Мы неоднократно писали о связи качества силоса с его влажностью. Как правило, именно содержание влаги в скошенной силосуемой массе определяет характер брожения. Однако именно этот фактор сильно зависит от погоды и трудно контролируется человеком.
При высокой влажности (более 80%) практически гарантировано развитие маслянокислых клостридий, придающих силосу неприятный вкус и снижающих содержание белка. При влажности 70% в траве хорошо развиваются молочнокислые бактерии и синтезируется молочная кислота. При влажности 65% и ниже развитие гомоферментативных молочнокислых бактерий затруднено, больше развиваются гетероферментативные бактерии.
Единственным способом снизить влажность является подвяливание силосуемой массы. Однако этот простой способ зачастую приводит к еще большей зависимости заготовки кормов от погоды. Известно, что подвяливание целесообразно, если траву подвяливают менее суток. Если валок лежит более суток, то в траве происходят те же негативные процессы, что и в плохо утрамбованном силосе, то есть вместо повышения качества силоса происходят потери питательных веществ. Совершенно нецелесообразно подвяливание трав в туманную погоду, когда, несмотря на отсутствие дождя, влажность воздуха равна 100%, и испарения влаги не происходит. Именно поэтому далеко не всегда подвяливание способствует повышению качества силоса.
Понятно, что подвяливание такой распространенной силосной культуры как кукуруза, практически неосуществимо вследствие ее высокой сочности и урожайности. Однако снижение влажности кукурузы часто происходит после заморозков, и ее влажность достигает оптимальных значений – 65%. Необходимо отметить, что заморозки тоже не происходят по нашему заказу.
Применение химических и биологических препаратов для силосования также имеет свои особенности в зависимости от влажности травы. Эффективность использования биопрепарата на основе молочнокислых бактерий зависит, в том числе, и от такого показателя, как конкурентоспособность вносимых бактерий против штаммов молочнокислых бактерий, уже присутствующих в траве. Понятно, что вносимые штаммы лучше синтезируют молочную кислоту и эффективнее снижают рН силоса. Однако, если скорость их роста в конкретных условиях меньше, чем у местных штаммов, то победят в конкурентной борьбе местные штаммы, то есть эффекта от биопрепарата не будет. Следует отметить, что физиологическое состояние бактерий в жидких препаратах лучше по сравнению с высушенными, находящимися в состоянии анабиоза, клетками. Активные бактерии быстрее начинают работу и эффективнее снижают рН. Мы неоднократно проводили опыты с маркированными штаммами бактерий, и каждый раз отмечали высокую конкурентную способность использованных нами штаммов: в зрелом силосе практически все молочнокислые бактерии были представлены интродуцированным штаммом. Исход конкуренции зависит от многих факторов, в первую очередь – от численности популяций местных бактерий. В свою очередь, их численность максимальна во влажные годы.
При влажности 65% эффективного развития популяций молочнокислых бактерий не происходит по причине более высокого осмотического давления среды. Именно поэтому подкисление таких силосов происходит медленнее. Это также является одной из причин нередкого низкого качества силосов из подвяленных трав.
Однако при такой влажности быстро развиваются популяции осмотолерантных штаммов молочнокислых бактерий. Сочетание высокого осмотического давления среды и осмотолерантного штамма однозначно обеспечивает исход конкурентной борьбы между эффективными интродуцированными осмотолерантными и обычными штаммами. Именно с этим мы связываем высокую эффективность и широкое применение препарата Биотроф на основе осмотолерантного штамма Lactobacillus plantarum.
Вместе с тем мы понимаем, что применение данного препарата на силосуемой массе с высокой влажностью не всегда оказывается эффективным, тогда как препараты для силосования должны работать при различных влажностях. Именно таким препаратом оказался препарат Биотроф-111. В его основе штамм бактерий, синтезирующий бактериоцины. Бактериоцины – это вещества, синтезируемые бактериями, чтобы подавлять рост других бактерий. Такие вещества также являются факторами конкурентоспособности. В отличие от антибиотиков, они не опасны, и их использование, как правило, не приводит к появлению устойчивых к ним форм бактерий. Механизм конкурентоспособности штамма, лежащего в основе препарата Биотроф-111, не связан с влажностью. Таким образом, найден препарат, который подобно химическим консервантам, можно использовать при заготовке кормов практически с любой влажностью.
Применение химических консервантов также имеет свои особенности при различных влажностях. Опытные специалисты по заготовке кормов знают, что иногда их использование приводит к увеличению стоков из траншеи и, следовательно, потерям питательных веществ со стоками. Дело в том, что в траве содержится немало жирных кислот, которые находятся почти исключительно в диссоциированной форме. Сильные кислоты, входящие в состав химических консервантов (особенно муравьиная кислота), быстро снижают рН силоса ниже значения констант диссоциации большинства жирных кислот (рКа). Количество недиссоциированных жирных кислот возрастает в 50 раз, что и вызывает увеличение образования стоков. Следует отметить, что муравьиная кислота вообще вызывает быстрое освобождение клеточного сока.
Меньшие потери питательных веществ со стоком – это достоинство практически всех биопрепаратов, поскольку их действие основано на синтезе молочной кислоты молочнокислыими бактериями, а не на применении муравьиной кислоты или других сильных кислот. Это относится, в том числе, к препаратам нашей фирмы. Утверждения, что какие-то биопрепараты особенно предотвращают силосные стоки, лишены оснований, так как это означает, что они не могут быстро и эффективно снижать рН, то есть консервировать силос.