Тепловой стресс и здоровье коровы

На тему теплового стресса опубликовано немало научно-исследовательских работ и примеров из практики. Тем не менее, вопрос остается актуальным, а принимаемые меры по предотвращению самого теплового стресса и его последствий недостаточными.

В очередной раз возвращаясь к влиянию теплового стресса на коров, хочется напомнить, каким образом он влияет на функцию рубца, и, следовательно, на продуктивность животных.

Ученые утверждают

Трина Хайнс делала подборку аргументов ученых, подтвержденных исследованиями, которые указывают на то, что в силу уникальной физиологии пищеварения жвачных животных в условиях теплового стресса различные системы организма могут давать сбой. По ее данным, группа американских исследователей (из компании DairyTechGroup и Факультет животноводства Университета штата Айова) в статье «Смертельный тепловой стресс: предполагаемая патофизиология смертельного расстройства у молочного КРС», опубликованной в мае 2022 года, доказывает, что это может привести к гибели животных. Кроме того, ученые уверены, что ранее существовавшие проблемы со здоровьем или сопутствующие инфекции, такие как мастит, могут увеличить риск смерти, связанной с тепловым стрессом у жвачных животных.

Еще одна группа ученых, теперь уже из Южной Кореи и Филиппин, специально изучила воздействие теплового стресса на рубец. В статье, опубликованной в феврале 2022 года под названием «Тепловой стресс: воздействие на микрофлору рубца и физиологию животного, а также стратегии смягчения негативного воздействия на лактирующих молочных коров», они отмечают, что тепловой стресс в целом может снижать жвачку, активность рубца и ретикуло-рубцовую моторику, «таким образом влияя на скорость фракционного прохождения перевариваемого корма в желудочно-кишечном тракте».

Что происходит при тепловом стрессе?

В своей работе Трина Хайн кратко, но очень четко описывает механизм влияния теплового стресса на организм животного: «При возникновении теплового стресса происходит сдвиг в микрофлоре рубца из-за снижения рН и концентрации ацетата, а также из-за увеличения концентрации лактата в рубце. Более низкий рН рубца (состояние ацидоза рубца) приводит к уменьшению количества бактерий, способных переваривать клетчатку в рационе. В свою очередь, меньшее количество кормовой энергии, доступной корове, может привести к подострому ацидозу рубца, хорошо известному нарушению обмена веществ, которое подавляет выработку молока».

Кроме того, негативные физиологические реакции коровы на тепловой стресс влияют и на другие функции ферментации в рубце, показатели крови и метаболиты, что приводит к снижению потребления корма, работы молочных желез и прочих показателей продуктивности коров. Эти метаболиты включают изолейцин, метионин, миоинозитол, триптофан, тирозин и мочевину.

И еще одно утверждение ученых – на клеточном уровне тепловой стресс вызывает повышенную выработку белков теплового шока и снижение выработки метаболитов иммунной системы. «Эти изменения в физиологии, метаболизме и микробиоме молочных коров, подвергшихся тепловому стрессу, требуют срочных стратегий смягчения последствий», – заявляют ученые.

Как помочь коровам?

Трина Хайцн, опираясь на мнение ученых, пишет, что тепловой стресс можно свести к минимуму, обеспечив животным тень, системы орошения, туманообразования и вентиляторы. Но одной лишь тени недостаточно, потому что во многих случаях температура воздуха в тени ненамного ниже, чем на солнце в дни сильной жары, особенно при высокой влажности. В перспективе также появление возможности для хозяйств производить отбор коров, устойчивых к жаре, благодаря растущему пониманию «гена гладкой шерсти» и других генов, влияющих на теплоустойчивость.

Ученые отмечают, что при рассмотрении «обычных физиологических и метаболических изменений животных, подвергшихся тепловому стрессу, важно понимать взаимосвязь между тепловым стрессом и микробиомом ЖКТ. Это поможет разработать стратегии по смягчению эффекта теплового стресса путем манипулирования микробным составом рубца».

Доказано, что в борьбе с тепловым стрессом полезны кормовые добавки с витаминами, минералами, растительными экстрактами и пробиотиками.

Кроме того, по словам этой команды ученых, «изменение рационов в сторону увеличения энергии, например, с помощью увеличения концентрации питательных веществ в кг СВ, необходимо для компенсации снижения поедаемости, вызванного тепловым стрессом, и для противодействия высокой выработке тепла организмом при скармливании фуража». Однако, исследователи предупреждают, что при использовании кормовых решений против теплового стресса необходимо соблюдать осторожность для поддержания нормального рН рубца.

Советы эксперта

Приведённые в статье рекомендации по предотвращению теплового стресса желательны, однако не у всех хозяйств есть возможность установить системы туманообразования и орошения. При этом, существуют эффективные способы борьбы с тепловым стрессом, которые не всегда предполагают значительных вложений. Приводим советы от Виты Буде-Гайле, специалиста по здоровью сельскохозяйственных животных, тренера CowSignals®.

Общие:

-Создайте стратегии снижения температуры.

-Избегайте переполненных групп.

-Во время жары избегайте разных обработок, таких, как вакцинация и др.

-Минимизируйте факторы стресса на ферме (наличие инфекцией и других заболеваний, резкие изменения рецептуры корма, недостаток местa, буйные проявления иерархии в группах).

-Обеспечьте постоянный доступ к чистой/прохладной воде.

Вентиляция:

-Обеспечьте хорошее качество воздуха и вентиляцию.

-Орошение без движения воздуха может повысить влажность в помещении и тем усугубить воздействие теплового стресса.

-Хотя спринклерные системы могут помочь снять тепловой стресс, они не очень помогают, пока коровы лежат. Поэтому важно следить за тем, чтобы вентиляторы и система вентиляции обеспечивали постоянное охлаждение животных.

-Рекомендуется размещать вентиляторы на расстоянии около 7 м друг от друга и убедиться, что угол установлен правильно. Ускоренное движение воздуха хорошо охлаждает. Желаемая скорость передвижения воздуха 60 м/мин.

-Зачастую достаточно лишь открыть окна, ворота, боковые стенки и вентиляционные отверстия в крыше (при наличии) - и сквозняк значительно облегчит состояние животных.

Кормление:

-Кормите чаще.

-Используйте высококачественные корма.

-Избегайте нагревания корма.

-Добавьте хелатные минералы. Хелатизированные микроэлементы легко усваиваются и укрепляют эпителий кишечника.

-Во время очень жарких дней (250C и выше) дозу дрожжей можно увеличить вдвое.

-Раздавайте корма в самое прохладное время суток.

-Увеличьте плотность питательных веществ в рационе.

-Устанавливайте дополнительные поилки + электролиты.

-Проверяйте доступность кормового стола (длина, удобство).

-Повысьте уровень белка как минимум на 1%.

-Обратитe внимание на уровень растворимого азота в корме.

-Увеличьте транзитный крахмал и уровень жира.

-Поддерживайте DCAD (+300-350 мЭкв/кг CB), используйте дрожжи, гепатопротекторы, адсорбенты.

-Поддерживайте здоровье рубца, включайте в рацион буферные продукты.

-Добавляйте специальные продукты для поддержания высокой продуктивности КРС в периоды жары.

-Снизьте уровень крахмала (на 1-2%).

-Кормовые рационы, в которых слишком мало белка, увеличивают тепловой стресс, потому что за счет метаболизма тканевых белков увеличивается выработка тепла.

-При потоотделении потеря калия увеличивается в 5 раз. В кормах и концентратах его мало, поэтому требуются калийные соли и поташ от 1,5 до 1,8% CB).

-Добавки натрия (от 0,3 до 0,4% CB) также рекомендуются, потому что коровы выделяют больше Na с мочой во время теплового стресса.

-Витаминные добавки:

-Ниацин (витамин В3). Было показано, что он усиливает вазодилатацию и липидный обмен у млекопитающих. 6 г/голову в сутки помогает понизить температуру кожи и сохранить надои.

-Витамин С, т.к. тепловой стресс снижает уровень витамина С в плазме и тканях.

При подготовке статьи использованы материалы сайта www.dairyglobal.net/

«Зелёная линия» кормов

Ежегодно компания «Агрологос», официальный дилер бренда CLAAS, проводит мероприятие «Зелёная линия» для фермеров Ленинградской области.

Консервант СИЛОС ПЛЮС: наш, отечественный!

Консерванты для силоса в большинстве случаев представляют собой универсальные средства, которые подходят для сохранения сенажа и плющеного зерна. Новый отечественный химический консервант гарантирует высокое качество кормов.

Тепловой стресс и здоровье коровы