В последних числах мая в Санкт-Петербурге состоялась XI Молочная Олимпиада. Крупнейшее в России независимое мероприятие молочной отрасли традиционно проводили Центр изучения молочного рынка и отраслевое информационное агентство The DairyNews.
Более 400 участников – представителей молочной отрасли – собрались в городе Белых ночей, чтобы обсудить потенциал развития молочной индустрии России и всего Евразийского континента.
В пленарном мероприятии первого дня деловой программы Молочной Олимпиады, получившем название
VII Летний молочный саммит, приняли участие представители 26 стран мира и 30 российских регионов. Слушателям выдалась уникальная возможность получить важную и интересную информацию о состоянии молочного рынка от спикеров из России, США, Германии, Ближнего Востока, Индии, Новой Зеландии и Австралии, республики Беларусь.
Развивать потребление
Выступление генерального директора ИА The DairyNews и директора Центра изучения молочного рынка Михаила Мищенко было посвящено вопросам ближайшей перспективы молочной отрасли России и экспорту.
В 2014 году был объявлен курс на импортозамещение, что произошло за 5 лет? «Импортозамещение в молочной отрасли не состоялось. В 2013 разница между объемом произведенного и переработанного молока составляла 3,8 млн тонн, в 2018 году предварительно – 5,9 млн тонн», – отметил Михаил Мищенко.
С 2018 года Россия думает об экспорте, хотя до сих пор является крупным мировым импортером молочной продукции – мы на втором месте по импорту масла и сыра, на девятом – по импорту сухого молока. Растет импорт пальмового масла, в прошлом году он перевалил за 1 млн тонн. С другой стороны, у России колоссальный потенциал – много земли и воды, а производство молока будет расти именно там, где много воды.
Экспертом было также отмечено, что внутренний рынок уменьшается. В связи с этим надо развивать качество продукции и внутреннее потребление. По мнению спикера, для начала надо внести изменения в законодательство, позволяющее производить сырный продукт.
Добавить ценности
Директор аналитического агентства GIRA Кристоф ЛаФужер (Франция) также считает, что рост потребления молочной продукции в России будет зависеть от роста населения, которого пока не происходит. Несмотря на то, что в мире все меньше пьют молока, заменяя его альтернативными напитками, россияне все еще пьют много молока. По прогнозам аналитика, Россия будет все больше производить сыра и увеличивать потребление местной продукции хорошего качества.
Комментируя экспорт молочной продукции в Китай, эксперт отметил, что эта страна никогда не произведет достаточного количества молока. Сейчас на Китай приходится четверть мирового роста потребления молока (на Россию 2%), и эта страна влияет на все рынки. Поднебесная планирует увеличить потребление молочных продуктов вдвое – с 18 кг на душу населения до 36 кг к 2023 году. Но китайский потребитель очень требователен, он хорошо знает, чего хочет и ему нужно предложить качественный продукт, предназначенный конкретно для него. Если мы будем понимать этот рынок, то сможем приспособить к нему свое предложение.
В целом же в мире темпы роста производства молока снижаются. Снижается и маржа производства всех молочных продуктов в мире, поэтому необходимо добавлять ценность тем продуктам, которые сейчас производятся.
Нужна креативность
Директор аналитической сети IFCN Торстен Хемме (Германия) отметил высокую волатильность цен на молоко. Если в период 2000-2006 годы мировая цена на молоко была $25/ц, то сейчас она выше $40/ц. В настоящее время цена на молоко в России близка к мировой, а в Китае она космическая – $60/ц.
За последние 20 лет производство молока в мире увеличилось на 60% или на 324 млн тонн, и одним из драйверов производства стал Китай. Больше всего нарастила производство Индия, США, Пакистан. В России много различных регионов, и она должна воспользоваться всеми возможностями, которые предлагает каждый из них, уверен эксперт.
И еще очень важно, чтобы была креативность – и в производстве, и в поставках. Надо собирать абсолютно все идеи, пытаться понять, какую они имеют ценность, и выбирать лучшие.
Амбиции и справедливость
Вице-президент Совета по экспорту молочной продукции Минсельхоза США Марк Бек отметил, что в течение последних 40 лет молочная отрасль США росла в среднем на 1,5% в год. Рост происходил на фоне снижения поголовья коров и увеличения продуктивности (сейчас 10500 кг). Основные факторы, влияющие на эффективность американского молочного производства, – племенная работа и улучшение качества кормов.
Критически важное значение для развития отрасли будет иметь производство сыров, на их производство будет уходить все дополнительно (к существующему уровню) произведенное молоко. Если рост производства молока превысит 2%, то разница пойдет на производство сухого молока.
И в дальнейшем Штаты прогнозируют рост производства, в связи с чем будут и дальше работать над экспортом. На экспорт идут сухое молоко, сыр, сыворотка, а основными рынками являются Мексика (США рассматривает эту страну как внутренний рынок), юго-восточная Азия, Китай (правда, с ним сейчас проблемы).
«У США серьезные амбиции по экспорту, но в торговле нужна прозрачность, необходимо устранять торговые барьеры при соблюдении правил. Торговля должна быть справедливой», – считает эксперт.
Больше прибыльности
Экономист в сфере сельского хозяйства банка ANZ Сьюзан Килсби (Новая Зеландия) рассказала, что на данный момент производство молока в Новой Зеландии стабилизировалось, а в Австралии наблюдается даже спад. До этого был хороший рост производства за счет высоких цен и растущего спроса в Китае, все это позволяло отрасли развиваться. Но сегодня на первый план выходит не расширение производства, а его прибыльность. Ожидается, что поголовье коров будет сокращаться (сейчас в Новой Зеландии почти 5 млн коров, в Австралии 1,6 млн), объемы останутся неизменными, а эффективность производства будет расти. Вызовами для фермеров остаются погода (засуха, недостаток воды) и охрана окружающей среды.
Недостаток воды
Генеральный директор MEAP Гассан Сайех (Ливан) отметил, что в ближайшие годы рынок вырастет на 30% и связано это, в первую очередь, с ростом населения. Проблемами отрасли остаются политическая нестабильность, недостаток воды (опреснение обходится в $1/ 1 л молока!), недостаток земли. Например, на Синайском полуострове 1 млн коров, пригодных для сельского хозяйства земель всего 6% вдоль Нила, остальное – пустыня. Сейчас перед Египтом стоит задача освоить еще 6% земель. На фоне этих проблем, а также роста населения и увеличения потребления молочной продукции Ближний Восток всегда будет импортером.
Нужна кооперация
Старший управляющий отдела планирования индийского молочного кооператива-гиганта Amul Джайен Мехта (Индия) уверен, что в будущем 50% молока будет производиться в Индии. Сейчас доля этой страны в мировом производстве молока составляет 20%, и это благодаря резкому росту за последние 60 лет за счет хороших цен на молоко. Спикер считает, что необходимо объединение производителей и потребителей, то есть кооперация. Кооператив Amul принадлежит фермерам и перерабатывает 36 тыс. тонн молока в день. Сейчас в Индии перерабатывается только половина произведенного молока, остальное потребляется в деревнях.
Экспорт на миллиард
Президент ГК «ЭкоНива» и председатель правления «Союзмолоко» Штефан Дюрр высоко оценил экспортный потенциал России по молочной продукции и спрогнозировал его на уровне $1 млрд в 2025 году. Решение такой задачи возможно, по мнению главного молочного эксперта, с помощью существующей беспрецедентной господдержки и санкций. Также важны такие наши преимущества, как неплохие климатические условия, наличие земли, выигрыш по себестоимости кормов и др.
Двигаться вместе
Начальник главного управления ВЭД Минсельхозпрода Республики Беларусь Алексей Богданов отметил, что Беларусь, производя 7,4 млн тонн молока, экспортирует молочную продукцию в 38 стран на сумму $2 млрд. Основной торговый партнер Беларуси – Россия, но есть и другие направления: Азия, страны Персидского залива, Африка. К сожалению, по словам спикера, торговые отношения с Россией усложнились (недопоставка 617,1 тыс. тонн), но белорусы не теряют оптимизма и призывают вместе двигаться на рынки третьих государств.
Генеральный директор «Союзмолоко» Артем Белов отметил, что мировой спрос на основные виды молочной продукции растет и экспортный потенциал у России хороший. Возможности экспорта в страны постсоветского пространства ограничены (кроме Узбекистана), поэтому нам стоит ориентироваться на третьи страны. По мнению эксперта рынка, усилия молочных компаний могут быть направлены на рынок Китая, где Беларусь пока опережает Россию. «У нас есть все возможности для активного выхода на рынок КНР», – считает Артем Белов.
Те, кто не попал на саму Олимпиаду и Саммит, имели возможность смотреть прямые трансляции с мероприятия на youtube-канале The DairyNews, и это говорит об открытости организаторов мероприятия и их желании донести проблемы и возможности рынка до как можно большего числа представителей отрасли. Ну а мы продолжим публиковать материалы с Молочной Олимпиады в следующем номере журнала.