Дни российского грибоводства

Дни российского грибоводства

Главный форум российской грибной индустрии состоялся 29-30 сентября в Санкт-Петербурге. Организатором Дней Российского грибоводства выступила «Школа грибоводства».

В мероприятии приняло участие около 200 специалистов – производителей грибов, компоста, оборудования, мицелия, покровной почвы, средств защиты, упаковки, инвестиционных компаний, представителей профильных министерств, банков, ведущих российских и зарубежных экспертов.

Все о грибах

29 сентября, в первый день работы этого значимого для специалистов отрасли делового мероприятия на секции «Рынок, маркетинг, продажи» рассматривались вопросы российского грибного рынка и потенциал его развития, тенденции в ритейле России. Не обошли вниманием эксперты и европейские тенденции в потреблении грибов, а также опыт развития грибного рынка США. Спикеры задавались вопросом, как увеличить продажи грибов, а также доходность отрасли. Выступления вызывали оживленную дискуссию участников, но все мнения сходились в том, что рынок надо развивать и учитывать экономические интересы всех игроков.

На секции «Организация грибного бизнеса» можно было послушать интересные выступления об организации экологического контроля на грибной ферме, а также конкретные примеры реализации грибных проектов.

30 сентября мероприятие продолжилось. Участники секции «Вешенка и другие экзотические грибы» смогли послушать выступления, касающиеся выращивания вешенки в России и Испании, шиитаке в Китае и Японии, эринги в Швейцарии. На секции «Шампиньоны» упор делался на новом поколении быстрого мицелия, автоматизации как способе улучшения качества, качественных стеллажах, компосте, мицелии, добавках для увеличения урожайности. Также работали секции «Покровная почва» и «Наука и грибоводство».

Черты рынка

Основные черты рынка грибов озвучил организатор и модератор мероприятия, руководитель компании «Школа грибоводства», Александр Хренов в докладе «Российский грибной рынок: ограничения и потенциал развития в новых условиях». Несмотря на то, что за последние 4 года производство грибов увеличилось в 7 раз, а потребление на 63%, импорт грибной продукции все еще существует, хотя и падает. Прогнозируемые на 2020 год показатели импорта свежих грибов составляют 20 тыс. тонн, консервов 45 тыс. тонн, заморозки 15 тыс. тонн. В 2019 году эти показатели были 25,7 тыс. тонн, 54,1 тыс. тонн и 17,2 тыс. тонн соответственно. Как видно из данных, сейчас 75% импорта – это переработка, а раньше нам везли больше свежих грибов. На сегодняшний день российские грибоводы доминируют на рынке свежих грибов. Потребители переходят на потребление свежих грибов, которое с 2016 по 2020 год выросло на 166% – с 47,6 тыс. тонн до 126,5 тыс. тонн.

Все бы хорошо, но 2017 год стал тем рубежом, после которого цена стала ключевым вопросом для грибоводов, потому что она стала падать, в том числе в связи с вводом новых грибоводческих комплексов. И нет никаких предпосылок, чтобы цена увеличивалась. На сегодняшний день одним из потенциалов отрасли является замещение импортной переработки. В России перерабатывается всего около 1 тыс. тонн культивируемых грибов, а по шампиньонам и вовсе нет серьезной переработки. Производство консервов и пресервов, новых продуктов из грибов – вот где может быть развитие. Экспорт грибов – вопрос спорный. Например, за 8 месяцев этого года было поставлено на переработку в Беларусь 1 тыс. тонн грибов по совсем неинтересным ценам. Одним из путей наращивания потребления, а значит, и производства грибов, является увеличение душевого потребления свежих культивируемых грибов с 0,9 до 1,6 кг на человека в год, и потребления душевого потребления коммерческой грибной продукции с 1,3 до 2 кг. Исследования показывают, что всего 5% населения потребляют грибы каждую неделю, а 31% населения не покупают грибы вообще. Перспективной группой являются те 37% населения, которые покупают грибы 1 раз месяц и раз в 2-3 месяца. Для стимулирования потребления планируется совместная национальная PR кампания крупных отечественных производителей.

Выставка: широкий ассортимент

На выставке «Производство, переработка и упаковка грибов» компании из России, Европы и Азии представляли инновационные разработки.

Например, к сотрудничеству приглашала компания «Эко Гурман», ведущий на Северо-Западе РФ производитель субстрата для выращивания грибов вешенка. По словам генерального директора Александра Потапенко, объемы производства в 900 тонн готового субстрата в месяц при соблюдении технологии гарантируют клиентам 24% урожайности вешенок за 60 суток. Команда профессионалов компании, прошедшая обучение в Европе, разрабатывает технологии под клиента, закрепляет за ним технолога, гарантирует результат, а также готова выкупить готовый продукт.

Рязанская компания Peter peat производит все виды торфов и торфяных субстратов для производства шампиньонов из месторождений, расположенных на территории области и Карелии. Еженедельно производимые 1-2 тыс. тонн торфа обеспечивают работу грибоводческих предприятий в России, Донецкой, Луганской областях, в Казахстане.

Высокие компетенции в сфере производства грибов и компоста имеет и компания IGS Agro из Татарстана. «Нам ставили технологию производства шампиньонов лучшие голландские специалисты, а ключевые специалисты не только прошли обучение в Голландии, но и продолжают непрерывное обучение», – рассказали генеральный директор Азат Шайдуллин и исполнительный директор Дмитрий Рева. Собственное производство шампиньонов компании составляет 100 тонн в неделю, компоста – 600 тонн в неделю, половина которого идет на реализацию.

Основным направлением развития сельского хозяйства в 21 веке является биологизация и экологизация земледелия. Эта задача может быть решена через использование биологически активных органоминеральных удобрений на основе торфа. Именно этим и занимается «Русская торфяная компания», имеющая две производственные площадки по добыче торфа и обособленные подразделения по производству субстратов и покровной почвы для шампиньонов – в Свердловской и Смоленской областях.

Хотя некоторые виды компоста считаются качественными, часто они не содержат необходимого количества и типа протеинов (аминокислот), витаминов, минералов и микроэлементов для максимального роста и качества грибов. Органические добавки к компосту восполняют этот пробел. Добавки, производимые по новейшим технологиям в области требований к абсорбции у шампиньонов, вешенки и шиитаке предлагала на выставке компания ChampFood International, штаб-квартира которой находится в Нидерландах.

Ежегодная производственная мощность Тульской грибной компании составляет более 18 тыс. тонн компоста фазы 2. Компания не только обеспечивает своих клиентов компостом для шампиньонов с мицелием Sylvan, но и консультирует по вопросам создания грибных комплексов и сопровождает выращивание.

Обслуживание и поддержку производителей обеспечивает компания Sylvan – крупнейший поставщик мицелия грибов для российских грибоводов. Помимо разнообразных штаммов шампиньонов, компания располагает одной из крупнейших в мире коллекций сортов экзотических грибов, среди наиболее известных можно отметить вешенку, шиитаке, эринги, а также многие другие. Обширные научные исследования гарантируют хорошие и предсказуемые результаты, а также вывод на рынок новых штаммов. В ближайшее время ожидается новый мицелий, характеризующийся ускоренным зарастанием в вегетативной фазе.

Еще один производитель мицелия шампиньонов, представленный на выставке, – фирма Lambert, которая работает на рынке с 1919 года.

Производство алюминиевых конструкций, грибные комплексы под ключ по голландской технологии, а также новинки компании «GreenAl» представлял ведущий менеджер Марат Зайнашев. Отзывы о работе компании из Татарстана таких производителей грибов, как ООО «АйДжиЭс Агро», агрохолдинга «Выборжец», ООО «Грибная компания», являются высшей оценкой ее компетенций.

Компания «Интерагро» не только участвовала в выставке, но и в конференции, где с докладом выступил руководитель грибного направления Андрей Функ. Эксперт рассказал о трендах и новых разработках в области автоматизации грибного производства и о том, как внедрение подобных решений повлияет на качество урожая.

Современные решения для упаковки грибов для розницы предлагал тандем «Агропак»+ULMA (Испания). По словам менеджера по продажам оборудования Виктории Степаненко компании ULMA, упаковочные машины нового поколения SIENNA компании УЛЬМА отличаются универсальностью, эксплуатационной гибкостью и надежностью, что делает их идеальными упаковочными машинами для ряда продуктов. Компания «Агропак» в лице специалиста по продажам оборудования Евгения Латушкина знакомила посетителей выставки с комплексными решениями по предварительному охлаждению в вакууме шампиньонов, представила новую систему по точному взвешиванию грибов и учету работы сотрудников при сборе или упаковке.

Последние новинки в области оборудования и упаковки для свежих грибов представляла компания «Лидерпак» – от простых решений до сложных линий. Партнерами компании являются итальянские, испанские, немецкие производители оборудования и материалов, а клиентами – известные тепличные комбинаты.

Для тех же, кто интересовался переработкой грибов, в частности, заморозкой, компания «РУСБАНА», представлявшая польского производителя оборудования, готова была предложить свои решения, например, туннель для заморозки.

Дни Российского Грибоводства – уникальная площадка для всех, кто работает или хочет работать на стремительно развивающемся российском грибном рынке. Здесь можно установить новые контакты, обменяться опытом, обсудить новые проекты и многочисленные возможности российского грибного бизнеса.

Справка
Отрасль промышленного грибоводства в России выросла за последние годы в 3 раза, почти полностью вытеснила импорт и достигла годового объема производства 100 тыс. тонн. Россия стала третьей в Европе по объему производства шампиньонов.

Справка: Грибоводство Ленинградской области

В Ленинградской области работают три крупных производителя шампиньонов (ЗАО «Племенной завод Приневское», ЗАО «Южный гриб», агрофирма «Выборжец») и крупнейший в России производитель субстрата вешенки (ООО «Эко Гурман») общей проектной мощностью около 11 тыс. тонн грибов в год. Это 10% всех промышленных грибов России. Общая производственная площадь под круглогодичное выращивание грибов – более 4 га.

За 9 месяцев 2020 года в области произведено 4 тысячи тонн грибов, это почти на 50% больше, чем в 2019 году.

Региональная поддержка предприятиям круглогодичного производства грибов составляет 5,14 млн руб. на 1 га посевных площадей.

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Дни российского грибоводства

Дни российского грибоводства

Главный форум российской грибной индустрии состоялся 29-30 сентября в Санкт-Петербурге. Организатором Дней Российского грибоводства выступила «Школа грибоводства».

На пороге создания отечественного кросса мясных кур

На пороге создания отечественного кросса мясных кур

С.А.Голохвастова

На птицеводческих предприятиях Ленинградской области проходит испытание новый мясной кросс бройлера отечественной селекции.

Посев в два прохода

Посев в два прохода

Егор Буров

региональный специалист по продажам ООО «АгроТехСфера»

На рынок Северо-Западного региона выходит новая техника для почвообработки и посева. Знакомьтесь: культиватор для интенсивной обработки почвы Horsch Tiger 3 MT и посевной комплекс Horsch Pronto 4 DC G+F с одновременным внесением удобрений в один сошник производства немецкой фирмы HORSCH.