Грибные возможности

 Грибные возможности

О тенденциях российского рынка шампиньонов рассказывает генеральный директор ООО «Агриконсалт» Андрей Голохвастов.

- Андрей Маркович, в прессе много информации о новых проектах в грибоводстве в различных регионах России, вы можете их прокомментировать?

- В конце 2019 года был запущен инвестиционный проект компании «Мастер Гриб» в Калужской области на 10 тыс. тонн шампиньонов в год и 35 тыс. тонн субстрата для их выращивания. Размер инвестиций оставил 3,5 млрд руб. В будущем объем производства будет увеличен до 20 тыс. т свежего шампиньона и 60 тыс. т компоста.

Другим интересным проектом является «Грибная Радуга» – это самое крупное производство в России на сегодняшний день. Они планируют выйти на производственную мощность 17 тыс. тонн свежего шампиньона в год.

Кроме того, есть еще как минимум три крупных проекта сопоставимого объема (мощность каждого составляет около 10 тысяч тонн в год), а именно:

- «Агро-Гриб» (Тульская область);

- «Зеленая Линия/Магнит» (Краснодарский край);

- «Выборжец» (Ленинградская область) – крупнейший проект в СЗФО.

Важно отметить, что мы говорим о созданных, но не выведенных на полную мощность производствах.

- Востребованы ли сейчас новые грибные производства, и насколько дорого их создавать?

- Потребление свежего шампиньона постепенно восстанавливается, и развитие внутреннего производства двигается вместе с ним. Это происходит по ряду причин.

Во-первых, как мы покажем дальше, в результате контр-санкций сильно снизился импорт грибов из ЕС и, соответственно, появились возможности для импортозамещения.

Во-вторых, с увеличением производства растет число торговых точек, где можно приобрести свежий шампиньон. Все чаще его можно увидеть на прилавках небольших магазинов и даже на рынках, а не только в магазинах крупных сетей.

В-третьих, в мегаполисах постепенно меняется структура потребления грибов, новое поколение все чаще делает выбор в пользу покупки грибов в магазине по потребности вместо сезонного сбора и заготовки дикорастущих грибов.

Вместе с тем, при инвестировании в грибоводство необходимо принимать во внимание возможное насыщение рынка. Это может произойти, когда новые и существующие проекты выйдут на полную производственную мощность. Это может оказать влияние на цены.

Примеры инвестиций в отрасль приведены в таблице ниже, без указания данных о конкретных компаниях. При оценке инвестиционной эффективности целесообразно разделять инвестиции в непосредственное выращивание шампиньонов (они составляют в современных комплексах около 260 тысяч рублей на тонну при подобных масштабах) и инвестиции в компостное производство и в инфраструктуру, которые значительно различаются для различных проектов.

- Какой объем шампиньонов был выращен в России в 2019 году и каковы перспективы производства?

- По оценкам экспертов «Школы Грибоводства», производство свежих грибов в 2019 году превысит 50 тыс. тонн. С этой оценкой согласен и наш маркетолог Алексей Мартынович. Из этого количества 40 тыс. тонн – это свежий шампиньон. Официальная статистика за 2019 год пока отсутствует, но, вероятно, она будет несколько ниже этих оценок.

В 2020 году будет осуществлен запуск новых предприятий и выход существующих на полную мощность. В связи с этим производство свежего шампиньона вырастет как минимум на 15 тыс. тонн.

Развитие грибной отрасли зависит от множества факторов. В первую очередь, от роста потребления и роста производства. В настоящий момент многие компании изучают перспективы переработки свежего шампиньона – производства замороженных и консервированных грибов, это требует немного других технологий при производстве грибов.

Все еще есть и потенциал импортозамещения. В 2019 году импорт свежего шампиньона по нашим оценкам составил около 25 тыс. тонн, в основном, из Республики Беларусь.

- Какими были цены в 2019 году? Изменятся ли они в ближайшее время?

- В 2019 году по сравнению с предыдущим годом средние оптовые цены оставались на одном уровне: около 190-200 руб./кг за весовой шампиньон и 220-230 руб./кг за фасованный, включая НДС. Это усредненные цены за год, но есть заметная сезонная динамика и цен, и объемов продаж.

Относительно цен в 2020 году. Как я уже говорил, происходит рост потребления свежего гриба – это позволяет удерживать цены на уровне, который выгоден производителям. Одновременно с этим, растет производство – это может привести к насыщению рынка и снижению цен. По нашим оценкам, как минимум до весны этого года цены будут держаться на прежнем уровне. Летом ожидается выход на полную мощность ряда крупных комплексов. Это может повлиять на цены.

Себестоимость у всех компаний разная, на нее влияет множество факторов и, прежде всего, стоимость компоста. Это основное сырье для производства свежего шампиньона. Игроки, сумевшие наладить собственное производство этого сырья, как правило, имеют более низкую себестоимость.

- Какие риски есть у новых проектов в грибной отрасли? С какими сложностями может столкнуться новый производитель свежего шампиньона?

- Самый главный риск, с которым сталкиваются практически все производители - ошибки производства, и, как следствие, не достигаются плановые показатели урожайности. Отработка технологии требует не только современного оборудования и квалифицированных кадров, но и времени на «обкатку» производственного процесса. Именно по этой причине подавляющая часть проектов выходит на полную мощность значительно позже запланированных сроков.

Поделиться статьей:

Возможно, вам это будет интересно:

КОМПЛЕКСНОЕ МИНЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВОГО УРОЖАЯ

КОМПЛЕКСНОЕ МИНЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВОГО УРОЖАЯ

В минеральном питании любой сельскохозяйственной культуры большую роль играет не только наличие, но и правильный баланс элементов

КОМПЛЕКСНОЕ МИНЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВОГО УРОЖАЯ

КОМПЛЕКСНОЕ МИНЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВОГО УРОЖАЯ

В минеральном питании любой сельскохозяйственной культуры большую роль играет не только наличие, но и правильный баланс элементов

НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВАЛЬЦОВ

НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВАЛЬЦОВ

В ПРЕСС-ПОДБОРЩИКАХ ROLLANT 520/540 РЕАЛИЗОВАНА НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВАЛЬЦОВ ДЛЯ МАКСИМАЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными новостями.