Всегда ли полезна «гигантомания»?

Всегда ли полезна «гигантомания»?

С самых древних времен в нашей большой стране ощущалась приверженность ко всему большому. Это чувствуется во всем – в монументальной архитектуре, в расхожем мнении: «Хорошего должно быть много» и т.д. Очень часто в самом начале разговора с руководителями агропромышленных предприятий мы слышим о том, какое большое их предприятие, как много людей работает, сколько тысяч гектаров земли и какое большое поголовье скота они имеют, но при этом зачастую удои и урожайность низкие, зарплата соответственно, тоже.

Работая на протяжении последних пяти лет с голландской компанией, специализирующейся на строительстве животноводческих ферм «под ключ», мы, как правило, начинаем разговор с потенциальным клиентом с обсуждения концепции и, естественно, с размера самой молочной фермы. Интересным является тот факт, что практически в 99% случаев потенциальный клиент начинает говорить: «Мне нужна ферма на столько-то дойных коров», на что голландец, как правило, задает вопрос: «А почему именно столько коров?». Секрет этой игры слов очень прост: голландцы исходят из того, сколько молока им надо получать. При эффективном ведении хозяйства можно получать больше молока от меньшего количества животных, которых надо хорошо кормить. Такой подход голландцев обусловлен очень маленьким количеством дорогой сельскохозяйственной земли, так как 1 га в Голландии стоит 50 тыс. евро. Поистине «золотой» травой питаются голландские коровы, может, поэтому и средний удой по стране в Голландии 9,5 тысяч кг молока на корову за лактацию.

Вернемся к нашему вопросу – какие по размеру фермы сегодня все-таки можно считать наиболее оптимальными с точки зрения эффективности и рентабельности. Из опыта видно, что новое строительство фермы меньше, чем на 600 голов дойного стада, удлиняет процесс окупаемости такого проекта. Затраты на строительство все равно достаточно высоки, а молока-то мы получим только от 600 голов. Самым оптимальным на сегодня оказался проект на 1200 дойных коров. Такой проект позволяет использовать единую инфраструктуру для доения и обслуживания 1200 дойных коров и выращивания молодняка, не нарушая при этом технологические параметры (см. чертеж).

Предвижу Ваши возражения: «А как же мега-фермы, ставшие так популярными сегодня?».

Посмотрим для сравнения два чертежа фермы на 1200 и на 2000 дойных коров. Давайте остановимся только на нескольких моментах.

Оперирование комплексом, т.е. менеджмент.

При обслуживании 1200 дойных коров мы, как правило, используем доильный зал «Параллель», где превосходно справляются три доярки. Одного скотника также достаточно для того, чтобы «видеть» коровник на 600 голов длиной 134 метра. Если же мы посмотрим на ферму на 2000 дойных коров, то легко можем заметить, что такая ферма уже намного критичнее в управлении. «Параллель» с 2000 головами уже не справится, а коровник длиннее на 100 метров. Новые фермы с беспривязным содержанием активно начали строить в России только в последние три года и опыта по их управлению не так много. Инвестор, решившийся построить ферму сразу на 2000 дойных коров (3600 общего поголовья) с «Каруселью», поистине должен быть профессионалом, чтобы обеспечить рентабельность и эффективность такого комплекса.

Расстояние для движения животных.

Существуют все-таки технологические параметры, позволяющие высокопродуктивному жвачному животному производить большое количество молока. Корова должна двигаться, но не настолько много, чтобы тратить энергию на движение, а не на производство молока. Посмотрите на схему – какие расстояния проходят животные, идя на дойку и обратно. Если длина коровника более 200 метров, и как бывает часто на российских фермах, доение 3 раза в день, то для коровы и скотника день превращается в вечное движение. Мы с Вами понимаем, что корова, когда идет – она не ест и не пьет, а, следовательно, не производит молоко.

Техническое обслуживание оборудования становится наиболее критичной точкой на ферме для 2000 голов.

Кроме как «Карусель» для такой фермы ничего другого предлагать нецелесообразно. «Карусель» в сравнении с «Параллелью» требует более серьезного к себе отношения со стороны инженерно-технического персонала хозяйства, более высокой технической квалификации и моральной ответственности. Кто может сказать, что у него нет проблем с кадрами? В России вообще, а в сельском хозяйстве особенно ощущается сильный кадровый голод. «Карусель» является конвейером, в ней больше подвижных деталей, больше технически сложных узлов и агрегатов. При остановке вращения «Карусели» коров невозможно с нее вывести. «Параллель» более «удароустойчива». Доильный зал 2х24 состоит как бы из двух частей.Левая и правая стороны представляют собой отдельные доильные установки, каждая со своим отдельным вакуумным насосом, сбором молока, системой промывки. В «Параллели» при поломке доильного аппарата или приборов автоматики на одном доильном месте, в крайнем случае, можно использовать соседний доильный аппарат.

Также хотелось бы остановиться на заполнении животными новой фермы, учитывая сложившийся дефицит животных на рынке.

На данный момент в мире огромный спрос на живой скот. Бывшие страны СЭВ, страны СНГ (в первую очередь Россия, Украина и страны Прибалтики), Китай, страны Африки и Ближнего Востока с растущим в них потреблением молока поглощают все объемы, которые может предложить европейский рынок после удовлетворения собственных нужд воспроизводства. Всем понятно, что фермер не продаст лучших своих нетелей. Продаются животные, которые несколько лет назад были бы выбракованы. Нехватка скота как в экспортирующих, так и импортирующих странах вызывает рост цен на него. Объемы партий скота, которые в последние годы запрашивают потенциальные заказчики, редко бывают ниже 400-800 голов, чаще всего речь идет о приобретении 1000 голов и выше. Уже в 2006 году стало ясно, что основные страны-экспортеры (Голландия, Германия, Австрия, Венгрия) подошли к рубежу, когда дальнейший экспорт скота без его изменений в сторону снижения качества животных становится невозможным. Речь уже не идет о высокопродуктивных здоровых животных. В Европе сейчас трудно просто купить нетель как таковую. Животных уже везут из Канады, Австралии, Новой Зеландии. Сегодня фермер, желающий построить ферму и заполнить ее импортными животными, сталкивается с двумя проблемами. Первая – растущая цена, вторая – снижающееся качество животных. Насколько серьезна вторая проблема, можно будет понять только на отборе животных у продавца и после их прибытия в хозяйство покупателя. Стрессы транспортировки, сложности акклиматизации и привыкания к местным кормам, отел, снижают сопротивляемость организма к заболеваниям. Также в этот момент могут проявиться уже находящиеся в животном возбудители, вирусы, с которыми раньше организм успешно боролся. Все фермеры, закупившие импортный скот, отмечают высокую выбраковку первотелок.

Следует также отметить, что не везде и не всегда возможно строить мега-ферму. Надо учитывать количество земли, удаленность полей для доставки корма, куда и на какое расстояние придется вносить такое количество навоза и много-много других факторов. Если уж существует необходимость разместить большое поголовье КРС, можно построить ферму на 1200 дойных коров (2100 общего поголовья), а затем в зеркальном отражении построить еще одну такую же. Риска меньше, поголовье больше, эффективность инвестиций выше.

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Конкурентоспособная наука

Конкурентоспособная наука

Северо-Западный научно-методический центр Российской академии сельскохозяйственных наук объединяет 11 региональных и 8 всероссийских научно-исследовательских учреждений. На годичном отчётном собрании Центра, проходившем 22 января 2008 года, было отмечено, что в 2007 году проведена большая работа по выполнению заданий научно-технической программы «Агро Северо-Запад 2010».

Целлобактерин для высокоудойных коров

Рубец жвачных животных представляет собой сложную экосистему с большим количеством компонентов, при этом значительная ее часть – целлюлозолитические микроорганизмы (бактерии и грибы-хитридиомицеты).

Ячмень фуражный и пивоваренный: проблемы и решения

Ячмень – вторая по значимости и объёмам производства зерновая культура в России, используемая на корм скоту и птице, для производства пива и крупы. О важности этой сельскохозяйственной культуры говорит и тот факт, что проблемам ее производства и переработки был посвящен отдельный Меморандум, принятый по итогам III Международного конгресса «Зерно и Хлеб России» (Санкт-Петербург, 13-15 ноября 2007 г.). Публикуем его с сокращениями.