В Санкт-Петербурге 26-28 мая 2023 года прошел Х Невский международный экологический конгресс «Экология: право, а не привилегия». В его рамках состоялась Первая Всероссийская ярмарка органической продукции и были оглашены победители Второго Всероссийского конкурса на соискание премии за достижения в развитии российской органической продукции.
Конгресс проводится раз в два года, начиная с 2008 года. С 2013 года в рамках Невского международного экологического конгресса проходит и Международный агроэкологический форум. В 2023 году конгресс посетили более 1500 участников – это в два раза больше, чем в предыдущий раз в 2021 году.
С приветствием к участникам обратился Президент Российской Федерации Владимир Путин: «Эффективное управление природными ресурсами является основой устойчивого развития государств, напрямую влияет на сохранение биоразнообразия экосистемы, а главное – на здоровье и качество жизни миллионов людей. И потому в России вопросы защиты окружающей среды, рационального природопользования, обеспечения экологической безопасности находятся в числе значимых общенациональных приоритетов».
Интерес растет
В рамках Конгресса прошло награждение победителей Второго Всероссийского конкурса на соискание премии за достижения в развитии органической продукции. Национальный органический конкурс проводится под эгидой Совета Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства РФ и Роскачеством при поддержке Фонда «Органика».
«Конкурс пользуется большой популярностью среди компаний, создающих органическую продукцию в России. За прошедший год количество заявок увеличилось в два раза», – сказал Андрей Яцкин, первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Главный федеральный органический конкурс уже стал традиционным, ежегодным. За два года проведения конкурса в нем приняло участие более 400 участников. «В этом году наибольший интерес показала молодежная номинация, собрав более 100 заявок. География конкурса по сравнению с прошлым годом увеличилась более чем в два раза – с 21 региона до 49. В голосовании по выбору «Народного органического бренда» приняло участие свыше 70 тысяч человек, что в четыре с половиной раза больше, чем год назад, и в 12 раз больше, чем проголосовавших в 2019 году при выборе государственного зеленого знака. Мы видим интерес к органической продукции и ожидаем, что он продолжит расти», – отметил руководитель Роскачества Максим Протасов.
«Стоит подчеркнуть важность подобных конкурсных мероприятий, – говорит исполнительный директор Национального органического союза Надежда Степкина. – Ценно, что государство в лице профильных ведомств уделяет внимание развитию органического сельского хозяйства страны. Российские органические производители с каждым годом показывают все более успешные результаты своей работы и вполне конкурентоспособны, наша органическая продукция по качеству не уступает зарубежной. Благодаря подобным событиям расширяется и покупательская аудитория, потребитель сегодня все более осознанно выбирает для себя органический продукт».
Победители названы
В номинации «Ассортимент органической продукции» победил холдинг «АгриВолга» (Ярославская область) с брендом «Углече Поле».
«Наш сельскохозяйственный холдинг «АгриВолга» уже не первый раз становится победителем подобных конкурсов, и такие победы очень ценны для нас, – отмечает Елена Яшаева, генеральный директор холдинга «АгриВолга». – Мы гордимся тем, что наша продукция не только давно завоевала уважение и доверие потребителей, но и пользуется все большим спросом. Такие мероприятия, как Невский экологический конгресс и Национальный органический конкурс, безусловно, способствуют развитию рынка органического сельхозпроизводства в стране, и это очень важная работа, в которую мы включены с самого начала».
В номинации «Экспортоориентированный производитель органической продукции» победителем стало ООО «Аривера», Республика Мордовия. «Мы имели редкую возможность встретиться с нашими коллегами по органическому сектору на ярмарке органических продуктов, организованной в рамках Х Экологического конгресса, – отмечает Илья Калеткин, генеральный директор ООО «Аривера». – Победа нашей компании, которая имеет корни в Мордовии, для региона, безусловно, играет позитивную роль. Мы уже второй год подряд получаем премию в рамках этого конкурса и гордимся этим. Отмечу также, что мы победили в направлении экспортоориентированности. Экспорт органики – это премиальный сегмент, в котором конкурируют лучшие мировые бренды».
Лидером продаж органической продукции в торговых объектах стала сеть «Азбука вкуса». «Важно отметить, что «Азбука вкуса» является одним из основателей и членом Национального органического союза, и органическая продукция – это одна из фокусных областей нашего развития, – говорит Андрей Чурсин, директор по взаимодействию с государственными органами власти ООО «Городской супермаркет». – Наша задача – развивать культуру потребления органики в массах, выступая трендсеттерами категории. Мы начинали с импортной органики в 2006 году, и сейчас у нас представлено более 50 сертифицированных европейских и российских поставщиков, доля в товарообороте составляет 1,2%, а проникновение в чеки – 3%».
В номинации «Новый органический продукт» победителями стали ИП КФХ Костюков Сергей Николаевич, Белгородская область, и ООО «Органик Эраунд», Ставропольский край. «Самым важным фактором победы для нас является признание потребителями качества нашей продукции и, как следствие, нашего труда, – отмечает Антон Усов, коммерческий директор ООО «Органик Эраунд». – Мы искренне рады, что наше государство популяризирует правильное питание и правильный образ жизни. Считаем, что в долгосрочной перспективе аналогичные инициативы правительства отразятся на здоровье нашей нации и ее продолжительности жизни».
В номинациях «Регион – лидер по числу сертифицированных производителей» и «Регион – лидер по поддержке органического производства» победителем признана Воронежская область.
Ярмарка на Манежной
Первая Всероссийская ярмарка органической продукции в Санкт-Петербурге объединила 60 ведущих производителей «органики» из 31 региона России. Фермеры привезли товары, соответствующие нормам, применяемым к производству органической продукции.
Например, Эко-Ферма «Рябинки» из Московской области привезла органическое мясо и молочные продукты, органическая ферма «Чёрный хлеб» из Тульской области – органическое зерно, муку и крупы, «Углече Поле» – органическую мясную и молочную продукцию, «Магнит» – органические шампиньоны собственного производства, «Органик Эраунд» – томатный сок и пасту, пюре тыквенное, пастилу, подсолнечное масло, консервированный зеленый горошек. Ленинградскую область представляла единственная сертифицированная органическая ферма 47-го региона – ферма «Веси».
За четыре дня ярмарку посетило 45 тыс. петербуржцев и гостей города, а продажи органической продукции превысили 6,3 млн рублей. Посетители выставки приобрели 3500 кг дикоросов и грибов, 2900 кг овощей, 2500 кг мясных полуфабрикатов, 2500 кг молока, молочных продуктов и сыров, 1000 кг продуктов из категории бакалеи, 545 кг кондитерских изделий, 1000 кг фруктов, 500 кг хлеба, 450 кг продуктов пчеловодства, 300 кг ягод и 205 кг чая.
В рамках ярмарки прошли лекции специалистов и мастер-классы. Своими знаниями поделились эксперты Санкт-Петербургского института управления и пищевых технологий и Санкт-Петербургского аграрного университета. Посетители ярмарки участвовали в дегустациях и розыгрышах призов.
Итоги первой Всероссийской ярмарки органической продукции свидетельствуют об огромном интересе российских потребителей к «зеленой» продукции и стремлении россиян к правильному питанию, ответственному потреблению и продуктам органического производства.
По информации открытых источников