Законотворчество – для поддержки и развития АПК

Законотворчество – для поддержки и развития АПК

Изменение законодательства в соответствии с требованиями продовольственной безопасности, интересами отрасли и запросами потребителя – важная работа, напрямую касающаяся агропромышленного комплекса России. Что лежит в основе законодательной инициативы, как ведется законотворческая работа, и на что можно рассчитывать с принятием новых законов в сфере АПК, рассказывает депутат Государственной Думы Сергей Васильевич Яхнюк. 

- Сергей Васильевич, с 2017 по 2021 годы, во время исполнения полномочий депутата Государственной Думы VII созыва, Вы выступили соавтором 25 законодательных инициатив и поправок к проектам федеральных законов. Какие из этих инициатив приняли форму законов?

- В конце 2021 года были внесены поправки в Федеральный закон «О племенном животноводстве», которые усовершенствовали регулирование деятельности в данной сфере. Благодаря внесенным изменениям появится больше животноводческих предприятий, которые получат статус племенного хозяйства. Само понятие «племенное хозяйство» теперь включает в себя всех, кто работает в племенном животноводстве. Заниматься им и получать господдержку смогут теперь и крестьянские (фермерские) хозяйства. Исключается требование о разрешении на экспорт племенной продукции, выданное госорганом по управлению племенным животноводством. Изменения в федеральный закон вступят в силу с 1 сентября 2022 года.

- Предложенные изменения в ветеринарное законодательство также внесены?

- Внесены соответствующие поправки в закон «О ветеринарии». Важно отслеживать качество и безопасность продукции на всех уровнях производства, от поля до прилавка, на всей территории Российской Федерации. Не скрою, принимались поправки непросто. Сегодня Россельхознадзор несет полную ответственность за ветеринарный надзор. Мы вывели из сферы полномочий этого ведомства личные подсобные хозяйства, оставили это право за региональными управлениями ветеринарии.

- Что можно сказать о законопроекте об обязательном маркировании и учёте животных с ведением единой учётной базы?

- Данный законопроект я представлял на заседании думского комитета по аграрным вопросам. Сначала данная инициатива касалась только сельскохозяйственных животных. Согласно законопроекту, животные подлежат индивидуальному или групповому маркированию и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней, а также для выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных. Законопроект проработан в первом чтении. По сельскохозяйственным животным статистика уже ведется, но нужна прослеживаемость. Например, продукция получена, выявлены заразные болезни животных, и важно иметь возможность выяснить источник. Ветеринарная служба должна быть обеспечена ресурсами, которые позволят быстро выявлять источник болезни или другой фактор, влияющий на безопасность продукта. Если мы будем располагать информацией о происхождении продукта, то будет проще и быстрее с ним разобраться. Весь мир работает по этой схеме. Производители должны быть готовы к быстрому обмену информацией, к тому, что сведения будут становиться все более открытыми и доступными для общества.

- Сейчас идет обсуждение того, чтобы законодательно закрепить оказание кадровой поддержки сельхозпроизводствам. Расскажите, пожалуйста, об этом.

- Сегодня есть проблема с кадрами. Притока работников на агропроизводства, как и интереса у выпускников школ, не проявляется. Мы провели на базе МСХА имени К.А.Тимирязева парламентские слушания с представителями вузов и науки, предприятий, которые заинтересованы в надежности обеспечения кадрами. Обсуждали, как помочь сельхозпроизводствам с кадрами, и как это закрепить законом. Выработали ряд принципиальных рекомендаций.

Есть проблемы с кадрами и в вузах. Из наиболее насущных – низкий уровень заработной платы, нет гарантии обеспеченности специалистов зарплатой и жильем. Еще проблема – кадры не приходят на производства. Да, выпускники ищут работу ближе к полученному в вузе профилю, но не на производстве.

Одно из моих предложений – создание кафедр вузов в агрокомпаниях. В Ленинградской области такой опыт есть на птицефабрике «Синявинская». Эту форму работы надо интегрировать в учебные программы. Тогда у вуза будет больше ответственности за проведение выездного обучения на производстве. В то же время работодатели должны участвовать в разработке учебных программ, проводить такие занятия силами действующих специалистов-производственников. Тогда будет сближение учебы и практики. Если студенты увидят своими глазами производство, то не будут бояться идти работать в отрасль.

Обсуждали и проблемы с обеспеченностью семенами. Так, если по зерновым культурам мы уже многого достигли, то по сахарной свекле, овощным культурам сохраняется существенная нехватка отечественных семян.

- Какие подвижки есть по законопроекту в сфере совершенствования оборота сельхозземель?

- Вместе с минсельхозом мы долго пытались убедить Правительство в необходимости принятия новой госпрограммы эффективного вовлечения в оборот земель сельхозназначения и развития мелиоративного комплекса. Такая программа была разработана и принята на 10 лет – с 2022 по 2031 годы. На десятилетний период заложено порядка 750 млрд рублей за счет федеральных и региональных средств. На первый год по программе вовлечения в оборот неиспользуемых сельхозземель определен объем 29 млрд рублей, что по сравнению с прошлыми годами в разы больше. Поставлена задача ввести в оборот 13 млн га из порядка 40 га неиспользуемых в России земель. Конечно, требуются дальнейшие законодательные шаги, направленные на повышение ответственности за использование сельхозземель, которые находятся в собственности или в аренде. Если кто-то еще не начал работать на землях, можно сделать проект и включиться. В противном случае ответственность должна быть повышенной. К сожалению, действенных механизмов для этого сегодня нет. Надеюсь, минсельхоз внесет предложения по повышению ответственности за неиспользование земель сельхозназначения.

- Комитет по аграрным вопросам в Думе ведет сейчас работу над законопроектом, который станет шагом к созданию информационной системы цифровых сервисов, так называемого суперсервиса АПК. Он будет интегрирован с порталом госуслуг, упростит получение аграриями господдержки. В регионах такая практика уже имеется?

- Да, в Ленинградской области заключение соглашений проводится через свой портал, с бумажными носителями никто не ходит. Справки из налоговой тоже можно получить через данный портал. Но это первые шаги. Планируется, что все услуги аграрии смогут получать в электронном виде.

- Как проходила работа над системой «Меркурий» и системой маркировки? Стала ли действеннее защита продовольственного рынка от контрафакта?

- Проект создания автоматизированной информационной системы «Меркурий» для электронной сертификации и обеспечения прослеживаемости товаров проходил непросто. Мы смогли внести коррективы, и, в принципе, система сегодня работает. Следующий шаг в части контроля качества продукции – это маркировка пищевой продукции. Соответствующий закон принят и запущен в работу в тестовом режиме. Некоторая отсрочка еще идет в части ответственности за невнесение кодов в единую базу, с учетом ситуации немного отложили некоторые позиции – до сентября, до конца года.

Мы посетили ряд предприятий, в частности, молзавод «Галактика», предприятие «Полюстрово», где видели, что система работает. И маркировка, и «Меркурий» дают свои результаты. Идет снижение фальсификата на рынке. Конечно, на бизнес легли дополнительные немалые затраты. Но когда вся система полноценно заработает, она будет полезна и производителям, позволит любому участнику проследить логистику, сделать анализ по всей цепочке, принимать оперативные решения на основе информации об объемах поставок сырья, его продажах и переработке.

- Расскажите, сколько времени нужно, чтобы был принят новый закон? Как долго длятся стадии согласования – от идеи до принятия, и откуда появляются сами идеи для законопроектов?

- Что касается сроков разработки, это может быть и 3 года. Как правило, требуется не менее полугода – года, чтобы законопроект был проработан и стал полноценным законом. Примерно половину законопроектов инициируют Президент и исполнительная власть в лице Правительства, и 50% – депутатский корпус. Все депутаты имеют право законодательной инициативы, каждая из которых – это способ решения реальных проблем, исправления пробелов законодательства.

- Почему были введены заградительные меры на экспорт семян подсолнечника и рапса?

- Мы, депутаты, должны оперативно поднимать проблемы, которые есть на местах. Весенние полевые работы в этом году проходили в особых условиях. Мы видели, что с учетом востребованности подсолнечного масла, соевого и подсолнечного шрота за рубеж, нужно было каким-то образом стабилизировать ситуацию внутри России. Было проработано и внесено предложение в Правительство о запрете экспорта семян подсолнечника и рапса. Увеличение заградительных пошлин на вывоз позволило остановить отток этих товаров из России, нормализовать цену. Такая же история с применением пошлин была по продовольственному и фуражному зерну.

Мы стараемся контролировать, куда идут пошлины, которые изымаются у экспортеров. Так, было прописано, что они должны возвращаться в ту отрасль, из которой их изъяли. За 2021 год накопилось пошлин на 100 млрд рублей. Мы попросили дать аналитику, куда эти деньги пошли. Основными направлениями расходования пошлин стали следующие: дополнительное кредитование весенне-полевых работ на краткосрочные кредиты, докапитализация Россельхозбанка и Росагролизинга, компенсация транспортных (железнодорожных) расходов по доставке с северных районов.

- Были предложения и по системе кредитования?

- Вопрос рассматривается в части инвестиционных кредитов. Но все будет зависеть от ситуации с доходной частью. Я также поднимал вопрос об увеличении лимитов кредитования птицефабрик. Фабрикам таких масштабов, как, например, «Северная», «Роскар», «Синявинская» недостаточно лимита на краткосрочные кредиты в размере 500 млн рублей. Обороты таких птицефабрик приличные, им обязательно надо вовремя определяться с будущим зерном, заранее все законтрактовать. Тем более, Ленинградская область занимает весомую долю в производстве птицеводческой продукции, например, порядка 7-8% по производству яйца в России. Одна из птицефабрик внесена в перечень системообразующих, которым позволено кредитоваться на более льготных условиях. Но остальные птицефабрики тоже испытывают трудности, поэтому мы пытаемся транслировать эту информацию, чтобы исполнительная власть оперативнее принимала решения.

- Как работает система таких оперативных пожеланий?

- Мы общаемся с производством, видим, что и где происходит. Например, провели встречу с крупными птицефабриками, обсудили, какие проблемы у них сегодня есть, и сразу донесли их до Правительства и отраслевого министерства. Изначально было недостаточное количество средств на краткосрочное кредитование весенне-полевых работ. Этот вопрос удалось решить, и на краткосрочное кредитование было выделено свыше 30 млрд рублей.

Сегодня есть проблема со сроками рассмотрения кредитов банками. Сейчас это процесс длительный, сроки увеличились в разы. Возможно, на то есть объективные причины, но время не терпит. Мы принципиально ставим эти вопросы по банкам (Россельхозбанк, ВТБ).

- Как думаете, избиратели довольны Вашей работой?

- Вопрос сложный, «довольны» или «недовольны». Когда принимаешь оперативные решения и быстро виден результат – так проще. Как это было, например, во время моей работы директором совхоза, председателем комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области и заместителем Председателя Правительства Ленинградской области. Кто-то представляет, что, работая в Госдуме, можно завтра все вопросы решить, но это не так. Многие думают – вы нас не слышите и не понимаете. Стараемся не отрываться от реальной жизни.

- Какого закона, находящегося на рассмотрении, очень ожидают аграрии?

- Сейчас в работе очень важный для сельскохозяйственных предприятий и птицефабрик законопроект по отходам животноводства – «О продуктах жизнедеятельности сельскохозяйственных животных», согласно которому будут пересмотрены жесткие подходы в отношении предприятий. Этот законопроект уже прошел рассмотрение на профильном комитете и готов к внесению в первом чтении.

- Какие важные законы еще планируется принять в ближайшее время?

- Помимо закона по отходам животноводства в весеннюю сессию, как ожидается, будут внесены и другие законопроекты – об обороте сельхозземель, об идентификации животных. Постоянно вносятся предложения в вопросы по рыболовству и аквакультуре, о возможностях размещения объектов инфраструктуры, в том числе на землях Гослесфонда. Был принят законопроект по сельскому туризму, который позволит развиваться малым формам хозяйствования.

- Главное, чтобы в Думе было сильное аграрное лобби!

- Лобби есть, стараемся, чтобы законопроекты выходили и имели не такой длительный путь рассмотрения. Когда законопроект рассматривается, то участвуют все – Минэкономразвития, Минфин, Минсельхоз, Минэнерго. На правительственном часе с участием вице-премьера А.В.Новака я поднимал вопрос по стоимости энергии на сельхозпредприятиях. Перед ним уже дважды ставился вопрос о рассмотрении данной проблемы. И опять этот вопрос был поднят и сформулирован. В решениях правительственного часа были установлены сроки получения ответа. Сегодня на промышленных предприятиях цена электроэнергии ниже, чем в сельскохозяйственных предприятиях (от 8 до 11 руб.), и это несправедливо.

- Что вы хотели бы пожелать нашим аграриям?

- Каждый год самая главная задача сельхозпроизводителя – провести весенние полевые работы в оптимальные сроки. А потом эти работы быстро переходят в заготовку кормов, что для Ленинградской области очень важно. Но самое главное сегодня – финансовая стабильность. Предприятиям, у которых открылось еще больше проблем, надо прилагать максимум усилий, чтобы сохранить объемы производства, накормить жителей нашей страны, сохранить паритет цен и не допустить их повышения. 

Интервью взяла Светлана Голохвастова

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

БИОТРОФ-111: СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ

БИОТРОФ-111: СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ

Г.Ю.Лаптев
Е.А.Йылдырым
Л.А.Ильина
Д.Г Тюрина
Н.И.Новикова
В.А.Филиппова
А.В.Дубровин
Е.С.Пономарева
К.А.Калиткина
ООО «БИОТРОФ»

Силосование кормов – это исключительно микробиологический процесс, поэтому на исход этого процесса можно повлиять, внося закваски на основе культур микроорганизмов.

Свинокомплексы как драйверы роста

Свинокомплексы как драйверы роста

Свиноводческие комплексы Челябинской области продолжают инвестировать в производство, обеспечивая расширенные поставки в регионы Российской Федерации.

Третья по индейке

Третья по индейке

Россия стала третьим крупнейшим производителем мяса индейки в мире после США и Германии и заняла второе место в Европе, произведя в 2021 году, согласно уточненным данным консалтингового агентства AGRIFOOD Strategies, 400 тысяч тонн индюшатины во всех категориях хозяйств.