Качественная организация ветеринарного дела на региональном уровне позволит обеспечить здоровье животных, выпуск безопасной продукции и защиту людей от зоонозов.
В 2020 году для реализации механизма «регуляторной гильотины» – отмены и пересмотра всех нормативно-правовых актов советских времен – Правительством Российской Федерации было сформировано 40 рабочих групп. Однако если в сфере обеспечения здоровья человека создано две рабочие группы – «Здравоохранение» и «Санитарно-эпидемиологический надзор», то в ветеринарии, отвечающей за здоровье животных, птиц, рыб, пчел, выпуск полноценной и безопасной в ветеринарном отношении продукции животного происхождения и защиту населения от болезней, общих для человека и животных, создана всего одна – «Животноводство и растениеводство».
Участниками, имеющими право голоса, стали руководители Россельхознадзора и различных ассоциаций и союзов – экономисты, юристы, инженеры, лингвисты, журналисты и люди других профессий. Профильные эксперты по ветеринарии участвуют в подготовке заключений к законопроектам на общественных началах и права голоса не имеют.
1 января 2021 года было отменено более 800 документов ветеринарного законодательства, на протяжении десятилетий обеспечивающего юридическую основу ветеринарного дела в стране.
Защищены от особо опасных?
Итоги деятельности в части нормативного регулирования в ветеринарии подвел в недавнем выступлении министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, отметив, что «… постоянно совершенствуется нормативная база по ветеринарии. Так, с 2020 года приняты и актуализированы 44 ветеринарных правил по борьбе с болезнями животных». Но что такое 44 ветеринарных правил в контексте 175 болезней основных государственных перечнях заразных болезней животных, птиц, рыб, пчел, по которым необходимо поддерживать ветеринарное благополучие страны?!
В приказе Минсельхоза от 09.03.2011 года № 62, по которому, согласно статье 1 закона РФ «О ветеринарии», должны осуществляться реализация мероприятий по предупреждению заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства, отмечается всего 110 болезней.
Смотрим далее. В приказе № 476 от 19.12.2011 г. с перечнем карантинных и особо опасных болезней упоминается 87 нозоологических единиц. Спустя 4 года, в приказе № 635 от 14.12.2015 г., в соответствии с которым проводится регионализация территории РФ, указана 141 болезнь. В то же время в федеральную государственную информационную систему ФГИС «ВетИС» внесено уже 155 названий болезней. Предложение унифицировать перечни заразных болезней и системно формировать ветеринарное законодательство эксперты по ветеринарии представили еще до отмены всех нормативно-правовых актов. Последнее совещание с Департаментом ветеринарии по данному вопросу состоялось 13 января, подготовка предложений для Минэкономразвития - 12 мая этого года, однако предложения игнорируются и отвергаются по различным причинам. Например. что формирование перечней не является предметом регулирования ветеринарных правил или предметом обсуждения по данному вопросу. На этом фоне рабочая группа «Животноводство и растениеводство» без замечаний утверждает проект федерального закона о наделении Россельхознадзора полномочиями по проведении дезинфекции въезжающих в страну транспортных средств в автомобильных и смешанных пунктах пропуска через государственную границу по еще одному перечню, который разработает Минсельхоз и выделении на это 457 миллионов рублей из государственной программы развития АПК.
Интересно, что во всех перечнях и ФГИС «ВетИС» совпадают названия только 80 болезней, при этом ни в одном из перечней не содержится 19 болезней из списка ВООЗЖ. Все перечни заразных болезней сформированы по алфавиту, а самый главный перечень страны в приказе Минсельхоза № 62 – в хаотичном порядке. На мой взгляд, логичнее было бы унифицировать главный классификатор заразных болезней страны и системно формировать ветеринарное законодательство по видам животных.
В том же выступлении Д.Н.Патрушев сообщил, что «самообеспеченность по вакцинам от особо опасных и карантинных болезней уже стопроцентная». Вместе с тем, согласно приказу № 476 от 19.12.2011 в России всего 11 особо опасных и карантинных болезней (африканская чума свиней, бешенство, блютанг, высокопатогенный грипп птиц, оспа овец и коз, сап, сибирская язва, чума верблюдов, чума крупного рогатого скота, чума мелких жвачных и ящур).
Однако вакцина против АЧС до сих пор не изобретена, вакцинация промышленного поголовья против гриппа птиц запрещена. И получается, что Россия обеспечивает себя вакцинами только против 9 особо опасных и карантинных болезней.
Вместе с тем, согласно классификации Всемирной организации по охране здоровья животных (ВООЗЖ) в мире контролируется 119 болезней животных, имеющих межгосударственное значение, тенденцию к массовому распространению и высокий зоонотический потенциал (опасность для людей). Ряд из них может быть смертельно опасными и быстро распространяться на уровне отдельной страны или зоны.
Роль диагностики
Более того, с 2020 года не актуализирован ни один ГОСТ, ни одни методические указания по диагностике инфекционных болезней животных, птиц, рыб, пчел. В область аккредитации ветеринарных лабораторий страны входят МУКи и ГОСТы 30-50-летней давности. Например, диагноз на болезнь Ауески устанавливался в Ленинградской МВЛ по методическим указаниям 1978 года, разработанным еще до изобретения ПЦР.
Ведь абсолютно понятно, что современная диагностика должна предотвращать причины массового распространения заразных заболеваний сельскохозяйственных животных, а значит, не допускать выпуск опасной в ветеринарном отношении продукции, создающей угрозу здоровью людей. Вместе с тем на предложения актуализации диагностических мероприятий Департамент ветеринарии отвечает, что это не является предметом регулирования ветеринарных правил. А что же тогда является?
Ветеринарные правила по борьбе с заразными болезнями несовершенны
Из всех новых ветеринарных правил по борьбе с заразными болезнями животных, к удивлению специалистов, удалены эпизоотические данные, описание клинических признаков у разных видов животных, дифференциальный диагноз, адекватные профилактические мероприятия по предотвращению возникновения заболевания. Оставлены лишь необходимость соблюдения ветеринарных правил по регионализации, обязанность предъявлять животных госветслужбе для осмотра, сообщать даже об изменении в поведении и хранить трупы в местах гибели животных.
При этом во все ветеринарные правила по борьбе с болезнями животных внесен новый, считаю, совершенно ненужный раздел «Мероприятия при подозрении на болезнь». Он предусматривает отбор проб и полную приостановку экономической деятельности хозяйствующего субъекта до получения результатов лабораторных исследований.
Надо ли кого-то убеждать, что раздел с подобной формулировкой провоцирует коррупционную составляющую и сокрытие болезней собственниками животных?! Аргументом Департамента ветеринарии является предотвращение распространения болезней, однако на вопрос: почему же агропредприятия не останавливают деятельность на время проведения диагностических исследований – ответа не получили до сих пор.
Основы обеспечения ветеринарной безопасности страны были заложены сразу после революции 1917 года и развивались на протяжении всего времени. Например, к концу 1980-х в СССР были ликвидированы все особо опасные болезни, мы оказывали помощь развивающимся странам и снабжали вакцинами против особо опасных болезней полмира. Сразу после войны в Союзе были построены 24 биофабрики. Для сравнения, в современной России действует всего 6 государственных биофабрик.
В конце марта нынешнего года Правительство, наконец, утвердило новый план по ветеринарной безопасности страны. Вице-премьер Виктория Абрамченко сказала в своем комментарии: «В документе сформирован комплекс организационных, противоэпизоотических мероприятий, строгое выполнение которых позволит предотвратить возникновение и снизить распространение особо опасных болезней животных».
Очень хотелось бы надеяться, что так и случится. Но вопросы все равно остаются. И один из главных – кадры.
Чему и как учить будем?
В 2021 году было принято неоднозначное решение объединить в один профессиональный стандарт специальности «Ветеринарный врач» и «Ветеринарный фельдшер». Но этого реформаторам показалось мало, и они решили сюда же присоединить техников-осеменаторов, грумеров и фермеров. Вот это по-новаторски! А ничего, что в медицине, обеспечивающей здоровье людей, существует 88 профессиональных стандартов!
Еще о кадрах. Известный факт, что подавляющее большинство молодых преподавателей вузов никогда не работало на производстве. Об отсутствии адекватной подготовки ветеринарных специалистов для работы в промышленном животноводстве свидетельствует анализ учебных планов и опрос выпускников вузов и СПО из 11 регионов России (Архангельск, Воронеж, Ивановская область, Курск, республика Марий-Эл, Москва, Нижегородская область, Санкт-Петербург, Севастополь, Ростовская область, Челябинская область). Так, за последние 10 лет длительность производственной практики сократилась в 2-3 раза, а большинство выпускников проходило ее в ветеринарных клиниках по лечению домашних животных, так как нет возможности проходить постоянное обучение в условиях производства.
Не лучше обстоят дела и в ветеринарной науке. Если в самое ближайшее время не восполнить кадровый состав ученых и преподавателей в сфере ветеринарии, то через 10-20 лет некому будет работать в промышленном агропроизводстве.
Региональное законодательство
Разрушение ветеринарии недопустимо, это угрожает безопасности страны. Бессистемный подход к формированию ветеринарного законодательства приводит к распространению массовых заразных болезней. Решением, на наш взгляд, может стать формирование регионального ветеринарного законодательства и адекватного ветеринарного обеспечения на местах. Качественная организация ветеринарного дела на региональном уровне позволяет обеспечить здоровье животных, выпуск безопасной продукции и защиту людей от зоонозов. Начать его следует с анализа региональных особенностей ведения животноводства и целевого обучения ветеринарных врачей с учетом этих факторов. Такой подход предполагает обязательное наличие в каждом регионе собственной развитой лабораторной инфраструктуры.
Только в этом случае можно говорить о полноценной системе в реализации основных задач закона Российской Федерации «О ветеринарии».
Грамотное региональное ветеринарное законодательство ни в коей мере не будет противоречить федеральному, зато сможет защитить регион от неблагополучия и помочь хозяйствующим субъектам на местном уровне. Главное, что болеющие за отрасль люди, профессионалы в сфере ветеринарной медицины для реализации этих задач еще сохранились.