Закон все расставил по местам

А.Ю. Брюханов

директор ИАЭП

Закон все расставил по местам

Самой важной юридической задачей ФЗ № 248 стало закрепление за навозом и пометом в законодательном поле статуса побочных продуктов, которые используются для приготовления и внесения органических удобрений. 

С 1 марта 2023 года вступил в силу федеральный закон № 248-ФЗ от 14.07.2022 г. «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон был разработан по инициативе Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, так как в 2021 году руководители ряда аграрных регионов России остро подняли данный вопрос.

Дело в том, что ранее природоохранные надзорные органы, руководствуясь действующим законодательством и нормами, относили навоз и помет к опасным отходам и требовали от предприятий выполнение норм, относящихся к опасному производству. Это – лицензирование деятельности, включение отдельных инфраструктурных объектов в соответствующие реестры, оформление большого числа дорогостоящих документов. При невыполнении требований предъявлялись большие штрафы и многочисленные предписания. Для аграриев, которые привыкли рассматривать навоз и помет как вторичные ресурсы (органические удобрения), это стало раздражающим фактором, грозящим существенными экономическими потерями. 

«Хорошо забытое старое»

Важно понимать, что требования к соблюдению технологий подготовки навоза к использованию, хранению побочных продуктов, к внесению органических удобрений остались практически неизменными. Постановлением правительства № 1940 от 31 октября 2022 года утверждены основные требования к обращению побочных продуктов животноводства, в большей части они дублируют уже давно действующие нормы.

К наиболее важным требованиям относятся:

- хранение побочных продуктов животноводства до их обработки, переработки допускается только на специализированных площадках (специально оборудованные сооружения, навозохранилища, пометохранилища);

- обработка, переработка побочных продуктов животноводства должна осуществиться на оборудованных специализированных площадках, предотвращающих загрязнение окружающей среды;

- транспортировка побочных продуктов должна осуществиться с помощью технологий и технических средств, исключающих загрязнение среды обитания человека и окружающей среды;

- методы внесения органических удобрений должны исключать загрязнение окружающей среды.

Наиболее подробно все технологические требования изложены в отраслевом документе «Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помёта» РД-АПК1.10.15.02-17*, утвержденным Министерством сельского хозяйства, который, между прочим, кардинально не менялся уже более 30 лет. 

Новеллы закона

Из полезных нововведений можно отметить, что допускается временное размещение до 5 месяцев твердых органических удобрений в буртах на землях сельскохозяйственного назначения в период внесения. Есть в нововведениях и некоторые перегибы, например, внесение побочных продуктов животноводства должно осуществляться на расстоянии не менее 300 м от границы жилой застройки.

Очень внимательно нужно отнестись к разрешению внесения побочных продуктов по снежному покрову высотой 20 см и менее. Это допустимо только в случае исключения смыва питательных веществ в подземные и поверхностные воды. В случае наступления оттепелей, высок риск поступления органических и питательных веществ в водные объекты, если это будет зафиксировано, то предприятию будут грозить штрафы.

В целом, согласно принятому закону, если предприятие нарушает установленные требования, весь объем побочных продуктов (навоза и помета) может быть признан отходом с необходимостью платы за негативное воздействие на окружающую среду. Такая плата может составить для фермы КРС с поголовьем 2000 голов – более 30 млн руб. в год, для птицефабрики в 1 млн голов – более 50 млн рублей в год, для свинокомплекса на 50 тыс. голов – не менее 100 млн руб. в год. 

Соблюдать или платить

Для недопущения нарушений требований и обеспечения производственного экологического контроля за соблюдением технологий на предприятиях должны быть технологические регламенты и технические условия на конечный продукт, обеспечивающие качество получаемых органических удобрений в соответствии с действующими нормами. Технологические регламенты должны разрабатываться подробно, с привязкой к конкретным производственным условиям и природно-климатическим особенностям, с учетом используемой технологии и технических средств, с учетом дальнейшего использования органических удобрений.

Таким образом, принятый закон внес очень важные и необходимые уточнения в юридические аспекты обращения с навозом и облегчает жизнь предприятиям, которые уже имеют всю необходимую инфраструктуру для работы с побочными продуктами животноводства. Но он также заставляет задуматься те предприятия, которым необходимо провести модернизацию систем подготовки и использования навоза.

Важно понимать, что какого-либо ужесточения требований по обращению с навозом и пометом, не произошло. Требования к технологиям, как были, так и остались. Другой вопрос, что данный закон все расставил по местам: если ты заявляешь, что это ценный ресурс – органическое удобрение, то будь добр - работай с ним, как полагается. Если же не соблюдаешь базовые требования и загрязняешь окружающую среду – плати. 

Решить задачи

Стоит отметить, что ИАЭП – филиал ФГБНУ ФНАЦ ВИМ уже десятки лет поднимает вопрос о проблеме переработки и использования навоза и помета в качестве органических удобрений. Ежегодно пишутся справки и статьи, в которых отражается состояние отрасли и острая необходимость оснащения сельхозпредприятий соответствующей инфраструктурой для переработки навоза, помета и использования органических удобрений.

В принятом законе очень правильно сформулирована цель – повышение эффективности вовлечения побочных продуктов животноводства в сельскохозяйственное производство, в том числе для обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Но для достижения цели необходимо обратить внимание на решение некоторых важных задач. 

Мониторинг и оценка

Первой, очень важной задачей, является создание системы мониторинга, оценки и координации использования органических удобрений. Сегодня эта задача должна решаться с помощью современных цифровых технологий. В качестве примера можно привести разработанную в ИАЭП интерактивную программу для Ленинградской области, которая позволяет вести мониторинг образования органических удобрений, учитывать их качественные характеристики, анализировать инфраструктуру и техническую оснащенность сельхозпредприятий, предлагать логистические цепочки для распределения органических удобрений, формировать цифровые паспорта предприятий, районов и всей области, содержащие необходимую информацию по вопросам обращения с побочными продуктам животноводства. 

Технологии надо поддержать

Огромное значение для выполнения принятого закона имеют задачи внедрения современных технологий и технических средств подготовки и использования органических удобрений, а также разработка и принятие целевой программы и финансовых инструментов поддержки освоения эффективных экологически безопасных технологий.

На сегодняшний день определены базовые технологии переработки и использования побочных продуктов животноводства. В ИАЭП ежегодно разрабатывается и внедряется от 30 до 50 технологических проектов для сельхозпредприятий России. В последние годы существенно возросло сотрудничество с заводами-производителями отечественных технических средств по данному направлению (заводы Ярославич, Искадаз, МЗПО и др.). В 2022 году в рамках реализации крупного инфраструктурного проекта в Ленинградской области был открыт первый в России демонстрационно-исследовательский и образовательный экологический центр по работе с побочными продуктами животноводства.

Доведение материально-технической базы большинства сельхозорганизаций до соответствующего уровня требует больших затрат. Например, для доукомплектации инфраструктуры животноводческих предприятий Ленинградской области по работе с навозом и пометом требуется порядка 21 млрд руб., а переход на современные наилучшие доступные технологии требует около 23 млрд руб. (по образованию навоза и помета Ленинградская область – это 1% от общероссийского объёма). Поэтому необходимо рассмотреть возможность разработки и принятия долгосрочной целевой программы и финансовых инструментов поддержки освоения эффективных, экологически безопасных технологий подготовки и использования органических удобрений. 

Нормы пора пересматривать

Четвертая задача связана с актуализацией нормативно-технической базы для проектирования и внедрения современных экологически безопасных технологий и технических средств. Здесь хотелось бы обратить внимание на следующие аспекты: некоторые нормы, например, на образование навоза, физико-химические характеристики, расход воды для систем навозоудаления не менялись уже более 40 лет, хотя сегодня уже другие системы содержания, породы животных, кормление и т.д. Использование устаревших норм уже на стадии проектирования закладывает существенные технологические ошибки. Следующее – это ГОСТ Р 53117-2008 «Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия», соответствие которому, в рамках принятого закона, предприятия должны будут подтверждать. При актуализации ГОСТа особое внимание необходимо уделить нормированию микробиологических показателей, так как по мнению многих ученых в действующем ГОСТе требования чрезмерно завышены, что представляет сложность их выполнения для сельхозтоваропроизводителей. 

Контроль на уровне предприятий

Пятая задача – обеспечение производственного и экологического контроля – заключается во внедрении отраслевых стандартов для организации контроля на уровне предприятий. Когда шла подготовка закона в предпоследней его редакции, этот аспект был отражен путем введения термина «технологический регламент». Затем это термин выпал из текста закона и сегодня нигде не закреплен, хотя опыт работы более чем с 100 сельхозпредприятиями показывает, что это необходимо для четкой организации всех технологических работ, а также существенно упрощает предоставление информации контролирующим органам. 

В заключение стоит отметить, что принятие федерального закона № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» имеет важное стратегическое значение, а именно – закрепляет за побочными продуктами животноводства статус ценного ресурса для приготовления и использования органических удобрений. Для обеспечения достижения цели закона и развития экологически ориентированного сельскохозяйственного производства необходимо предусмотреть решение выше перечисленных задач.

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Ангары – технология отработана

Ангары – технология отработана

В.Ю.Козлов

менеджер по продажам оборудования и техники ООО «Макс-Агро»

Для строительства зданий сельхозназначения существуют стандартные решения, учитывающие все нормативные требования.

Анализ реформы ветеринарного законодательства

Анализ реформы ветеринарного законодательства

С.В.Щепёткина

к.вет.н., руководитель ООО «НКЦ РТСТ»

Качественная организация ветеринарного дела на региональном уровне позволит обеспечить здоровье животных, выпуск безопасной продукции и защиту людей от зоонозов.

Хорошие корма – какие они?

Хорошие корма – какие они?

Что такое качественные корма и как их получить – об этом интервью с Юрием Петровичем Савенко, ведущим ветеринарным врачом Государственного бюджетного учреждения Ленинградской области «Станция по борьбе с болезнями животных Волховского и Киришского районов».