СКАМП и выпуск безопасной продукции – это посильный вклад для снижения количества применяемых антибиотиков и решения проблемы антимикробной резистентности в ветеринарии и сельском хозяйстве.
Сохраним антибиотики для будущих поколений.