«Эко» или «органик» – выбор производителя

Маргарита Лобия

Экологический союз Санкт-Петербурга

«Эко» или «органик» – выбор производителя

Грамотный и разборчивый потребитель, понимая опасность химических суррогатов и не доверяя массовым заявлениям о натуральности продукции, ищет сертифицированный товар. А это – вызов для производителя, которому уже не достаточно вырастить «чистый» продукт, необходимо убедить дистрибьюторов, торговые сети и покупателей, что он действительно полезен для здоровья человека, не содержит ГМО, его производство безопасно для окружающей среды. Сегодня качество и экологическая безопасность продукции подтверждается с помощью сертификации (проверки всех стадий производства третьей независимой стороной).

 

«На российском рынке уже есть авторитетные системы оценки экологичности продукции, – рассказывает Семен Гордышевский, председатель Правления Экологического союза Санкт-Петербурга. – Например, программа экомаркировки «Листок жизни». Программа подтвердила свой уровень на международной арене – она принята во Всемирную ассоциацию экологической маркировки (GEN), входит в программу взаимного доверия и признания 20 ведущих экомаркировок мира GENICES. Мы работаем с партнерами федерального масштаба. География широкая. Есть и локальные маркировки, которые тоже достаточно уважаемы. В Санкт-Петербурге это, например, экосертификат «ЭКО-ТЕСТ плюс», присваиваемый АНО «Тест - С.-Петербург» (сертифицирует продукцию фирмы Valio – примечание ред.), маркировка Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг». Так что у нас есть авторитетные системы оценки. Их немного, но дело не в количестве, а в качестве. Потому что системы экологической сертификации должны быть объективны и прозрачны (доступны критерии и методика, система принятия решений).

 

Эко и органик

Сегодня в России распространены два типа добровольной сертификации пищевой продукции: органическая и экологическая, в том числе оценивающая весь жизненный цикл продукции.

 

Органик-сертификация – это настоящая философия методов и технологий ведения сельского хозяйства, где вся цепочка – от «посадочного материала и поля до прилавка» проходит сертификацию на соответствие требованиям органик. В этом основное преимущество и, в то же время, основная сложность органик-сертификации, особенно для России, где доля сертифицированных производителей ничтожно мала, и получить органическое сырье для производства продукции переработки и органические корма для животноводства чрезвычайно трудно. Основной акцент сертификации ставится на контроль методов и процессов производства и ведения сельского хозяйства максимально естественным способом. Чтобы получить органический статус в области растениеводства, земельные участки проходят обязательный период конверсии (2-3 года), который не потребуется, если производитель решится пройти экосертификацию: для доказательства отсутствия в почве вредных микроорганизмов и загрязняющих веществ достаточно провести лабораторный анализ.

 

Экологическая сертификация по жизненному циклу осуществляется на основе анализа всех стадий производства – «от добычи сырья до утилизации». В этом случае основное внимание уделяется безопасности конечного продукта и соблюдению норм природоохранного законодательства.

 

Как отмечают в Экологическом союзе, в России на сегодняшний день более распространено экологическое сельское хозяйство, так как органическое сельское хозяйство, в его международном понимании, начало распространяться в Росcии относительно недавно. Различия между ними преимущественно носят идеологический и этический характер. Главное, что продукция, полученная и тем, и другим методом, при условии, что ее качество и безопасность подтверждены независимыми экспертами, является безопасной для здоровья человека и окружающей среды.

 

Преимущества сертификации

Для производителей, в условиях засилья недостоверной информации на рынке продуктов питания, сертификация стала эффективным инструментом подтверждения качества и безопасности продукции, дала возможность продвижения на внутреннем рынке, и возможности для экспорта продукции без потери ее статуса. Наличие маркировки автоматически расширяет круг потребителей за счет людей, которые ведут здоровый образ жизни, семей с детьми, тех, кто интересуется «эко» и «органик» продукцией. Таким интересом потребителей пользуется элитный ритейл, который активно предпочитает закупать экологически безопасные продукты, имеющие соответствующие сертификаты соответствия. Кроме того, сертифицированные хозяйства вносят вклад в защиту окружающей среды. Еще одна экономическая выгода – выполнение требований стандарта позволяет хозяйству совершенствовать свои производственные процессы.

 

«Проведение сертификации однозначно дает существенный положительный эффект, причем по разным направлениям ведения нашего бизнеса. Во-первых, наличие сертификатов и лабораторной испытательной документации позволяет более активно и целенаправленно продвигать продукцию, документально обосновывать ее качество и экологический статус, – отмечает глава крестьянско-фермерского хозяйства Федор Зайцев. – Во-вторых, прохождение сертификационной процедуры позволило по-новому посмотреть на многие процессы организации сельскохозяйственного производства и реализации продукции, более четко осознать взаимосвязь вопросов экологии, сохранения окружающей природы и обработки земли».

 

Экология на практике

Добровольную экологическую сертификацию сельскохозяйственной продукции по программе «Листок жизни» могут пройти крупные, средние и малые предприятия, ведущие деятельность как в России, так и за рубежом. Процедура сертификации включает лабораторные испытания продукции по расширенному перечню показателей, аудит документации и очную инспекцию производства. Ежегодно предприятие проходит инспекционный контроль.

 

Так основными требованиями экостандарта «Листок жизни» для продукции растениеводства являются ограничения на обработку семян химическими препаратами, запрет на использование ГМО, применение агротехнических методов, позволяющих сводить к минимуму (до полного исключения) применение пестицидов и химических удобрений, например, за счет соблюдения подходящего севооборота и применения органических удобрений. Также фермеров обязуют проводить ежегодный анализ почвы, а именно лабораторные испытания на нефтепродукты, бенз(а)пирен, тяжелые металлы, стойкие органические загрязнители. Конечная продукция в рамках сертификации проходит лабораторные исследования по расширенному списку показателей, например, пестициды, ПАУ, СОЗ, тяжелые металлы и другие. Проверяется соблюдение требований законодательства по выбросам, сбросам, обращению с отходами.

 

Один из последних примеров присвоения экомаркировки первого типа пищевой продукции по жизненному циклу – растительные масла под брендом «ЭКОТАУ» (ECOTAU), произведенные в Кыргызской Республике. Оценку на соответствие стандарту «Масла растительные нерафинированные» прошли сорта масел: тыквенное, грецкого ореха, виноградной косточки, кунжутное, а также масло из семян черного тмина.

 

Производство растительных масел, при соблюдении технологий и применении современного оборудования, не наносит значительного вреда окружающей среде. Основными факторами воздействия процесса производства нерафинированных растительных масел на окружающую среду являются следующие: образование твердых органических отходов (отработанные остатки растительного сырья). Такие отходы могут быть переданы на корм животным или для дальнейшего использования в сельском хозяйстве. Стандарт содержит жесткие требования к минимизации доли захораниваемых отходов.

 

Еще один важный аспект, на который обращают внимание эксперты, – образование сточных вод, которые могут содержать высокие концентрации органических веществ, в том числе, масла и жиры, а так же ПАВы, растворители и взвешенные твердые частицы. К основным производственным процессам, связанным с образованием сточных вод, относятся подготовка сырья и очистка оборудования. Поэтому уделяется особое внимание контролю используемых предприятием вод и их дальнейшей очистке. Наряду с этим внимание уделяется утилизации упаковки растительных масел. Фасовку масла для продажи в розницу производят в стеклянные бутылки или бутылки из полимерных материалов (окрашенных и не окрашенных). В связи с этим экологический стандарт запрещает использование ПВХ пластиков на всех этапах производства и содержит требование к использованию минимального количества слоев упаковки, либо оборотной тары, в случае розлива масла не для розничной продажи.

 

На безопасность конечного продукта непосредственно влияет качество растительного сырья. Пестициды, удобрения и другие химические вещества, применяемые в традиционном сельском хозяйстве для увеличения урожайности, при производстве нерафинированных растительных масел могут попадать в конечный продукт. Поэтому стандарт предписывает производителям уделять особое внимание выбору поставщиков сырья, разрабатывать и внедрять систему контроля качества для обеспечения прослеживаемости происхождения и безопасности растительного сырья. Также установлены требования к содержанию в конечном продукте пестицидов, токсичных элементов и других опасных для здоровья человека веществ.

 

Таким образом, наличие разных эффективно работающих систем сертификации в России позволяет экологически мотивированным производителям выбирать ту систему, которая, в большей степени подходит их виду производства, технологиям и методам, а также условиям российского рынка. При этом потребители могут покупать качественные и безопасные продукты питания, и экосистемы не будут подвергаться негативному воздействию.

СХВ

 

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Результатами гордимся

Результатами гордимся

Руководитель ЗАО «Племенной завод «Рабитицы» Леонид Саплицкий поделился с участниками практического семинара опытом заготовки кормов, в которой заключается секрет лидерства хозяйства в России по надоям на фуражную корову на протяжении ряда лет. Помимо того, что при поголовье 1350 коров в «Рабитицах» самый высокий надой по России – 11009 кг молока, здесь живут коровы-рекордсменки: Пазуха 3888 с продуктивностью по наивысшей лактации 19318 кг молока и её дочь Пазуха 2811 с надоем 19012 кг молока.

Быть «Авангардом»

Быть «Авангардом»

С.А.Голохвастова

Сельхозпредприятие «Авангард» возникло в селе Спасс Волоколамского района 27 ноября 1929 года в пору всеобщей коллективизации. В те годы в близлежащих селах и деревнях были организованы и другие колхозы. В 1950 году все эти колхозы были объединены в один – «Авангард». В настоящее время агрохолдинг «Авангард» осуществляет 2 основных вида деятельности – производство молочной и мясной продукции и  входит в тройку самых крупных животноводческих предприятий Московской области.

Горячие точки – навоз и помёт

Горячие точки – навоз и помёт

Е.А.Лукичёва

Активное развитие АПК Ленинградской области, занимающего ведущее место по РФ в животноводстве и птицеводстве, обусловило возникновение проблем утилизации и рационального использования животноводческих отходов. 6 августа 2014 года в областном Комитете по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу состоялось совещание на тему создания технологических комплексов по глубокой переработке навоза и помета, производства органических удобрений на животноводческих и птицеводческих комплексах.