Экспорт семян следует рассматривать не только как составляющую часть стратегии развития экспорта продукции АПК и один из стимулов развития семеноводства в Российской Федерации, но и в контексте общей стратегии роста сельхозпроизводства.
От амбиций к экспорту
В современных условиях разговор об экспорте семян чаще всего воспринимается как о несбыточной мечте. Когда пять лет назад на совете Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и подсолнечника обсуждались перспективы экспорта, первоначальная реакция была примерно такая же. На тот момент у нас не было ни репутации, ни опыта, ни адаптированных к зарубежным условиям, ни, тем более зарегистрированных там гибридов. Тем не менее, была сформулирована не только экспортная концепция Ассоциации, но и сформирована рабочая группа по созданию гибридов кукурузы для рынков Ближнего Востока и Африки.
Амбициозно настроенные члены понимали, что реализация этого проекта потребует как новых гибридов, так и кардинальных изменений в подходах к качеству готовых семян, если мы хотим на равных конкурировать с иностранными компаниями. А это и модернизация, и кадры, и жесточайший контроль качества.
Была проведена серьезная работа, что позволило производить конкурентоспособные семена, соответствующие мировому уровню. Подтверждением стал тот факт, что на наших заводах подрабатывают семена кукурузы и подсолнечника такие иностранные компании как «Сингента», «КВС», «Массидс». Параллельно ведутся совместные работы отечественных селекционно-семеноводческих центров и иностранных селекционных компаний.
В наших экспортных программах участвуют только предприятия – «пятизвездочники», которые не только полностью отвечают требованиям стандартов Ассоциации (а они жестче государственных), но и в течение двух лет прошли проверку сортовых качеств методом грунтового контроля.
Члены Ассоциации самостоятельно, уже не один год либо поставляют семена, либо ведут работы по селекции и сортоиспытанию в странах СНГ, Ближнего Востока, Восточной Европы. С 2016 года началась деятельность по выходу и закреплению на рынках Африки, Средней Азии. За это время удалось отработать механизм организации совместных поставок семян, экологических сортоиспытаний, обучения местных специалистов, а также понять некоторые особенности стран-импортеров.
Возможности есть
Помимо того, что уже есть определенные результаты в каждом из перечисленных направлений, нами была разработана Стратегия развития экспорта семян кукурузы и подсолнечника, представленная на Всероссийском агрономическом совещании в 2015 году. В ней было предусмотрено увеличение объема производства товарной кукурузы до 25 млн т в год и расширение посевной площади при производстве на зерно до 6 млн га. Для достижения этих показателей потребуется производить около 120 тыс. т семян кукурузы и дополнительно 30 тыс. т – для отправки на экспорт.
Эти планы возможны по нескольким причинам:
- созданы конкурентоспособные простые специализированные гибриды с повышенной влагоотдачей, отсутствие которых конкуренты прежде ставили нам в укор. Сегодня несколько отечественных компаний могут предложить линейку таких гибридов зернового направления;
- есть менее затратная технология производства гибридов на стерильной основе, которую используют только отечественные семеноводы, что позволяет им реализовывать готовые семена по более низким ценам;
- отлажена эффективная работа всех звеньев системы семеноводства на ключевых предприятиях отрасли;
- применяются новые технологии уборки и хранения зерновой части, позволяющие выращивать кукурузу на зерно в условиях Новосибирской и Московской областей;
- продвинут в более северные регионы ареал производства зерна кукурузы.
Эти возможности необходимо учитывать в стратегических планах как государственных структур, так и бизнеса.
О роли государства
Наработанный опыт говорит о необходимости решения более общих вопросов с участием государства. На наш взгляд, основной недостаток его деятельности в области семеноводства – отсутствие внятной политики в отношении отрасли. В 2010 году Минсельхозом России была разработана «Стратегия развития селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур на период до 2020 года». Это в целом неплохой документ, но в нем одной из главных задач почему-то является «обеспечение устойчивого импорта семян сельскохозяйственных культур, производство которых агроэкономически оправданно на территории Российской Федерации».
По нашему мнению, с учетом произошедших экономических и политических изменений, Стратегия должна быть серьезно расширена, особенно в части экспортной составляющей, и базироваться на современных рыночных механизмах с рациональным государственным регулированием.
Помимо доли семян в экспортной выручке и объемов производства семян на экспорт, в ней необходимо обозначить несколько важных категорий и задач:
- потребность в родительских формах, средствах на регистрацию и продвижение в страны Азии и Африки, в господдержке для стимулирования строительства орошаемых участков для семеноводческих целей;
- предоставление земельных ресурсов для размещения семеноводческих участков; организация селекционных станций за рубежом;
- создание сортов и гибридов, адаптированных к условиям стран-импортеров.
Кроме того, следует юридически обеспечить приоритетность семеноводческого бизнеса над товарным производством в специальных семеноводческих зонах, определив специализацию регионов в области семеноводства и типовые семеноводческие севообороты.
Законодательное обеспечение экспортной программы должно быть ориентировано на:
- приоритетность производства семян над товарным зерном;
- исключение экспортных пошлин на семена;
- уточнение порядка районирования гибридов или их родительских форм, предназначенных для экспорта;
- уточнения порядка предоставления господдержки на выращивание гибридов, предназначенных именно для экспорта;
- принятие нового порядка ввоза/вывоза селекционного и семенного материала, предназначенного для реализации экспортных мероприятий;
- внесение изменений в методики получения карантинных и фитосанитарных сертификатов в части малообъемных селекционных образцов и их обеззараживания.
Необходимо также предусмотреть мероприятия по обеспечению авторских прав в странах импортерах.
Изложенные выше предложения основаны на опыте, полученном нами при организации продвижения отечественных семян кукурузы, сои и подсолнечника на зарубежные рынки.
Предложения для развития
Сегодня Ассоциация при поддержке Минсельхоза России вносит предложения по развитию экспорта семян, в частности, по внесению изменений в Порядок ввоза/вывоза на территорию Российской Федерации семян сортов растений для научных целей и методику проведения исследований малообъемных партий семян при получении карантинного (фитосанитарного) сертификата.
Особая роль отводится международному научному сотрудничеству со странами-импортерами, в том числе в части прикладных исследований по созданию принципиально нового исходного селекционного материала и проведения сортоиспытаний, с целью районирования сортов и гибридов. Внедряются технологии получения стабильно высоких урожаев.
Существует ряд причин юридического характера, сдерживающих экспорт семян, в том числе в страны СНГ. Прежде всего это отсутствие адаптированных (единых) нормативных требований для всех стран-участников рынка. Не обеспечена необходимая защита интересов патентообладателей селекционных достижений как в России, так и во многих странах-экспортерах семян. Так, при наличии нормативной базы по защите авторских прав, нет эффективных механизмов борьбы с фальсификаторами. В результате имеют место случаи, когда даже в странах Союзного государства запрещают высевать семена российской селекции.
Развитие экспорта семян – многогранная задача, решение которой возможно в результате комплексного подхода и активного участия бизнеса, отраслевых союзов и государства.