Государственная программа – 2020

Государственная программа – 2020

27-28 февраля 2012 года в Уфе состоялся Всероссийский аграрный форум, на котором министр сельского хозяйства России Елена Скрынник представила основные положения государственной программы развития АПК до 2020 года. Представляем фрагмент ее выступления.

 

Ключевыми целями Госпрограммы останутся обеспечение продовольственной безопасности, поддержание достаточного уровня доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, а также комплексное развитие социальной сферы села.

Кроме того, в предстоящем периоде приоритетными направлениями станут:

- развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка,

- фермерства и малых форм хозяйствования,

- экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия,

- модернизация пищевой и перерабатывающей промышленности,

- реализация комплекса стратегических мер, направленных на снижение рисков неблагоприятных природно-климатических условий в сельском хозяйстве (мелиорация и страхование).

Государственная программа состоит из шести подпрограмм:

- Поддержка растениеводства, животноводства, малых форм хозяйствования животноводства.

- Техническая и технологическая модернизация отрасли.

- Научное обеспечение реализации Госпрограмм.

- Обеспечение реализации Госпрограммы, в том числе, поддержка науки.

В Государственную программу до 2020 года также включены три Федеральные целевые программы (ФЦП):

- ФЦП Социальное развитие села до 2013 года.

- ФЦП Устойчивое развитие сельских территорий до 2020 года.

- ФЦП Развитие мелиорации до 2020 года.

Реализация разработанной Госпрограммы обеспечит положительную динамику развития отрасли до 2020 года. В результате:

- будут выполнены все основные показатели Доктрины продовольственной безопасности - по зерну, мясу, молоку, сахару, картофелю, растительному маслу.Валовое производство продукции сельского хозяйства вырастет на 46%, в растениеводстве – на 70%, в животноводстве – на 27%.

- экспорт зерна увеличится до 40 млн т, свинины до 150 тыс. т, мяса птицы до 200 тыс. т, растительного масла до 1,6 млн т, сахара – до 250 тыс. т, картофеля – до 250 тыс. т.

- Инвестиции в основной капитал увеличатся в 2,3 раза.

- Рентабельность сельскохозяйственного производства вырастет до 25%.

- Производительность труда - в 1,7 раза, средняя зарплата - в 4,3 раза.

- Жилищные условия улучшат 203 тыс. сельских семей, в том числе 114 тыс. молодых семей и молодых специалистов.

Важнейший вопрос, который учитывался при разработке Госпрограммы, – это вопрос присоединения России к ВТО. Он принципиальный. Переговоры велись 18 лет и, как результат, условия для АПК – одни из лучших, на которых страны вообще присоединялись к этой организации. Длительные переговоры фактически позволили нам выиграть время, перевести наше сельское хозяйство на траекторию роста и создать базу для конкуренции с иностранными производителями.

У нас появляется возможность работы не только на нашем рынке, но и недискриминационного доступа на рынки других стран. Поэтому главная задача – повышение конкурентоспособности отечественного АПК. Для этого:

Во-первых, у нас есть возможность увеличения объемов государственной поддержки до 9 млрд долларов.

И это только поддержка в рамках «желтой корзины» (субсидирование кредитов, поддержка племенного животноводства, субсидии в растениеводстве и животноводстве, др.).

Из запланированных на 2012 год 170 млрд рублей или 5,6 млрд долларов государственной поддержки, на «желтую корзину» приходится около 70% - 3,8 млрд долларов. Это почти в 2,5 раза ниже начальных обязательств и меньше обязательств на 2018 год (4,4 млрд долларов).

При этом «зеленая корзина» не ограничивается. Это относится к строительству жилья, дорог, инженерной инфраструктуры, субсидии на науку, образование, переподготовку кадров, развитие мелиорации.Таким образом, присоединение России к ВТО не приведет к сокращению поддержки сельского хозяйства.

Во-вторых, мы будем повышать эффективность поддержки и структурировать ее «по корзинам». Это позволит вывести значительную ее часть из-под ограничений. В рамках «зеленой корзины» возможна реализация программ развития регионов, которые рассматриваются как неблагоприятные для ведения сельского хозяйства. Сейчас готовятся критерии для определения таких регионов.

В-третьих, по условиям присоединения к ВТО Россия сохранила возможность использования импортных пошлин по большинству видов сельскохозяйственной продукции практически на действующем уровне, а также квотирования импортных поставок (мяса птицы, свинины, КРС, молочной сыворотки). При этом принято решение о выделении дополнительно 6 млрд рублей ежегодно в течение трех лет на поддержку глубокой переработки свинины.

В-четвертых, в подготовленной Министерством Государственной программе до 2020 года учтены все необходимые меры по поддержке АПК в условиях присоединения к ВТО. Предусмотрены программы по развитию инфраструктуры, социальному развитию села, мелиорации.

В-пятых, у России сохраняется возможность проведения антидемпинговых расследований в отношении недобросовестных партнеров.

Вместе с тем, совместно с отраслевыми союзами и экспертами агропродовольственного рынка, Министерством разработан комплекс дополнительных мер, которые необходимо реализовать для гармонизации процесса адаптации российского сельского хозяйства к условиям ВТО.

1. Подготовлены предложения по пролонгации действия ряда налоговых льгот для сельхозпроизводителей. Планируется продление льготы по налогу на прибыль (0%) до 2020 года (с 2013 года он будет увеличен с 0% до 18%, а в 2016 году – до 20%), а также продление льготы по освобождению сельхозтоваропроизводителей от уплаты НДС при ввозе племенного скота, эмбрионов, семени до 2020 года.

2. Необходимо увеличить финансирование программ по строительству жилья, развитию транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры в сельской местности. Такие государственные инвестиции правилами ВТО не ограничиваются и могут быть использованы для привлечения молодых предпринимателей к работе в сельской местности.

3. Необходимо принять решение о субсидировании процентных ставок по кредитам на строительство и приобретение жилья.

4. Сохранить размер субсидии на уровне 100% от ставки рефинансирования по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов молочного и мясного скотоводства (80% - по другим направлениям). При этом увеличить сроки субсидирования таких кредитов с 8 (11 с пролонгацией) до 15 лет.

5. Меры по укреплению функций и полномочий Министерства и Россельхознадзора. Необходимо:

- Сформировать ведомственную сеть научно-исследовательских учреждений, институтов, лабораторий, центров, в целях разработки и внедрения современных методов исследований, соответствующих международным требованиям, а также для подготовки научных обоснований для принятия соответствующих решений.

- Наделить Министерство и Россельхознадзор дополнительными полномочиями и увеличить штатную численность с учетом задач по адаптации АПК к условиям ВТО.

6. Необходимо усилить таможенное администрирование ввоза сельскохозяйственной продукции (особенно говядины) со стороны Федеральной таможенной службы.

7. Необходимо внести изменения в Закон «О сельском хозяйстве» с целью определения критериев неблагоприятных регионов для ведения сельского хозяйства. Поддержка таких регионов будет относиться к «зеленой корзине», а значит – выплаты сельхозпроизводителям не будут подлежать ограничениям.

Таким образом, реализуемый комплексный подход к адаптации российского АПК к условиям ВТО, позволит не только сохранить позитивную динамику в отрасли, но и решить задачи, определенные в Государственной программе развития сельского хозяйства и Доктрине продовольственной безопасности, привлечь в отрасль стратегических инвесторов, а также наращивать экспорт отечественной сельскохозяйственной продукции, исходя из возможностей ВТО.

 

Что было сделано за 6 лет?

С началом реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в отрасли произошли серьезные институциональные изменения. За 6 лет (2006-2011 годы) производство продукции сельского хозяйства выросло на 28,8%. Рост в животноводстве - 22,5%, обеспечена позитивная динамика в растениеводстве - 31,9%.

Создана эффективная система кредитования и привлечения частных инвесторов. За счет субсидирования процентных ставок – кредиты стали более доступными. Объем ссудной задолженности в отрасли превышает 1 трлн 500 млрд рублей. На 1 рубль государственной поддержки привлекается до 10 рублей частных инвестиций. В животноводстве реализовано более 3500 проектов по модернизации и строительству новых объектов. Производство мяса птицы выросло в 1,9 раза, свинины – на 41%. Обеспечены внутренние потребности в зерне, поставки на мировой рынок оцениваются в объеме до 27-28 млн тонн. Экспортными позициями стали сахар, растительное масло. На очереди – мясо птицы и свинина.

Повышена эффективность регулирования зернового рынка. Выстроена эффективная система таможенно-тарифной защиты отечественного рынка и квотирования импортных поставок сельхозпродукции. Реализованы Федеральные целевые программы по направлениям «Социальное развитие села» и «Плодородие почв». По ФЦП «Социальное развитие села» на 1 рубль «из центра» вкладывается 3,4 рубля «на местах». При этом в ряде случаев расходы получателей жилья берет на себя бизнес. С начала реализации ФЦП (в 2003 году) построено более 15, 5млн кв. м жилья для почти четверти миллиона семей.

Выстроена прозрачная система контроля за доведением и использованием средств федерального бюджета. Удалось сократить срок поступления средств федерального бюджета сельхозтоваропроизводителю с 4-х до 1 месяца. Благодаря региональным программам в 2011 году впервые за 20 лет удалось переломить негативную тенденцию снижения поголовья крупного рогатого скота.

Благодаря всем принятым мерам, в отрасли произошли серьезные изменения – приоритетными стали не только количественный рост основных показателей, но и качественная трансформация, переход АПК на инновационный путь развития. Приоритетами становятся экспорт, модернизация инфраструктуры и переработки, повышение эффективности, внедрение ресурсосберегающих технологий.

Важнейшим достижением реализации Госпрограммыявляется выполнение показателей Доктрины продовольственной безопасности по основным видам сельскохозяйственной продукции - зерну, сахару, картофелю, овощам, мясу птицы.

 

Из выступления Е.Б.Скрынник

 

По материалам пресс-службы МСХ РФ

Публикуется с сокращениями

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Тенденции и перспективы развития молочного рынка

Тенденции и перспективы развития молочного рынка

В.Н.Суровцев

к.э.н., зав отделом СЗ НИИ экономики и организации сельского хозяйства Россельхозакадемии

Е.В.Щедрин

н.с., СЗ НИИ экономики и организации сельского хозяйства Россельхозакадемии

На сегодняшний день рынки продовольствия характеризуются разнонаправленными тенденциями. По оценке ФАО в декабре 2011 года цены на молочные продукты на мировом рынке остались неизменными. В течение 2011 года все молочные продукты незначительно подорожали, за исключением масла. Уровень цен на молочную продукцию в среднем был на 10% выше, чем в 2010 году, благодаря подорожанию сухого обезжиренного молока и казеина.

Предназначение науки

Предназначение науки

С.А.Голохвастова

Основными целями деятельности Северо-Западного регионального научного центра (СЗРНЦ) Россельхозакадемии(РАСХН) являются организация и проведение исследований, имеющих большое значение для эффективного развития агропромышленного комплекса Северо-Западного региона России.

Государственная программа – 2020

Государственная программа – 2020

27-28 февраля 2012 года в Уфе состоялся Всероссийский аграрный форум, на котором министр сельского хозяйства России Елена Скрынник представила основные положения государственной программы развития АПК до 2020 года. Представляем фрагмент ее выступления.