25-26 апреля в Сочи прошел V Сельскохозяйственный форум-выставка «Тепличная отрасль - 2024», ежегодно собирающий ключевых игроков сектора защищенного грунта России.
Рынок диктует цели
С приветственным словом от лица организаторов форума к участникам обратился Валерий Кочергин, директор «Журнала Агробизнес».
Форум открыл докладом о состоянии и перспективах развития российского овощеводства защищенного грунта Андрей Медведев, вице-президент Ассоциации «Теплицы России». По его прогнозам, площади зимних теплиц СХО, КФХ и ИП по итогам 2024 года достигнут 3350 га (+70 га по сравнению с оценкой 2032 года). Средняя урожайность также вырастет, и составит 49,5 кг/м2. В 2023 году в России был установлен очередной рекорд в 1,58 млн т овощей, произведенных в зимних теплицах. В текущем году по прогнозам ожидается новый рекорд – 1,66 млн т.
Структура себестоимости производства овощей защищенного грунта в 2023 г. выглядела следующим образом: энергозатраты – 35%, ФОТ – 21%, амортизация – 14%, семена – 3%, удобрения – 7%, СЗР – 5%, прочее – 15%. Импорт овощей в Россию ежегодно снижается, составив, по оценкам, в 2023 году 400 тыс. т томата и 50 тыс. т огурца. В 2024 году, по прогнозам, импорт снизится до 380 и 35 тыс. т соответственно. Экспорт российских овощей в 2024 году вырастет до 22 тыс. т томата и 11 тыс. т огурца. Отмечается, что за последние два года на рынке сложился профицит огурца, возникла необходимость в экспорте и переходе на другие виды овощей. Остается дефицит томатной группы, который замещается импортными поставками из Турции, Азербайджана, Узбекистана. Прогнозируется рост производства культивируемых грибов в 2024 году до 155 тыс. т. Российское цветоводство развивается очень медленно, обеспечивая лишь 18% потребности внутреннего рынка.
Ассоциация «Теплицы России» ставит следующие задачи по развитию отрасли тепличного овощеводства: увеличение площади теплиц к 2025 году до 3,4 тыс. га, увеличение валового производства овощей в зимних теплицах к 2025 году до 1,7 млн т, снижение доли импортной продукции и повышение самообеспеченности населения. Особое внимание будет уделяться регионам Дальневосточного федерального округа и тепличникам Крыма.
С докладом «Необходимость перемен – тренд на вкус и импортозамещение» выступил Дмитрий Бричук, руководитель направления «Профессиональные семена» компании «Гавриш». По его мнению, актуальными трендами рынка тепличных овощей являются улучшенные вкусовые качества плодов, устойчивость растений к основным вирусам и заболеваниям, а также обеспечение продовольственной безопасности и импортозамещение. Улучшение вкусовых качеств достигается за счет высокого содержания сухих веществ (Brix) в новых гибридах и эффекта созревания изнутри, дающего ярко окрашенную мякоть томата.
Тему господдержки импорта оборудования и сырья озвучил Владислав Есин, руководитель представительства АО «Российский экспортный центр». Спикер подробно рассказал о работе платформы «Мой экспорт», дающей онлайн-доступ к государственным и бизнес-сервисам для выхода компаний на экспорт в режиме «одного окна». Отдельно была раскрыта тема кредитной и страховой поддержки экспортеров. Большой интерес вызвало финансирование приоритетного импорта.
Об инновациях в области фитоосвещения в закрытом грунте участникам форума рассказал Вадим Кузьмичев, технический директор компании «Рутстер». Высокоэффективные светодиодные фитооблучатели позволяют вдвое сэкономить электроэнергию, увеличить урожайность и повысить качество урожая, снижая эксплуатационные издержки. Возможностями LED являются развитие агрофотоники, автоматизация и интеллектуализация освещения, дальнейшее повышение энергоэффективности, а также возможности самостоятельного исследования в области спектра.
Как добиться маржинальности?
Снижение стоимости электроэнергии - это миф или реальность? На эту тему вместе с участниками форума размышляла Ольга Дудник, заместитель директора по экономике и коммерческой деятельности ООО «МагнитЭнерго». Спикер рассказала об инструментах снижения стоимости электроэнергии. По ее мнению, это выбор оптимальной ценовой категории; покупка электроэнергии на розничном рынке со скидкой; приобретение электроэнергии на оптовом рынке (самостоятельно/через поставщика), а также аудит технических и расчетных документов на корректность проведения расчетов с действующим поставщиком.
О путях и возможностях снижения себестоимости тепличной продукции без потери качества рассказал Павел Леонтьев, главный агроном ТК «Зелёная линия» («Магнит»). Общая площадь теплиц предприятия составляет 135 га. Основные статьи затрат составляют ФОТ (37% при выращивании без досветки, 25% – с досветкой), тепло (14% и 10%) и электроэнергия (3% и 41%). По мнению докладчика, основными путями снижения себестоимости являются выращивание управляемой культуры (высокая урожайность), оптимизация производственных процессов, бережливое производство, системное управление и роботизация. Крайне важно постоянно проводить исследовательскую работу, изучение новых гибридов, внедрять инновационные методы и технологии, которые могут помочь сэкономить время и ресурсы. Правильный выбор гибридов и технологий выращивания будет обеспечивать максимальный урожай при сопоставимых затратах. Не стоит забывать и о кадровой политике, так как основой получения высокой эффективности производства являются правильные решения на всех этапах производственного процесса.
Сбыт, качество
Наталья Самойличенко, ведущий маркетолог Тара.ру представила решения по оптимизации хранения овощной продукции. Под конкретные запросы тепличных предприятий существуют различные решения. Например, ящики, которые не деформирует робот на конвейерной ленте; ящики для выращивания, которые не будут подвержены влажности; тара для хранения салата/зелени с собранного комбайна, которая далее пойдет на конвейер для сборки индивидуальной фасовки. Была представлена альтернатива картону – сотовый PP, из которого изготавливается многооборотная тара с такими признаками, как прочность, долговечность, легкий вес, защита от влаги или других воздействий окружающей среды.
Об актуальных инструментах интернет-маркетинга для продажи тепличных овощей в 2024 году рассказал Андрей Морозов, исполнительный директор компании «Информационные технологии бизнеса». Он отметил рост e-commerce в АПК. Аграрные маркетплейсы дают дополнительный канал продаж и прямой выход на потребителя, возможность маркетингового продвижения продукции на самой площадке, а также финансовую поддержку, льготы на вход, экономию на хранении и доставке. Наиболее актуальными инструментами интернет-маркетинга в этой сфере являются контекстная реклама, геотаргетинг, ремаркетинг для повторного привлечения посетителей, настройка рекламы по готовым сегментам, SEO-продвижение и лендинги.
О возможностях тепличного выращивания субтропических культур рассказал Андрей Платонов, председатель Совета «Союза фермеров Сочи». В стратегии развития и генеральном плане города Сочи отведено 200 га под зимние теплицы и 50 га под цветочные, Муниципалитетом обозначен вектор на возрождение и развитие субтропического сельского хозяйства. Обсуждается вопрос создания агробиотехнопарка «Российские субтропики» и начало «осеверения» различных субтропических культур. По оценкам, юг нашей страны способен на 50% удовлетворить потребности внутреннего рынка в листовом чае, полностью заместить поставки инжира, фундука, наполнить большую часть рынка хурмы, граната, киви, лимонов.
Господдержка и субсидирование
Владислав Есин, руководитель представительства АО «Российский экспортный центр», рассказал о господдержке и субсидиях на перевозки тепличной продукции и продуктов ее переработки. В рамках поддержки экспорта оказывается помощь по поиску покупателя и сопровождению переговоров, организовывается присутствие в шоу-румах в шести странах мира, продвижение через каналы электронной торговли (подбор маркетплейсов, размещение в 36 национальных магазинах на 17 маркетплейсах). Компенсируется участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях.
Предложение по созданию тепличных комплексов на территории Ульяновской области озвучил Виталий Слёзка, руководитель направления по работе с муниципалитетами АО «Корпорация развития Ульяновской области». Новые тепличные комплексы могут получить статус регионального инвестиционного проекта (РИП) или особо значимого инвестиционного проекта, дающие существенные дополнительные меры поддержки из областного бюджета.
Проектный менеджер, руководитель направления «Растениеводство» Agrotech Hub Фонда «Сколково» Софья Ромащенко рассказала о таких грантах, как поддержка пилотирования решений и «доращивание» технологий. Отдельно спикер остановилась на мерах поддержки отрасли цветоводства, где существует большая необходимость в программах долгосрочного льготного кредитования и специальных программ возмещения понесенных затрат, а также стимулирование спроса на конечную продукцию.
О реализации инвестиционных и инновационных проектов по созданию/реконструкции и модернизации тепличных комплексов с применением лизингового механизма рассказал Александр Федоров, руководитель департамента корпоративного бизнеса АО «Росагролизинг». Создание производственного объекта с применением льготного лизинга предполагает поставку оборудования (приобретение как отечественного оборудования, так и импортного, не имеющего аналогов в РФ) и лизинг объекта недвижимости (все затраты, включенные в сводный сметный расчет).
Грибоводство: темпы снизились
По данным Артема Суворова, консультанта практики «АПК и потребительский сектор» компании Strategy Partners, в 2021-2023 гг. темпы роста производства грибов в России снизились на фоне насыщения рынка после активного роста в 2018-2020 гг. Снижение темпов роста производства также связано с меньшими объемами ввода новых мощностей на фоне пандемии и сокращением инвестпрограмм в 2022 г. За счет наращивания производства мицелия и параллельного импорта в России удалось снизить влияние санкций на поставки мицелия для производства грибов. Производство экзотических грибов (опята, эноки, шиитаке и др.) растет высокими темпами, однако объем сбора незначителен (около 0,7 тыс. т). Ожидается рост рынка шампиньонов на 84 тыс. т к 2033 г., потребление достигнет 1,6 кг/чел./год, при этом доля двух крупнейших игроков составит 49%.
Следующий VI всероссийский сельскохозяйственный форум «Тепличная отрасль России» пройдет 24-25 апреля 2025 года в Сочи.
Премия «Лидеры тепличной отрасли России 2024»
Премия была создана с целью отметить организации и индивидуальных предпринимателей, внесших значительный вклад в развитие тепличных технологий и устойчивости сельскохозяйственного производства. В этом году участники соревновались в единой номинации - «Инновации в тепличной отрасли». Организатором премии выступило федеральное издание аграрной направленности «Журнал Агробизнес».
Открытое голосование премии прошло 24-25 апреля в рамках форума «Тепличная отрасль России - 2024». В голосовании приняли участие более тысячи человек.
Большинство голосов получило АО «Тепличное» из Тамбовской области (295 голосов), где для реализации инновационного проекта импортозамещения по выращиванию луковичных цветов в 2023 году была построена теплица с автоматизированной системой управления, что позволило впервые в Тамбовской области в промышленном масштабе вырастить полмиллиона тюльпанов.
Второе место заняла компания АО «Тепличное» из Свердловской области (272 голоса). Комбинат внедрил разбрасыватель для транспортировки, измельчения и внесения в открытый грунт отработанную зеленную массу. Применение нестандартного, новаторского подхода к отходообразованию и процессу последующей утилизации привело к сокращению затрат в два раза и значительно снизило отрицательное воздействие на окружающую среду.
За внедрение ускоренных методов маркерориентированной селекции в процесс создания новых гибридов томата и огурца для защищенного грунта, почетное, бронзовое место занял производитель семян «ГАВРИШ» (172 голоса).
Прочие участники также продемонстрировали значительные достижения. Компании представили ряд инноваций, включая усовершенствованные технологии в тепличном освещении, энергоэффективные решения и улучшенные методы управления ресурсами, а также новейшие решения в области экологичного производства и робототехники.