Об удачных примерах создания кооперативов и кооперационных моделях на примере двух отраслей с огромными возможностями – мясном скотоводстве и органическом земледелии – состоялся разговор на круглом столе в рамках Межрегионального экономического агрофорума «Устойчивое развитие сельских территорий», который состоялся в Ижевске в апреле этого года. Организатором мероприятия выступило Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики в сотрудничестве с информационно-аналитическим порталом «АгроВестник».
Мясники, объединяйтесь!
По мнению директора по связям с общественностью Национального союза производителей говядины Дмитрия Снеткова, мясному скотоводству необходима отраслевая кооперационная модель.
В России созданы мощные перерабатывающие предприятия, которые стоят недозагруженные ввиду откровенной нехватки сырья. Дефицит молодняка на откорм составляет порядка 370 тыс. бычков ежегодно. По мнению Дмитрия Снеткова, мясная корова не хочет индустриализироваться. Формат агрохолдинга, в котором бы происходил полный цикл производства скота, терпит неудачу, в основном на этапе корова-теленок. Большинство проектов, стартовавших с 2010 года, банкроты. Это делает необходимым пересмотреть всю производственную цепочку и ставит задачу массового производства молодняка через малые формы хозяйствования с дальнейшей поставкой бычков на откорм (см. рис.).
Потенциал отрасли – ввод 10 млн голов маточного поголовья к уже имеющемуся в стране 1 млн голов. Это даст отрасли 95 тыс. работающих фермерских хозяйств и введет в оборот 30 млн га земли. Емкость рынка дает гарантированный сбыт в долгосрочной перспективе.
В чем смысл отраслевой кооперации в мясном скотоводстве? Это разделение производственного процесса и глубокая специализация с участием фермерских хозяйств и бизнеса при кооперационном взаимодействии на базовом отраслевом участке «корова-теленок». Во всем мире это формат фермерского или семейного хозяйства, который позволяет малым предприятиям объединяться в потребительские кооперативы. Пример Томской области, где практикуется разделение производственного процесса, об этом красноречиво говорит. Согласно данным таблицы, уже видно благотворное влияние данной кооперационной модели на рентабельность мясного скотоводства.
Безусловно, семейная ферма как центральное звено этой системы, нуждается в определенных мерах поддержки. В Национальном союзе производителей говядины создали бизнес-модель из расчета на 160 коров маточного поголовья на хозяйство, при этом экономика фермерского хозяйства при данной модели начинается от 70 голов скота.
Зачем фермеру состоять в кооперативе? Прежде всего для того, чтобы получить услуги, затраты на которые входят в его производственную себестоимость. Кооператив может обеспечивать производителя всем необходимым – зоотехническим и ветеринарным сопровождением, льготными кредитами, сбытом. Поэтому потребительские кооперативы могут стать важной частью базового уровня производства в мясном скотоводстве.
Основные оптимальные параметры для потребительского кооператива районного масштаба в мясном скотоводстве – это наличие не менее 30 тыс. га и маточное поголовье от 10 тыс. голов. Количество фермеров от 60 и выше. Эти параметры могут достигаться по мере развития кооператива за 8-10 лет. Немаловажным фактором является транспортная доступность, чтобы иметь возможность собрать молодняк с фермерских хозяйств.
Необходимо отметить, что без общего понимания на всех уровнях необходимости кооперации, результата добиться не удастся. Национальный союз производителей говядины участвует в работе по развитию сельскохозяйственной кооперации вместе с корпорацией МСП. Союз имеет опыт работы в организации кооперативов и понимает, что создание кооперативов не должно насаждаться сверху. Попытки создавать кооперативы за гранты сыграли дискредитирующую их роль, были против кооперативов и против понимания того, зачем кооператив нужен.
Органические отношения
Перспективы и возможности кооперации при производстве органической продукции на форуме озвучил исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко. Он отметил, что с одной стороны 70% органической продукции находится сегодня в состоянии экспорта-импорта, то есть перемещается между границами. С другой стороны, если посмотреть на структуру производителей органической продукции, то они окажутся, в основном, малыми и средними предприятиями.
Если для примера посмотреть на портрет органического производителя в Индии, то им окажется фермер, у которого 2 га земли и до 5 голов скота. Учитывая такие объемы нужно понимать, что торговать он с внешним миром самостоятельно не сможет. С другой стороны, мы видим, что в Индии сейчас 835 тыс. производителей органической продукции. Эта страна показала один из ярких примеров объединения в кооперативы для организации переработки продукции и отправки ее на экспорт. В итоге за прошедший год Индия заняла второе место в мире по экспорту органической продукции, то есть, можно сказать, что кооперация повлияла на развитие агроэкспорта.
Интересной моделью организации кооператива может быть компания Valio, акционерами которой являются кооперативы по сбору молока. Созданием кормовой базы животноводства у фермеров занимаются подрядчики, оказывающие услуги (типа МТС), что позволяет фермерам снижать свои затраты по кормозаготовке.
Фермы в Финляндии не имеют своих ветеринаров, а ветеринарные службы работают на единую систему фермерских предприятий. Что касается цены на конечный продукт, то если раньше разница в цене на полке магазина органического и неорганического молока была в 2 раза, то теперь система кооперационных связей позволяет держать разницу в ценах порядка 15%.
Что происходит в России? Как известно, органические продукты на полках магазинов в 2-5 раза дороже. Причина простая: на сегодняшний день каждый производитель вынужден на себя замкнуть весь производственный сервис – производство семян, производство кормов, производство молока. Все, кто попытался не выстраивать всю цепочку, оказались очень неуспешными. Например, если у вас корова и вы производите 4 тонны молока, то заводить собственную переработку нет смысла. Вы вынуждены обращаться к обычному переработчику, который у вас купит органическое молоко по цене неорганического. Для получения справедливого дохода вы вынуждены ставить переработку, что тут же отражается на цене конечного продукта.
Тем не менее, есть в России несколько удачных примеров. Например, компания «Углече поле» в Ярославской области, где на одного переработчика замкнуто 11 сельхозпредприятий. Есть компания, которая занимается производством кормов. В рамках кооператива работают два племенных хозяйства. Но самое главное, у предприятий кооператива нет проблем с решением таких задач, как где взять корма и где переработать молоко. В кооперативе действует единая переработка мяса, а также единый канал продаж. Благодаря такой кооперации им удалось открыть 11 магазинов в Москве.
Другим положительным примером кооперации является производство компании СибБиоПродукт из Томска. Компания производит зерно, лен, горох и вышла на внешние рынки пяти европейских стран. Но они столкнулись с тем, что наши малые и средние предприятия не могут обеспечить те объемы, которые заказывают европейские покупатели. Самым распространенным вопросом, с которым приходится сталкиваться при общении с европейскими заказчиками: «Есть ли у вас хотя бы 15 тыс. га зерновых? Это площадь, которая смогла бы гарантировать минимальный объем».
Понимая, что в одиночку объемы не обеспечить, СибБиоПродукт выступил региональным трейдером. Он начал искать компании, которые выращивают близкие типы продукции и готовы работать на экспорт. В настоящее время кооператив объединяет порядка 8 компаний. СибБиоПродукт также помогает своим членам проходить сертификацию по органической продукции. Кооператив проходит так называемую коллективную сертификацию. Это когда из кооператива выбирают 2-3 производителя и сертификацию на право называться органической фермой проходят только они. Это предполагает высокий уровень доверия между компаниями в кооперативе, так как если не проходят сертификацию эти две компании, то не проходят сертификацию и все остальные.
Также большую заинтересованность в органической продукции проявляют торговые сети. Главная задача, чтобы продукция поставлялась в течение всего года равномерно и одинакового качества. Но это как раз одна из главных проблем. Есть разрыв между центрами потребления органики – Санкт-Петербург и Москва – и центрами, где эту органику выгодно выращивать, например, – Краснодарский край. Этот разрыв сильно влияет на возможности поставок в течение года. Удачным примером является «Экоферма Кубания» – один из крупнейших поставщиков органического риса, овощей и фруктов в Москву. Но это опять случай, когда объединились пять производителей, прошли групповую сертификацию, но главным вызовом была именно логистика.
Также необходимо упомянуть о развитии территорий как туристических центров. Огромное количество людей в мире (800 млн человек) являются потребителями органической продукции. Наша страна никак не борется за этих потребителей. Любители органической продукции ездят по миру и пробуют органическую продукцию на местах. Например, в Голландии есть отдельное позиционирование ресторанов, специализирующихся на приготовлении органической пищи, а в их меню можно видеть, в каком хозяйстве произведена данная органическая продукция.
Таким образом, и мясное скотоводство, и органическое земледелие дают массу возможностей для развития кооперации в нашей стране.