22 мая 2012 года ККЗ Кирова провел свой очередной семинар на тему «Современное молочное скотоводство: актуальные проблемы менеджмента, кормления и воспроизводства». Программа семинара вобрала в себя разнообразные по тематике, но однозначно актуальные по своей сути выступления. Далее приводятся выдержки прозвучавших презентаций.
Строим комплексы с умом
Инженер и консультант Андреас Пельцер («Дюссе Хаус», Германия) в своей презентации обратил внимание на основные аспекты, которые необходимо учитывать при строительстве комплексов для молочных коров. Главный из них – своеобразный лозунг – комплекс предназначен для коровы! Увы, на практике это нечасто реализуется. Имея за плечами солидный практический опыт, дипломированный специалист подробно остановился на типичных ошибках, которые совершаются при проектировании и строительстве молочно-товарных ферм.
Прежде всего, это неграмотное проектирование комплексов. Зачастую предлагаемые конструкционные решения абсолютно не учитывают особенности поведения коров, требования к параметрам микроклимата и комфорта, не позволяют коровам нормально потреблять монокорм и вволю получать воду. Допускаются ошибки по устройству полов, при выборе используемых материалов для ковриков и видов подстилки. Оказавшись в таких условиях, животные испытывают дополнительный стресс, который сопровождается, ко всему прочему, снижением молочной продуктивности и воспроизводительных функций, различными травмами, ростом числа заболеваний различной этиологии (маститы, эндометриты, заболевания конечностей). В итоге, рентабельность такого нового комплекса, порой, бывает ниже, чем старых «обетованных» коровников.
Эти тезисы подкреплялись говорящими за себя фотографиями:
В коровнике должен быть микроклимат, наиболее благоприятный для коров, а не для людей. Нужно реже держать ворота и окна закрытыми, ведь уже при температуре +25оС и влажности воздуха 75% у коров наблюдается тепловой стресс.
Неудобные кормовые решетки, далеко отодвинутая поперечная труба, высокий передний порог перед кормовым столом – все это сокращает потребление монокорма коровами.
Низкий порожек бокса (в норме высота 20 см) способствует чрезмерному загрязнению стойл и самих коров, преимущественно задней части туловища и вымени.
Любые препятствия на пути передвижения коров (даже низенький порог, стены и конструкции, закрывающие обзор, скотопрогоны под прямым углом) провоцируют скученность и ведут к травмам.
Слабое освещение угнетающе действует на коров: падает двигательная активность, сокращается релиз гормонов. Животным трудно найти стойла и разместиться в них (повышен риск травм), ослаблен интерес к содержимому кормового стола. Яркость освещения должна быть не менее 150 люкс.
Почему коровы стоят в стойлах? В идеале, 80% коров должны лежать, а если этого не происходит, значит, стойла попросту неудобны для коров. Для того чтобы лечь или встать коровам нужно «задействовать» голову. В том случае, если имеется препятствие впереди в виде стены или сверху в виде надхолочного бруса - это доставляет корове немало неудобств. Следовательно, такие стесненные условия не могут обеспечить нормальную по продолжительности жвачку и отдых животных. Ведь известно, что каждый дополнительный час отдыха для коровы дает прибавку в 1 литр молока в сутки.
На 100 коров нужно иметь 6 поилок, что, в совокупности с грамотным их распределением в секциях, позволит минимизировать негативное влияние иерархической структуры стада.
Вентиляторы нередко размещают непродуманно – над кормовым проходом. Больше толку будет, если они станут «обдувать» стойла. Расстояние от одного вентилятора до другого должно быть равно десятикратной величине его диаметра.
Однако нередко в уже готовый проект комплекса вносятся изменения с целью его удешевления. Помимо вышеперечисленных моментов, сюда добавляются следующие:
Несоответствие между количеством коров в секции и количеством животных, которые могут свободно потреблять монокорм на кормовом столе. Особенно губительно это отражается на первотелках, которые пребывают и в тесноте, и в обиде.
Зауживается кормовой проход (ширина в норме должна быть 6 м), в результате чего миксер «давит» уже ранее розданный монокорм.
Зауживаются и укорачиваются стойла.
Встречаются и настоящие «шедевры», когда при реконструкции часть стада остается на привязном содержании, а часть – на беспривязи.
Таким образом, стремление сэкономить при строительстве комплекса оборачивается в последующем серьезными экономическими потерями, поскольку отсутствие комфорта и ненадлежащий микроклимат не позволяют получить от коров «большое молоко», повышаются затраты на кормление и лечение скота, снижается продолжительность его хозяйственного использования.
Таблица. Возможности импорта племенной продукции.
Преимущества импорта генетики |
Спермопродукция |
Эмбрионы |
Живое поголовье |
Завоз генетики высочайшего класса |
|||
Возможность создания племенного стада |
20-30 лет |
1 год |
Сразу |
Масштабность использования для воспроизводства |
неограниченно |
лимит поголовья реципиентов |
Финансовые ограничения |
Отсутствие проблем акклиматизации животных |
|||
Инфекционная безопасность |
? |
! |
|
Легкость транспортировки |
|||
Стоимость |
$10-100 |
$200-2000 |
$1500-7000 |
Возможно полностью |
Относительно возможно |
Практически невозможно |
«Большое молоко» без ущерба здоровью коров
Выступление Ивана Айснера, консультанта по кормлению КРС (компания «Кемин», США), было посвящено новой серии «защищенных» продуктов, цель которых - нормализация обмена веществ у высокопродуктивных коров. Благодаря специально разработанной технологии микро-инкапсулирования «умные добавки» минуют рубец и попадают непосредственно в тонкий отдел кишечника. Микро-инкапсулирование обеспечивается за счет напыления жирных кислот, что гарантирует сохранность действующих веществ от разрушения в рубце.
С ростом уровня надоев растет и интенсивность обменных процессов в организме коровы. Потому любые, даже самые незначительные упущения в кормлении провоцируют всплеск проблем, затрагивающих продуктивность, здоровье и воспроизводительные функции коров. Так, по данным исследований, проведенных в Университете Висконсин (США), пик вынужденной браковки коров приходится на новотельный период и раздой, достигая в относительном выражении 1/3 от всего выбывшего поголовья. Следовательно, больше внимания нужно уделить кормлению сухостойных коров.
В кормлении сухостойных коров важнейшую роль играет баланс макроэлементов – катионов и анионов. Только отрицательный баланс (с преобладанием анионов) обеспечивает «изъятие» кальция из костей и нормализует его уровень в крови. В противном случае, если даже и не случается родильный парез, возникает гипокальциемия. Это приводит к ослаблению тонуса гладкой мускулатуры, что значительно повышает вероятность задержания последа, смещения сычуга и затрудняет «работу» преджелудков. Проведенные исследования этой проблемы (Evans, 2003) показали, что субклиническая гипокальциемия диагностируется у 30% отелившихся коров. В среднем, от такой коровы потеря выручки составляет 300-500 евро за лактацию.
Зарубежная практика свидетельствует – скрытые расстройства обмена веществ являются причинами большинства заболеваний коров на раздое, и только в 5% случаев диагностируются острые формы. Вынужденная браковка коров в первые недели после отела совпадает по времени с негативным энергетическим балансом рациона, с одной стороны, и резким ростом надоев – с другой, притом потребление сухого вещества рациона увеличивается незначительно. Как следствие, коровы «сдаиваются с тела» и в крови возрастает концентрация свободных жирных кислот. Типичная проблема для этого периода – накопление жира в печени. При определенных условиях корова способна накапливать за сутки до 500 г жира в печени. Если накопление жира в печени не превышает 10% от ее обычной массы (около 8-10 кг), это не вызывает серьезных проблем после отела. Однако, когда содержание жира достигнет 14% и более, печень считается ожиревшей, не может нормально функционировать, и – кетоз неизбежен.
Таким образом, использование корригирующих добавок для оптимизации обмена веществ у высокопродуктивных коров является существенным заделом в плане повышения продуктивного долголетия и сокращения вынужденной браковки.
Коровы из «яиц»
Тема трансплантации эмбрионов была подробно изложена в презентации кандидата биологических наук Виктора Мадисона (Украина). Современное молочное скотоводство немыслимо без «прорывных» технологий, что во многом и обусловило его прогресс в Западной Европе, США и Канаде. По статистике, в этих странах получают половину быков-производителей,
то есть используют трансплантацию эмбрионов (далее – ТЭ) для производства супер-отцов, которые в буквальном смысле тянут за собой продуктивные характеристики и всего молочного стада. Так, ежегодно в эмбрио-банке Канады имеется постоянно возобновляемый запас из 60 тыс. крио-консервированных зародышей, а в Западной Европе ежегодно получают порядка 100 тыс. высококачественных эмбрионов КРС.
Как видно, практика использования в стране ТЭ
как биотехнологического метода размножения элитного поголовья является наглядным отражением состояния культуры скотоводства в целом.
Увы, ТЭ так и не стала супер-оружием российских селекционеров по безопасному и быстрому обновлению стада крупного рогатого скота за счет импорта высокопродуктивной генетики в виде эмбрионов. Сама методика получения ТЭ достаточно отработана и имеет несомненные преимущества по сравнению с завозом поголовья (таблица). Однако последний, с виду нехитрый и многократно апробированный, способ является самым ненадежным: вместе с «иноземками» в племенные хозяйства везут некробактериоз, хламидиоз, вирусный ринотрахеит, вирусную диарею и другие инфекции, даже лишай. Если добавить сюда проблемы акклиматизации, кормления и менеджмента, то риск явно не оправдан, о чем свидетельствует статистика. По данным ВНИИПлем, в 2009-2010 годах из 107129 голов, ввезенных племенными хозяйствами, было выбраковано 26,2% поголовья. Среди основных причин выбытия животных отмечаются травматизм, нарушение воспроизводительных функций и различного рода заболевания. При этом системный анализ причин низкой продуктивности племенного поголовья и его преждевременного выбытия производился далеко не во всех хозяйствах.
Притом, немало вопросов вызывает уровень генетического потенциала завозного скота. Взять тот же завоз голштинов в Россию кораблями-транспортами из Австралии, которая с удоями в 6 тыс. кг в мировых лидерах молочного скотоводства никогда не числилась. Зато ТЭ на «зеленом континенте» освоено всерьез – более 6% мирового объема пересадок. Завозя генетику в виде эмбрионов из стран Северной Америки (1/3 мирового объема пересадок), австралийцы пересаживают их реципиентам из местного скота, выращивают телят-трансплантатов до продажной кондиции и продают заказчикам, в том числе в Россию. Не рациональнее ли возить и пересаживать эмбрионы напрямую в Россию? При ТЭ телки половозрелого возраста служат своего рода инкубаторами для заокеанских высокопродуктивных «яиц». Но в Россию по-прежнему вместо «яиц» везут из-за границы целые инкубаторы, притом с одной нетелиной стельностью.
Себестоимость производства эмбриона по международным оценкам разных авторов составляет примерно $100, тогда как остальная прибавка стоимости – это генетическая ценность матери и отца доноров. В реализации эмбрионы племенного скота могут появиться при минимальной цене $300 для мясных пород и $350 для молочных. В среднем, зародыши высокого племенного качества можно приобрести по цене, начиная с $400-500. Поставляются «яйца» крупного рогатого скота в сосудах Дьюара, и ветеринарные специалисты обычно импорт эмбрионов приветствуют, так как по своей чистоте ТЭ может поспорить с импортом спермопродукции.
Приживляемость эмбрионов в среднем составляет 50-55% по свежеполученным и 45-50% по замороженным зародышам. Единственный минус - перспектива 50% выхода приплода нежелательного пола, т.е. бычков. Хотя в последние годы повышается интерес к эмбрионам, разделенным по полу, но стоимость их на 50% выше. Так или иначе, даже при этих ценах импортировать эмбрионы и получать из них молодняк выходит в 3-4 раза дешевле, чем завозить племенной скот живьем. Подсчитаем: 2 эмбриона на стельность + «копеечные» расходы на подготовку телок-реципиентов + оплата труда и дороги специалистов по ТЭ = 1,0-1,5 тыс. долларов США. Выгода ТЭ в 3-5 кратном выигрыше в цене стоимости стельности от ТЭ в сравнении с ценой импорта нетели аналогичной продуктивности!
На территории бывшего Советского Союза работа по ТЭ проводится только на базе Головного селекционного центра Украины, о деятельности которого в своем докладе рассказала его представитель Любовь Мадисон. Отрадно, что интерес к данной теме появился и в России, – аналогичный центр, при весомой поддержке местных властей, начал функционировать в Саратовской области.
Немного о «жидком кормлении»
Флавио Кампана («Нутристар», Италия) в своей презентации уделил особое внимание проблеме отрицательного энергетического баланса в рационах коров на раздое, а также при тепловом стрессе. Компании видится ее решение за счет использования так называемого «жидкого кормления»: коровы, имея слабый аппетит, получают необходимые калории через воду, куда добавляется специально разработанный «энергетик».
Общеизвестно, что после отела потребление сухого вещества коровами невысокое и эта величина возрастает сравнительно медленно. Но если посмотреть, сколько воды потребляет новотельная корова, то мы увидим противоположную картину. В среднем, в период сухостоя корова потребляет 40 л воды в сутки, но в первые дни после отела уже 50 л, а через 2 недели – около 70 л.
Схожая ситуация наблюдается и при тепловом стрессе, только здесь коровы принуждены больше потреблять воды на фоне общего падения аппетита. Помимо субклинического кетоза эта ситуация зачастую усугубляется ацидозом, поскольку у коров меняются предпочтения: падает поедаемость объемистых кормов, а концентратов, наоборот, растет. Либо при общем снижении потребления монокорма, усиливается его сортировка и происходит «выедание» концентратов. Таким образом, коровы самостоятельно переходят на концентратный тип кормления. Поскольку количество потребляемой коровами клетчатки невелико и жвачка сокращена, попытки нормализовать уровень рН рубца далеко не всегда будут успешными. Даже если и удастся купировать ацидоз, заставить корову съесть больше сухого вещества не получится, потому негативный энергетический баланс, особенно на раздое, будет неизменно присутствовать.
В обоих случаях результативно применение пропиленгликоля или пропионатов, однако неприятный вкус, неэффективность использования в составе монокорма и трудоемкость выпаивания вручную являются ограничивающими факторами. Компанией «Нутристар» разработан продукт на основе пропиленгликоля, который с помощью специального насоса вводится в нужном количестве прямо в поилку. Как мы видим, инновационный подход – «жидкое кормление» – позволяет найти решение вышеуказанных проблем.
СХВ