Почвы: всё начинается с оценки

Почвы: всё начинается с оценки

Павел Александрович Суханов 45 лет жизни посвятил агрохимической работе. Накануне своего 70-летнего юбилея генеральный директор ООО «Агрохимзем» рассказал об этапах своей деятельности и уникальном опыте работы.

 

Павел Александрович, получив образование в ЛГУ по специальности «Почвоведение-­агрохимия», и, отслужив в армии, Вы начали работу по выбранной профессии.

­ В 1971 году мне посчастливилось попасть на работу в СЕВЗАПНИИГИПРОЗЕМ, где я проработал 25 лет, прошел путь от почвоведа до главного почвоведа технического отдела института. В то время надо было оценить качество земли Северо-­Западного региона, произвести оценку производительной способности земель сельскохозяйственных угодий, определить площади земель, пригодных для сельскохозяйственного освоения (так называемый мелиоративный фонд).

Выполнить такие работы было возможно только на основе крупномасштабных почвенных обследований. Для всех хозяйств Ленинградской области и Северо­-Западного региона были составлены почвенные карты. С их помощью создавались проекты внутрихозяйственной организации территории сельскохозяйственных предприятий с учетом планируемой специализации. Такие проекты, а в последующем и системы земледелия, были составлены для всех хозяйств области.

После сплошного почвенного обследования появилась возможность проведения оценочных работ. На первом этапе была выполнена качественная оценка земель сельхозугодий по плодородию почв. На все сельскохозяйственные угодья всех сельхозпредприятий были составлены карты­схемы оценки земель, в которых каждому участку дали балльную оценку почвы (гумус, кислотность, фосфор, калий и т.д.), а также были отражены негативные признаки (переувлажненность, каменистость, смытость и т.д.). Это дало хозяйствам информацию о плодородии почв, сориентировало их в выборе культур и даже сортов, позволило определить земли с лимитирующими факторами.

В последующем на основе почвенных материалов была проведена экономическая оценка, а на завершающем этапе стоимостная оценка земель сельскохозяйственного назначения. Изучение почв области не ограничилось обследованием только сельскохозяйственных угодий. В 1980­-х годах были составлены почвенные карты всех административных районов и Ленинградской области в целом.

Хочется подчеркнуть особую значимость материалов по почвоизученности территорий для решения большинства хозяйственных вопросов, связанных с использованием земель, с территориальным планированием.

Мы были одними из основных исполнителей работы по разработке технологий крупномасштабных почвенных обследований с использованием дистанционных методов зондирования почвенного покрова (аэро­ и космоснимки, радарная и магнитометрическая съемка). Также активно участвовали совместно с учеными Почвенного института им. В.В. Докучаева в разработке и апробации новой классификации почв России, детально учитывающей агрогенные и техногенные трансформации почв и обусловленные ими изменения свойств.

 

­ Почвенные карты стали основой агрохимического обследования, которое началось позже?

 

­ Да, следующим этапом стало агрохимическое обследование на основе использования почвенных карт с отбором проб с почвенно-земельных выделов. Агрохимическая служба Ленинградской области была создана в 1965 году под руководством выдающегося ученого и организатора Александра Сергеевича Кащенко. Уже в первые 5 лет был проведен первый тур агрохимического обследования, охвативший сельскохозяйственные угодья всех хозяйств.

Все годы агрохимическая служба Ленинградской области была одной из самых передовых в России. Циклы обследований при интенсивном использовании повторялись каждые 5 лет на общей площади почти 800 тыс. га. С помощью рекомендаций службы определялись мероприятия по улучшению земель, по повышению плодородия почв, оценивалась эффективность их проведения.

В сложные годы последнего десятилетия прошлого века и первого десятилетия нового столетия разработки и рекомендации агрохимической службы сыграли существенную роль не только в сохранении продуктивности растениеводства, но и способствовали существенному росту урожайности, в частности применение некорневых подкормок гуматами на основе рекомендаций, разработанных агрохимслужбой, обеспечивало рост урожайности в среднем на 15­-30%.

 

­ Почвенные карты были созданы давно. Не пора ли их обновить?

 

­ Совершенно верно. Почвенные карты не обновлялись более 20 лет. Нужны новые карты. Все меняется, почвы тоже, меняются и наши представления о них. Я уже говорил о разработке новой классификации почв России. Именно на ее основе с использованием современных методов дистанционного и наземного зондирования почвенного покрова могут быть составлены обновленные почвенные карты, объективно отражающие все свойства почв, обеспечивающие внедрение интенсивных технологий и реализацию приемов точного земледелия. Уместно отметить, что и ученые Санкт­Петербурга (ФГБНУ АФИ), и производственники являются одними из пионеров в освоении таких перспективных приемов. Обновление почвенных карт необходимо и в связи с перераспределением земель.

Почвенно­земельные ресурсы и агроклиматические условия являются базовыми факторами продукционной системы в сельском хозяйстве, непосредственно продуцирующим элементом которой служат сельскохозяйственные растения (агробиологические ресурсы). И только потом можно говорить о цепочке люди – деньги – рынок. Таким образом, для успешного наращивания агроресурсного потенциала и обеспечения на этой основе продовольственной безопасности также крайне важна обновленная информация о состоянии почв и земель.

 

­ Вам не только во время службы в армии удалось побывать за границей, в Монголии, у китайской границы, но и по долгу службы участвовать в зарубежных экспедициях?

 

­ В 1978 году меня пригласили для работы в качестве почвоведа в почвенно­ экологическую экспедицию в Ливию, где я проработал почти 3 года. Она была уникальной и по объему работ, и по количеству специалистов – более 300 человек почти из всех союзных республик. Мы обследовали практически всю территорию северной Ливии, прилегающую к Средиземному морю, площадью более 1,5 млн га. На всю обследованную площадь были составлены почвенные карты, карты эрозии, засоления, продуктивности земель и оптимального использования. Карты были понятны даже не специалисту. Работа экспедиции осуществлялась под руководством Л.Л.Шишова (в последующем директор Почвенного института). Это был для меня серьезный урок, был приобретен колоссальный опыт по комплексным почвенно­экологическим исследованиям неизученных территорий и их сельскохозяйственной оценке. Работу экспедиции курировал заместитель министра сельского хозяйства СССР Б.А.Рунов, которому мне неоднократно пришлось представлять завершенные и подготовленные к сдаче материалы. На основе доработки собранных в Ливии материалов я защитил кандидатскую диссертацию.

­ На этом зарубежные командировки не закончились, в 1988 году меня направили в почвенно­экологическую экспедицию в Камбоджу для работы уже в качестве главного инженера. Была поставлена задача по изучению возможностей расширения посадок каучукового дерева ­ гевеи. Пришлось работать на неизученных и небезопасных территориях в очень сложных, реально экстремальных условиях. Мы не только обследовали более 200 тыс. га, но и развернули серьезную агрохимическую лабораторию, обучили основам почвоведения молодых местных специалистов, ранее обучавшихся в СССР в различных ПТУ. В организации работ опыт Ливийской экспедиции был незаменим.

 

­ Вы и чиновником успели поработать?

 

­ Да, но недолго. В середине 1990­х начали вводить платежи за землю – налоги, арендную плату, нормативные платежи, нужна была стоимостная оценка земли. В 1996 году меня пригласили на должность начальника отдела оценки и платежей за землю в Леноблкомземе. Это тоже был интересный опыт работы. Мы разработали первое оценочное зонирование территории Ленинградской области и обоснование для установления нормативов платежей за землю.

 

­ И все-­таки, агрохимик в вас победил, и на службе в агрохимцентре «Ленинградский» вы чувствовали себя в своей тарелке?

 

­ Действительно, я почвовед­агрохимик до мозга костей. Опыты – от лабораторных до производственных – проводил уже во время учебы в университете. В Ленинградской области нет, наверное, ни одного хозяйства, в котором бы я не проводил почвенное или агрохимическое обследование. С моим приходом в качестве руководителя в Агрохимцентр был расширен перечень оказываемых услуг. Начались работы по сертификации продукции, оценке земель, экологическим исследованиям, комплексному мониторингу на тестовых полигонах, оперативной диагностики состояния посевов, проектированию использования земель и другие. На основании материалов агрохимических обследований разрабатывались программы по сохранению плодородия почв Ленинградской области. Предпосевная почвенная диагностика, диагностика состояния посевов и реализация разработанных на их основе рекомендаций в хозяйствах области во многом обеспечили рост урожайности.

 

­ Во время работы в ГЦАС «Ленинградский» вы тоже занимались экологией?

 

­ В 2003 году на основе конкурса, проведенного в Швеции, нас выбрали в качестве базовой организации для участия в российско­шведском проекте «Сельское хозяйство и охрана окружающей среды в Ленинградской области». Шведских партнеров поразили объемы наших работ – мы обследовали 100 тыс. га в год, анализировали до 20 тыс. почвенных образцов, до 2 тыс. растительных образцов, ставили по 15 опытов в год с новыми видами удобрений. Проект начался успешно, был организован водный мониторинг, начато строительство уникальной мониторинговой станции. В ходе реализации проекта очень многие специалисты сельхозпредприятий, студенты прошли обучение и обмен опытом за рубежом (Швеция, Финляндия, Норвегия, Эстония). К сожалению, по не зависящим от нас причинам, проект был свернут.

 

­ Вы упомянули про опыты с удобрениями, можно подробнее?

 

­ Мы проводили производственные опыты по оценке эффективности разных видов удобрений, в основном, вновь появляющихся. Это было характерно для того периода. Выяснилось, что гуматы и другие недорогие средства давали прибавку не менее чем полноценные удобрения, до 50% урожая. К тому же они экологически безопасны. Сейчас без некорневых подкормок не обходится ни одно хозяйство области. Площади производственных посевов сельскохозяйственных культур, обрабатываемые этими препаратами, увеличивались в начале нового столетия в геометрической прогрессии с каждым годом. Начиная с 2006 года, в связи с передачей Агрохимцентра в ведение Россельхознадзора, мы с группой ведущих специалистов организовали ООО «Центр агрохимического и землеустроительного обслуживания» (Агрохимзем), который успешно функционирует, оказывает весь комплекс услуг в сфере агрохимического обслуживания и по многим другим направлениям, связанным с сельскохозяйственным использованием земель, в частности по оценке земель.

 

­ Вы помогаете с расчетами убытков при изъятии земель?

 

­ Да. У нас в штате 4 оценщика, мы состоим в СМАО. Когда у сельхозпредприятий изымают земли, вред наносят многократный – поля дробятся, мелиоративные системы и севообороты нарушаются и т.д. Например, изъяли 10 га, а нарушили производство на 100 и более гектарах. Мы ведем учет всех потерь, и уже многим сельхозорганизациям помогли правильно оценить убытки, а соответственно их размерам получить компенсации.

 

­ Госзаказы выполняете?

 

­ На основе Контрактов с Комитетом по АПиРХК Ленинградской области участвуем в ежегодных комплексных наблюдениях на 12 тестовых полигонах, проводим производственные испытания новых видов органических удобрений и оценку влияния глубины заделки на эффективность их применения, систематически обобщаем материалы агрохимических обследований, провели оценку агроресурсного потенциала (АРП) Ленинградской области. По договорам с сельхозпредприятиями осуществляем плановое агрохимическое обследование сельскохозяйственных угодий, в частности, в текущем году договоры заключены более чем с 30 хозяйствами на площади около 20 тыс. га.

 

­ И традиционный вопрос – ваши творческие планы?

 

­ Завершаю работу над монографией под рабочим названием «Почвы и земли Ленинградской области», попытаюсь раскрыть в ней агроресурсный потенциал, оценить степень его использования и перспективные возможности. Активно помогаю в восстановлении агрохимической службы в Ленинградской области. Считаю, что в стране должна быть восстановлена и государственная почвенно­землеустроительная служба. Без этих служб невозможно рациональное, эффективное использование почвенно­земельных ресурсов и наращивание АРП для обеспечения продовольственной безопасности. Только по предварительной оценке площади под картофелем, овощами, зерновыми могут быть увеличены в области, как минимум в 4­5 раз.

Интервью записала С.А.Голохвастова

 

Павел Александрович Суханов – доктор сельскохозяйственных наук, имеет более 80 научных публикаций и является соавтором 6 монографий в области почвоведения и агрохимии. Почетный агрохимик, почетный работник АПК России. Более 20 лет занимается преподавательской работой.

Поздравляем Павла Александровича с 70-летним юбилеем и желаем активно работать над повышением почвенного плодородия!

 

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Решение проблемы антибиотикорезистентности в условиях производства

Решение проблемы антибиотикорезистентности в условиях производства

С.В.Щепёткина

к.в.н., руководитель ГК ЗДОРОВЬЕ ЖИВОТНЫХ

Всемирной организацией здравоохранения, НИИ всего мира проводится огромное количество исследований, разрабатываются новые составы антибактериальных препаратов, методы определения чувствительности микроорганизмов, системы учета, анализа и систематизации данных.

Современное село

Современное село

С.А.Голохвастова

Партия «Единая Россия» провела 15 апреля 2016 года в Саратове тематический форум «Современное российское село». На форуме были выслушаны инициативы по улучшению качества жизни на селе и выработаны предложения по развитию агропромышленного комплекса для предвыборной программы партии.

Локализация на липецкой земле

Локализация на липецкой земле

Е.А.Лукичёва

Удачное расположение Липецкой области позволяет быть привлекательной для локализации производства сельхозтехники.