С чего начинается корова, какая порода коз лучше, как в хозяйство тянется молодежь, о планах и перспективах и роли господдержки наше интервью с Нур-Магометом Иссаевичем Каппушевым, генеральным директором АО ПЗ «Красноозерное» (Ленинградская область, Приозерский район).
- Нур-Магомет Иссаевич, вы были избраны генеральным директором 1 сентября 1995 года. Скоро будет 30 лет вашей работе на этой должности.
- Да, как я говорю: «Я сам у себя четвертый директор», ведь за 5 лет – с 1990 года по 1995 год сменилось 4 директора, я стал четвертым и, как оказалось, надолго.
- Как получилось, что вы оказались в «Красноозерном»?
- После окончания Ленинградского сельскохозяйственного института в 1990 году по специальности «сельскохозяйственное строительство» по распределению я попал в «Красноозерное». Начал свою трудовую деятельность прорабом. Хозяйство в то время было сильным. Директором был Сергей Васильевич Яхнюк (сейчас депутат Госдумы РФ - прим. ред.), у него просто не могло быть плохого хозяйства. Он меня принял на работу, и я очень ему благодарен, многое от него перенял. Затем была смена нескольких директоров, начались проблемные «лихие 90-е годы» – все это сказалось на хозяйстве. Я принимал его уже с надоем 1700 кг молока на голову.
Но я точно знаю, что не будь тех тяжелых времен, может меня и не было бы на должности директора. К нам не раз приезжал Станислав Сергеевич Брянцев, он в то время руководил областным животноводством. Приезжал, объяснял, как и почему нужно оздоравливать поголовье от лейкоза. Помню, как он говорил: «Магомет, корове на жизнь надо 1 кг комбикорма дать», а мы даже этого не могли себе позволить. Год, когда я стал директором, был крайне тяжелым, у нас даже силоса не было, чтобы накормить животных вдоволь.
- Как вы выходили из этой ситуации?
- Я много тогда думал, а правильно ли я сделал, что согласился на эту должность? Мне тогда было 33 года и можно было, как многие мои знакомые, найти другое занятие. Но что-то меня останавливало. Хозяйство в то время сильно выручил, буквально спас, думаю, наш Мичуринский молокозавод. Крупным молокозаводам ведь наши 3-4 тонны были неинтересны, им нужно было сдавать не менее 10 тонн молока. На нашем молзаводе делали 3-4 основных продукта – пастеризованное молоко 2,5% во флягах, сметану и творог. Благодаря наличке от продажи закрывали наши потребности – покупали подешевле корма, работникам платили зарплату (задолженность по заработной плате была 5-6 месяцев). Так нам удалось пережить это время.
- Какие удои у вас на сегодняшний день?
- В 2005 году мы были уже седьмые в Ленинградской области в рейтинге надоев молока с продуктивностью 8200 кг, в 2004 году средний удой у нас был 8059 кг, 2022 год мы закончили с удоем 10300 кг. Сейчас наши коровы дают 33 т молока в день, работаем над тем, чтобы в этом году перешагнуть по удою 11-тысячный рубеж.
- Что изменилось, когда вы перешли на беспривязную технологию?
- В хозяйстве очень много зависит от персонала – его знаний, понимания. Когда в 2007-2008 годы мы перешли на беспривязную технологию, мы ничего не понимали ни в компьютерах, ни в управлении стадом. Когда животные на привязи, то там с ними работает доярка и бригадир, им все видно, кто что съел и так далее. А когда животные находятся на свободном содержании, ходят по двору, попробуй их отследить. Здесь, конечно, нужно работать с программой, а для этого специалист должен быть высококвалифицированным, иначе все будет плохо. С этими технологиями, когда мы отвязали животных, мы скатились на удои 6000-7000 кг, а потом потихоньку начали расти.
- Когда хозяйство получило статус «племенной завод»?
- С 13.09.2013 «Красноозерное» имеет статус племенного завода по разведению КРС голштинской породы. До этого 5 лет мы были племрепродуктором. Еще раньше – товарным хозяйством.
- Как вы сделали такой шаг вперед? Занимались селекционной работой?
- Конечно! Во-первых, когда мы достигли высокой продуктивности стада, это дало нам право стать племрепродуктором. Затем мы завезли очень много животных. В 2006 году начался национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», в рамках которого мы начали закупать скот. Сначала приобрели 300 телочек в Австралии. Затем купили 200 и 300 голов в Германии и Нидерландах. Весь купленный скот были чистопородные голштины. Мы практиковали только искусственное осеменение семенем быков голштинской породы. Таким образом мы выполнили требования, необходимые для получения статуса племенного завода.
- Сколько сейчас у вас животных?
- Дойное поголовье у нас 1100 голов, еще 1140 телок и нетелей разных возрастов (это очень хороший показатель). Общее поголовье насчитывает 2824 головы. Коровушка живет у нас в среднем 2,9 года. В плане наличия ремонтного поголовья мы можем практически за два года полностью обновить свое дойное стадо. Но этого не требуется, и мы не должны этого делать. Ремонт поголовья происходит постепенно.
- И новое семя приобретаете?
- Совершенно верно, мы покупаем семя у компании «АЛЬТА ДЖЕНЕТИКС РАША». Я очень благодарен компании АЛЬТА за то, что мы сейчас имеем такое большое количество телок. Только благодаря их знаниям, тому, что они нас обучают и сопровождают, мы получаем не менее 81 теленка в год, и это неплохой результат.
На телках мы работаем с сексированным семенем. Такое семя сегодня недешевое – стоит около 3000 рублей за дозу.
- Бычков вы держите?
- Да, у нас около 500 бычков. Мы их держим до достижения веса 400 кг и больше. Затем сдаем на мясо.
- 3 марта 2023 года в племенном хозяйстве «Красноозерное» ввели в строй новые дворы. Расскажите об этом инвестиционном проекте.
- В марте мы запустили родильное отделение, телятник и двор для сухостойных коров. Строительство началось в феврале-марте 2022 года, почти год строили. Родильное отделение – на 220 головы. Телятник – на 360 голов. Купили 300 индивидуальных домиков для телят.
Консалтинговая компания «Агриконсалт» подготовила для нас качественный бизнес-план, и мы быстро, меньше, чем за три месяца, получили кредит в ВТБ, под 3,2%. Правда, сначала почти год пытались получить кредит в другом банке. Доля собственных средств по условиям кредитного договора должна была быть 14,4 %, но из-за подорожания материалов мы вышли на показатель 30%. А вот стоимость стройки увеличилась на 30 млн рублей.
Общая сумма вложений в проекты, осуществленные в течение двух лет, составила более 300 млн рублей. В эту же сумму вошли и затраты на доильный зал типа Карусель на 50 мест, который был запущен летом 2022 года.
- Какие еще затраты, кроме прямых инвестиций в животноводство, ложатся на бюджет предприятия?
- По требованию ГАСН пришлось спроектировать насосную станцию и пожарный водоем на 500 т воды с разводкой по всему комплексу, стоимость проекта составила 21 млн рублей. Мы сделали работы по асфальтированию территории доильно-молочного блока «Карусель», провели работы по асфальтированию выгульных площадок и дорог вокруг нового родильного отделения и телятника (собственные средства – 9 млн рублей.). Сегодня занимаемся проектированием газификации территории комплекса.
- Была ли господдержка проекта?
- Если бы господдержки не было… Я знаю многих директоров в других регионах России. Такой поддержки, какую оказывает наш комитет по АПК Ленинградской области, нет нигде. Это реальная поддержка, ощутимая. Мы получаем все виды субсидий, начиная от субсидий на молоко, на несвязанную поддержку, на мелиорацию. Конечно же, капексы нам очень помогли. Огромная благодарность экономическому отделу комитета, который совместно с нашим экономистом оформили все документы на субсидии. Благодаря этим субсидиям нам удалось реализовать это строительство.
Сейчас времена сложные, но мы видим, что комитет работает над этой непростой ситуацией. Я имею в виду падение цен на молоко. Увеличились примерно на 50% запасы таких биржевых товаров, как сухое молоко и масло сливочное, прекратился экспорт. Думаю, что в любом случае ситуация каким-то образом разрешится, и накопившиеся запасы продукции либо уйдут на экспорт, либо ещё на какие-то цели. Сегодня Союзмолоко, Минсельхоз России, наш областной комитет по АПК очень серьёзно работают над этим вопросом. Конечно же, мы переживём и эти времена.
- Комфортно ли животным в новом дворе?
- Новый двор для содержания сухостойных животных с родильным отделением имеет размеры 28 на 108 метров, это в два раза шире и в полтора раза длиннее, чем размеры старой родилки. Здесь животным обеспечен комфорт, созданы практически санаторно-курортные условия. А это очень важно для сухостойного периода, роста плода – с этого начинается будущая корова, закладывается ее продуктивность.
- Как изменились условия содержания телят?
- Раньше телята, а их у нас примерно 300 голов, до 2,5 месяцев находились в четырех разных местах. Но не это было проблемой. Из-за недостатка места их приходилось переводить в группы по 10-15 голов уже с возраста 7-10 дней. А маленьких телят надо все-таки держать в индивидуальных домиках до достижения ими возраста 2,5 месяца. Теперь это условие выполнено, и у каждого теленка есть свой домик.
- Как вы ухаживаете за копытами?
- Мы заботимся о состоянии копыт животных. Корова с больными конечностями – не корова, она не будет ни есть, ни пить, ни осеменяться, ни молока давать. Во дворах предусмотрены копытные ванны, они делаются 2-3 раза в неделю. Плановая обрезка копыт проводится 3,5 раза в год, кроме того, есть лечебная обрезка.
- В чем преимущества нового доильного зала?
- Если раньше мы доили коров три раза в день по 7 часов, и у нас не оставалось достаточно времени для полноценной промывки оборудования, то теперь коровы доятся за 4,5 часа.
- Вы будете увеличивать количество голов?
- У нас есть планы увеличения поголовья до 1200-1250 дойных коров. Доильная карусель позволяет доить за сутки такое количество животных. Если построить третий двор голов на 300, то в него можно поставить высокопродуктивный скот. Сделать два ряда, чтобы все животные могли одновременно подходить к кормовому столу. Надо работать и с продуктивностью, добиться удоев 35 кг и более молока в день от коровы. Тогда мы смогли бы получать порядка 42-43 тонн молока в сутки. Это было бы очень хорошо.
- Когда вы начали заниматься козами и почему?
- Козами мы начали заниматься по инициативе нашего акционера Вадима Валерьевича Сердюкова, который загорелся идеей, пообщавшись с директором ЗАО ПЗ «Приневское» Мухажиром Хазреталиевичем Этуевым – инициатором промышленного козоводства в области. Сейчас мы производим порядка 2,0-2,5 т козьего молока в день, летом, после окота – 3,5 т.
- Какая у вас порода коз?
- У нас две породы – зааненская и альпийская (альпийской 300-350 голов). Общее поголовье коз составляет 1320 голов. Очень хочу увеличить поголовье альпийской до половины поголовья, чтобы было примерно по 650-700 голов каждой породы.
Коз продаем фермерам. По внешнему виду им больше нравится альпийская порода. По продуктивности они примерно одинаковые, дают 2,5-3 л молока в день. В тот же год, как мы стали племрепродуктором по голштинам, получили и статус племенного репродуктора по зааненской породе коз. В 2018 году стали племенным заводом по козам зааненской породы. Сейчас мы готовы получить статус племрепродуктора по альпийской породе, будем подавать документы. То количество, которое у нас есть, позволит получить этот статус.
- Вы стремитесь к увеличению надоя на одну фуражную голову до 11000 кг. Это ваш план. А за счет чего хотите его увеличить?
- В этом году мы потратили 11 млн рублей только на покупку 450 тонн минеральных удобрений, из них 50 тонн – это сложные удобрения, азофоска. Наша задача – заготовить хорошие корма: силос, сенаж, сено. Мы улучшили условия содержания животных и имеем высокую генетику животных.
- Зато протеин будет в травах, а значит – молоко!
- Совершенно правильно! Сегодня стоит вопрос – какие брать закваски – биологические или химические.
- Сколько у хозяйства сельхозугодий? Как вы работаете с землей?
- У нас в собственности чуть более 2000 га, плюс около 600 га в аренде. Этой земли только-только хватает. Весь навоз вносим на поля. Работаем с птицефабрикой «Роскар», вносим их помет. Берем у них около 20 тыс. т помета по 15 руб./т. С другой стороны, им тоже нужно помет куда-то девать. Получается взаимовыгодное сотрудничество.
Без земли в сельском хозяйстве никак нельзя, а от земли нужно не только брать, но и заботиться о ней. В 2022 году провели работы по мелиорации на площади 240 га. Сегодня ведем культуртехнические работы на 100 га силами нашего отряда по мелиорации. Это наша работа с землей. Конечно, без субсидий и без государственной поддержки мы не смогли бы это все сделать, это было бы просто невозможно.
Сегодня с этих земель мы получаем примерно 1,5 тыс. т сена, около 700-800 т качественной соломы. Такое большое количество сена готовим из-за потребностей козоводства, коровам хватило бы и 600-800 тонн. Но у коз рацион немного другой.
- Кормами вы себя полностью обеспечиваете?
- Козам делаем порядка 1400 рулонов сенажа влажностью 40%, упакованных в пленку. Коровам заготавливаем 21-22 тыс. тонн силоса в траншеях. Этого количества нам сегодня хватает, но на следующий год мы ставим задачу заготовить 22 тыс. и более силоса и сенажа.
- Какие площади у вас заняты травами и зерновыми?
- Под травами занято примерно 2200 га. Под ячменем – 450 га. Ячмень сушим, а также плющим и закладываем на хранение в рукава.
- У вас очень каменистая почва, как вы справляетесь с камнями?
- Камни приходится постоянно убирать. Это наш бич, они ломают нашу технику. У нас есть камнеуборочная машина, которой планируем в этом году убрать камни с площади 300 га. Будем договариваться с Мичуринским многопрофильным техникумом, чтобы предоставили нам в помощь рабочую силу. Мы арендуем у ПФ «Роскар» порядка 200 га, на которых сеем зерновые. Там как раз нужно убрать камни.
- Как часто вы перезалужаете травы? Какие травы выращиваете?
- В год под перезалужение у нас идет примерно 250-300 га. В основном, мы сеем многолетние травы: клевер, овсяницу и тимофеевку. При этом около 200 га ремонтируем. У нас есть ремонтная сеялка, которая работает по дернине, по старым травам, подсеваем половинную норму клевера – примерно 12 кг/га. Бобовые за 2-3 года выпадают, поэтому приходится подсевать. Самые старые поля у нас имеют возраст 5-6 лет. Поля с хорошим контуром и, находящиеся поблизости, стараемся перезалужать через 3-4 года, а которые подальше – используем под сенокосы более длительное время.
- Какая техника у вас работает на кормозаготовке?
- Косилки у нас компании CLAAS. Сейчас ждем такую же трехточечную косилку компании KUHN. Имеется очень хороший валкователь, который не захватывает землю, поднимает только траву. Есть два кормоуборочных комбайна New Holland, стараемся, чтобы они не простаивали, организуя своевременную отвозку травы.
- Какого качества у вас корма?
- На первый укос выходим в начале июня. Не скажу, что у нас получаются какие-то суперкорма, но среднего качества корма мы получаем. Но они нас уже не устраивают, нам нужны корма высокого качества. Иногда, дожидаясь количества, мы теряем в качестве.
- Рационы ваши зоотехники сами составляют?
- Да, сами. Также нас консультируют специалисты фирм, где мы покупаем премиксы и добавки. У них есть американская программа составления рационов, мы пользуемся ей.
- Расскажите о переработке молока.
- АО ПЗ «Красноозерное» занимается переработкой козьего и коровьего молока в обособленном подразделении хозяйства – «Приозерский молочный завод». «ПМЗ» перерабатывает коровье и козье молоко только с ферм «Красноозерного». Сегодня мы выпускаем сыр, йогурты, молоко, творожки из козьего молока – около 20 т продукции в месяц. Но есть проблема с реализацией козьего молока. Поэтому две трети козьего молока везем на молзавод в Тульскую область.
- Какое количество коровьего молока вы сдаете на свой молочный завод?
- На «Приозерский молочный завод» сдаем около 400 т молока в месяц. Сегодня в среднем цена реализации молока опустилась на 6-7 руб./кг из-за снижения спроса населения на молочную продукцию. На нашем молокозаводе цена была снижена пока только на 3-3,50 руб./кг. Сейчас стоит задача договориться с торговой сетью о снижении цены на полке. Вся цепочка из трех составляющих «производство-переработка-торговля» должна идти на снижение цены, а не только производитель. Иначе молочная продукция будет неконкурентная и население ее будет покупать плохо.
- У вас отменное качество молока и молочных продуктов!
- У нас все молоко высшего сорта, я уже не помню, когда у нас был первый сорт. Не могу не похвастаться и нашей 20%-ной сметаной – она получила российский знак качества.
- Как обстоит ситуация с кадрами?
- В целом нормально. Есть некоторый дефицит скотников, дояров. Водителей нам хватает, а вот трактористов человека три мы взяли бы. В Санкт-Петербургском аграрном университете девушка учится на агронома, в следующем году будем отправлять юношу учиться на инженера, еще две девушки пойдут учиться на зоотехника. Одна девушка заканчивает университет, но уже имеет опыт работы, хочет работать у нас агрономом. Наш опытный агроном может передать ей свои знания. Ещё одна девушка, заканчивающая ветеринарный университет, хочет приехать к нам работать в июле. У меня хорошие зоотехники, ветврач, но мы должны готовить смену. Молодёжь амбициозна, у неё много сил, глаза горят. Это же хорошо. И этот свет надо поддерживать. Вообще это очень богоугодное дело – передавать знания. Люди не должны их уносить с собой.
- Что вы сами себе пожелаете?
- Хочется, чтобы был цветущий край. Понимаете, вот чтобы яблони цвели, чтобы корма были хорошими, молочные реки. Чтобы все люди хорошо зарабатывали. Знаете, не ради работы мы живём, но должны работать, чтобы хорошо жить. Вот этого бы хотелось. Есть люди, которым везёт, я из этих людей. Мне повезло с коллективом, повезло с работой.
Я рад, что мы затеяли и сделали этот проект! Без этого не было бы полноценного развития хозяйства. Думаю, и в будущем у нас есть перспективы.