В 2022 году российский рынок сельскохозяйственной техники переживает, пожалуй, самую масштабную трансформацию в новейшей истории. Об этом говорили на онлайн конференции «Рынок сельхозтехники в 2022 году: революция предложения, новые игроки и перспективы импортозамещения».
На проведенной 13 декабря 2022 года Ассоциацией дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» конференции обсуждались тенденции, которые будут определять развитие российского рынка сельхозтехники в 2023 году. Среди них – замена ушедших брендов сельхозтехники на российские аналоги и технику из «дружественных стран», параллельный импорт мировых брендов, развитие российского производства запасных частей.
За последние годы в отношениях дилер-клиент произошел фундаментальный перелом. Если раньше спрос на современные технологии и технику формировали дилеры, то сегодня сельскохозяйственные предприятия достигли настолько высокого уровня технологического развития, что сами формируют спрос на современные технологии. Задача дилера – удовлетворить этот спрос и предоставить клиенту самую эффективную технику и технологии. Для этого дилеры активно ищут новых поставщиков машин, комплектующих, запчастей и оборудования.
В условиях дефицита техники и запчастей некоторым дилерам удалось успешно заменить импортный сегмент техникой российских производителей. Часть дилеров переключилась на работу с поставщиками из дружественных стран, прежде всего, из Китая, Индии, Турции. Однако поставками из этих стран не получится компенсировать уход с рынка мощной энергонасыщенной самоходной западной техники. Как отметил учредитель «Агро Суппорт» Владимир Шестак, для налаживания работы с китайскими партнерами потребуется время, поскольку принципы работы с ними отличаются от того, к чему привык российский рынок. Тем не менее, китайская техника очень выручает в сегменте тракторов малой и средней мощности.
По словам участников конференции, наименее проблемным остается сегмент прицепной техники, который меньше всего пострадал в 2022 году. Большинство мировых брендов прицепной техники продолжают работу в России. Также в данном сегменте появилось немало российских производителей, предлагающих продукцию достойного качества.
Наибольшие проблемы в настоящее время возникают в сегменте телескопических погрузчиков, где практически отсутствует российское производство. При этом данный вид машин крайне востребован и в растениеводстве, и животноводстве. Спрос в этом сегменте остается на данный момент неудовлетворенным.
Важнейшим направлением дилерской активности остается обслуживание текущего парка сельхозтехники и организация поставок запасных частей. Дефицит запчастей уже проявил себя в 2022 году, но в 2023 году он может стать еще более острым. Компании ищут способы организации поставок оригинальных запасных частей, но параллельно присматриваются к российским производителям и даже развивают собственное производство. По словам коммерческого директора «ЭкоНива-Техника Холдинг» Геннадия Непомнящего, процесс перехода на российские запчасти небыстрый, но динамика очевидна: в 2023 году компания планирует закупать существенно больше запчастей российского производства, а также развивать собственное производство запчастей. Серьезным препятствием в работе с российскими производителями запчастей является то, что небольшие предприятия не имеют возможностей для контроля качества сырья и продукции, а крупные производители выставляют требование минимального заказа в количестве, существенно превышающем годовое потребление.
В свою очередь минпромторг уделяет большое внимание производству комплектующих в России. По словам директора департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения минпромторга России Марии Елкиной, помимо простых компонентов минпромторг также поддержал проекты по разработке коробки передач и мостов для тракторов, по группе гидравлики и редукторной группе для сельхозтехники.
«В этом году Росагролизинг поставил 11400 тыс. единиц техники на 64,5 млрд рублей, – рассказал первый заместитель генерального директора АО «Росагролизинг» Александр Сучков. – Каждый четвертый комбайн и каждый третий трактор в России поставляется через систему финансирования Росагролизинг. Ведущими поставщиками являются российские и белорусские производители. В этом году было аккредитовано беспрецедентное количество поставщиков – 239, по которым было выдано разнарядок на 1300 единиц техники на 6,4 млрд руб. Увеличили свое присутствие компании из Китая, Ирана и Индии».
«Кризис – это и время возможностей, – заметил директор департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений минсельхоза России Роман Некрасов. Сегодня большое количество обращений связано с желанием заводов производить компоненты для сельхозтехники. У нас есть шанс организовать и возобновить внутренние кооперационные цепочки поставок, поддержать и развить современное эффективное производство в нашей стране».