Важное о трамбовке травяного силоса

 Важное о трамбовке травяного силоса

Трамбовка кукурузного или травяного силоса, либо сенажа с виду достаточно простая операция. Распределяй, ровняй и трамбуй. И есть мнение, что чем больше трамбовать, тем лучше получится корм. В таком случае, почему качество силоса при одинаковой, стандартной схеме такое разное?

Предлагаем посмотреть на эту операцию, так сказать, изнутри. Все, о чем мы говорим в этой статье, является результатом анализа информации, полученной от многих хозяйств и квалифицированных специалистов и, конечно, нашего собственного опыта.

Факторы влияющие на качество трамбовки:

- Влажность

- Содержание клетчатки

- Длина резки

- Разравнивание массы

- Трамбовка

- Качество траншей по объемным характеристикам

Предлагаем подробнее остановиться на разравнивании и трамбовке, а также пересечении этих двух операций с другими факторами.

Влажность и содержание клетчатки очень важны, так как структурный корм имеет лучшие показатели по трамбовке, и это должно определять фракцию резки. На травах с повышенной влажностью (при прямом комбайнировании) длину резки допускается делать до 120 мм, а на более сухой до 20 мм. Маневрируя в этом диапазоне мы будем получать легкосилосуемое сырье, ориентированное на быстрое удаление воздуха.

Следует обращать внимание на однородность трамбуемой массы по ботаническому составу, т.е. травы с разных полей, имеющие значительные отклонения по структуре и фазе роста, силосуются по-разному. Это тоже нужно учитывать при закладке их в одно и то же хранилище.

Причинами некачественной трамбовки являются:

- Неправильно подобранный отряд агрегатов, обеспечивающий трамбовку массы.

- Неравномерная динамика поступлений зеленой массы в траншею.

- Неправильное разравнивание – толстые слои.

- Неравномерность распределенной массы по траншее.

- Невыдержанные сроки трамбовки – укладка следующих слоев без надлежащей трамбовки предыдущего.

- Нарушение технологии распределения зеленой массы внутри хранилища.

- Неверный угол подъема зеленой массы.

- Желание заполнить хранилище в быстрые сроки часто приводит к нарушению технологии.

Слой закладываемой зеленой массы регулирует фракция и влажность. Максимально допустимый слой – 30 см (при влажности 70-75%), минимальный – 10 см (при влажности 45-55%). Существуют специальное навесное оборудование, позволяющее ровно распределять зеленую массу. Оно бывает пассивного типа (силосные вилы) и активного типа (распределители силоса). Последние, кстати, имеют функцию активного нагнетания массы к стенам и создают однородный слой.

Чем меньше слой, тем быстрее и качественнее пройдет трамбовка.

Если зеленая масса распределяется «бугром» – от края к центру, то возле стен хранилища масса трамбуется некачественно из-за сложного проезда трамбующей техники возле них. Для правильной трамбовки массу следует распределять от центра к стенам, создавая подобие «блюдца». В этом случае трамбующая техника проезжает под углом и эффективно трамбует края (рис. 1).

Кроме этого, следует обращать внимание на угол закладки (рис. 2), который не должен превышать 30-350, иначе распределение и трамбовка будет происходить с пробуксовкой техники и иметь неоднородную структуру.

Если хранилище узкое и не в состоянии принимать большие объемы массы, то не следует пытаться заложить в нее слишком много травы, пренебрегая трамбовкой. Качество такого корма будет невысоким, и на срезе, при выемке, можно будет увидеть непротрамбованные слои.

Практика показывает, что стремление в короткие сроки заложить яму, не соответствующую по ширине объему поступающей массы, существенно снижает качество готового корма.

Специалисты рекомендуют при такой ситуации закладывать сразу две траншеи с поэтапным укрытием двумя слоями пленки (вакуумной и финишной), а также соломой и грузами в виде изношенных покрышек, или специальных грузовых мешков. Слой закладываемой массы за один день должен превышать 60-70 см.

Соблюдение санитарных норм при подвозе крайне важно, чтобы в место закладки не заносилась грязь с колесами тракторов и автомобилей.

Хранилища силоса и сенажа должны быть приспособлены для долгого хранения корма и защищать от влияния внешних факторов, преимущественно осадков, предотвращая их проникновение внутрь хранилища и корма.

Как увеличить скорость трамбовки без потери ее качества? Решение – использовать широкозахватные трамбовщики навесного или прицепного исполнения, трамбующие слой массы за один проход (вперед и назад). Сегодня на рынке имеется множество предложений, но совет один – ширина захвата и давление (кг/см2) должны быть определяющими критериями. Например, трамбовщик с давлением 3 кг/см2 трамбует в несколько раз сильнее, чем просто колесами (трактор Кировец имеет давление около 0,9-1,1 кг/см2 в зависимости от давления в шинах). Дополнительно стоит обращать внимание на количество обслуживаемых узлов (чем их больше, тем меньше наработка на отказ) и, собственно, качество металла, сварки, покраски (культура производства).

Применение эффективных трамбовщиков позволяет увеличить скорость трамбовки в несколько раз, а это в итоге – хорошие корма, синхронность работы всех уборочных звеньев, экономия расходов на топливо.

Возможно, вам это будет интересно:

БиоКом на Фестивале #ВМЕСТЕЯРЧЕ

БиоКом на Фестивале #ВМЕСТЕЯРЧЕ

Знакомство школьников и молодёжи с биотехнологиями и возобновляемой энергетикой – одна из главных активностей российско-финляндского проекта «Биоком», который реализуется с мая 2019 г. в рамках Программы приграничного сотрудничества «Россия – Юго-Восточная Финляндия 2014-2020». За это время эксперты проекта дважды приняли участие во Всероссийском Фестивале энергосбережения и экологии #ВместеЯрче (2019 год – г. Луга, 2020 год – г. Гатчина).

Форумы «ПротеинТек 2020», «ПроПротеин 2020» – о трендах и будущем мясной индустрии

Форумы «ПротеинТек 2020», «ПроПротеин 2020» – о трендах и будущем мясной индустрии

23-24 сентября 2020 года в Москве активно обсуждались инновационные и стратегические вопросы производства мяса, создание прорывных промышленных технологий в пищевой промышленности в рамках международных Форумов по производству и использованию кормовых растительных, микробных, животных протеинов «ПротеинТек 2020» и новых пищевых протеинов «ПроПротеин 2020»

Первому российскому альянсу сельхозавиаторов исполнился год

Первому российскому альянсу сельхозавиаторов исполнился год

18 сентября 2020 г., исполнился ровно год с того момента, как 7 крупнейших авиапредприятий России, выполняющих авиационно-химические работы (АХР), приняли решение об объединении, чтобы дать стране самый эффективный авиационный инструмент для повышения урожайности отечественного агропроизводства.

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными новостями.