Сегодня более миллиарда человек является членами кооперативов во всём мире, создавая более 200 миллионов рабочих мест. Кооперативы присутствуют во всех странах и во всех секторах экономики, и, прежде всего, в сельском хозяйстве.
Одним из средств реализации экономической самостоятельности и повышения благосостояния населения, важным инструментом экономического и социального развития является кооперативный сектор. Кооперативные принципы имеют длительную историю, первые были выработаны еще в начале ХIХ века. Одним из важных принципов является организация обучения и повышения квалификации.
Именно вопросам кооперативного просвещения был посвящен Первый Петербургский кооперативный форум «Современная российская кооперация: образование и производство», состоявшийся 8 апреля 2016 года в СанктПетербургском государственном аграрном университете (СПбГАУ). Выступавшие на форуме специалисты по вопросам кооперации поднимали проблемы, связанные с применением кооперативных форм работы.
Во вступительном слове проректор по научной работе СПбГАУ Вячеслав Ружьев поддержал идею кооперативного образования: «Широкое изучение кооперативных ценностей и принципов и их пропаганда, преподавание соответствующих спецкурсов в учебных заведениях будет способствовать возрождению кооперативной культуры и поможет воспитанию людей».
Там, где не выгодно бизнесу
По мнению профессора СПбГАУ Павла Лукичева, кооперативы часто создаются в тех регионах и в тех видах производства и услуг, которые бизнес не считает выгодным для себя обслуживать. Кооперативные структуры позволяют людям объединять свои ресурсы и навыки, вместе добиваясь экономических целей и задач, которые не могут быть достигнуты человеком, действующим в одиночку.
Доцент кафедры экономики СПбГАУ Любовь Стародубцева напомнила, что 31-й Конгресс МКА (Международный Кооперативный Альянс) в 1995 году подчеркнул социальную направленность кооперации, то, что кооператив – это, прежде всего, объединение людей, а не капиталов, а его главная цель – удовлетворение потребностей своих членов. Во многих случаях членами кооператива движет не непосредственно доход, а возможность получать услуги, отвечающие их требованиям по доступным и качественным товарам и сервису.
Одной из проблем, тормозящих развитие кооперации в Ленинградской области и в целом по России, является не правильное понимание видов кооперации. «Например, потребительскую кооперацию очень часто путают с производственной кооперацией, по сути, некоммерческую форму с коммерческой, – отметил президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленинградской области и Санкт-Петербурга Михаил Шконда. – Практика показывает, что решить некоммерческие задачи коммерческими механизмами невозможно. Поэтому необходимо повысить уровень понимания общества в вопросах кооперации. Помимо всего людям не известен механизм внутрикооперативного взаимодействия, что также должно стать предметом просвещения».
Инициатива вузов
К сожалению, прошедшее после вступления в силу федерального закона ФЗ193 «О сельскохозяйственной кооперации» двадцатилетие не отмечено скольконибудь серьезными действиями и работой на ниве восстановления кооперативного просвещения и образования. «В настоящее время система кооперативного просвещения и образования, к глубокому сожалению, не сформировалась, – считает профессор Сергей Пахомчик. – Как нет завершенной системы построения всей системы сельской кооперации, так нет и системы подготовки кадров. А эти вещи взаимозависимые. Нет кадров – нет успеха».
В системе аграрных вузов Министерства сельского хозяйства РФ, несмотря на все разговоры и негласно объявленную поддержку этого направления на всероссийских съездах сельских кооперативов не прослеживается линия на поддержку кооперативного образования. Инициаторами по возрождению традиций российского кооперативного образования в аграрных вузах страны выступили такие учебные заведения, как РГАУ (МСХА) имени А.К.Тимирязева (Москва), ГАУ Северного Зауралья (Тюмень), СПбГАУ (Пушкин), Якутская ГСХА (Якутск) и в некоторых других (Саратов, Волгоград, Курган и др.).
Кооператив из лаборатории
Преподаватели-энтузиасты предпринимают попытки создания научных подразделений вузов. Предпосылкой создания Международной лаборатории кооперации в СПбГАУ стала деятельность профессорскопреподавательского состава кафедры экономической теории по данному направлению с 2005 года. «Двигателем» идеи стала доцент кафедры экономики СПбГАУ, заведующая Международной лабораторией кооперации СПбГАУ, специалист по формированию кооперативных систем региона Елена Аверьянова. Идейным руководителем – профессор кафедры экономики Тамара Ковалева.
«На начальном этапе мы изучили финский опыт кооперативного образования, в том числе деятельность школьных и студенческих кооперативов, – рассказывает Елена Аверьянова. – Надо отметить открытость финских коллег, которые предоставили нам материал о 8уровневой системе кооперативного образования».
Помимо пропаганды идей кооперации Лаборатория занимается и практикой: от научно – организационно содействия в создании в 2010 году первого в современных условиях СанктПетербургского студенческого кредитного кооператива «Агроунивер доверия» до участия в инициативной группе по созданию Царскосельского студенческого некоммерческого потребительского общества «Студенческий капитал» в 2015 году. В основе создания первого студенческого кооператива лежит инициатива студентов по организации спортплощадки и проката спортинвентаря. Начато сотрудничество с розничной сетью «МАГНИТ» по реализации совместного проекта «Студенческий Магнит» с целью создания учебнопроизводственной модели.
Для решения задач возрождения кооперативной культуры в рамках Международной лаборатории кооперации разработан проект «Просвещение», целью которого является передача и распространение знаний и кооперативной культуры.
Молодежное предпринимательство
Активно подключается к решению проблемы кооперативного просвещения и образования сельской и студенческой молодежи Российский Союз сельской молодежи. «Союз в меру возможностей пытается привлечь внимание к этой проблеме, организуя на последних двух Всероссийских съездах сельских кооперативов (2-м и 3-м) молодежные секции, – рассказывает С.Пахомчик. – С сельской кооперацией он связывает вопросы развития сельского молодежного предпринимательства, в том числе программ «Молодой фермер» и «Начинающий кооператор», закрепления молодежи на селе».
«Стремительный рост объема знаний по каждой профессии и их разнонаправленность требует новых подходов к организации учебного процесса в вузе, – отметил доцент СПбГАУ Владимир Петров. – В этом может помочь создание студенческого потребительского общества».
Правое дело
Выступающие также поднимали вопросы выработки эффективных организационных и правовых механизмов использования кооперативных форм в сфере применения, внедрения и коммерциализации научных достижений. Сложность этой задачи и необходимых для решения вопросов не должны быть препятствием, о чем говорил юрист ФГБНУ «Ленинградский НИИСХ «Белогорка» А.В.Петров: «Отдельные элементы регулируются различными нормами не всегда скоординированными между собой». А ведь кооперативные формы работы являются формами, наиболее адекватно отражающими существо отношений в указанных сферах.
Петербургский кооперативный форум проходил в рамках реализации проекта «Возрождение студенческой кооперации в современной России», проектапобедителя конкурса «Моя страна – моя Россия» 2011 года. «Примечательно, что проект реализуется в рамках частногосударственного партнерства, его софинансирует крупный предприниматель Вениамин Грабар. Это хороший пример сотрудничества вуза с социальноориентированным бизнесом», – отметила доцент кафедры СПбГАУ Валентина Аверьянова.
Сегодняшние кооперативы производят почти $ 2,98 трлн. годового дохода. Наибольшее место кооперативы занимают в таких странах, как Новая Зеландия (20% ВВП), Нидерланды (18% ВВП), Франция (18% ВВП) и Финляндия (14% ВВП).
Российским кооперативам есть куда развиваться!