Олег Сергиенко: «Качество – это ежедневная работа»

Олег Сергиенко: «Качество – это ежедневная работа»

- Олег Николаевич, Вы стали директором «Красногвардейского» в 2012 году, фактически получив руководство предприятием от Николая Васильевича Сергиенко, вашего отца, который много сделал для хозяйства. Как Вы оцениваете развитие компании за последние 10 лет?

- Когда я пришел сюда в 2010 году, в хозяйстве было около 800 голов дойного стада, а на 1 января 2021 года – 1340 голов. Много было построено, и не только дворы для дойного поголовья. За увеличением дойного поголовья шло увеличение шлейфа, а за увеличением общего поголовья – развитие всей инфраструктуры: кормовых складов, силосных ям, родильного отделения. У нас сейчас два родильных отделения, которые работают по системе «зима-лето», думаем о третьем, потому что надо иметь две постоянно функционирующие родилки. За это время было построено три новых Иглуса для увеличения поголовья телочек и бычков на 500 голов. Это, естественно, и подъездные пути, и сенные сараи, зерновые склады, строительство цеха приготовления кормовых смесей, в которых помимо зерновых компонентов присутствуют все необходимые микро- и макродобавки. В общем, стараемся развивать все виды деятельности. По нашему основному профилю – молочному животноводству – получается совмещать и экстенсивную, и интенсивную стратегии. Ежегодно увеличиваем поголовье, надои.

- Какие еще направления получили развитие?

- Наряду с молоком, наращиваем реализацию мяса, и как отдельное направление – производство мраморного мяса. Уже 3-4 года берем бычков на доращивание и под новый год реализуем. Применяем туровое содержание, завозим партиями по 50-100 голов и выращиваем 6-8 месяцев. У нас в соглашении с комитетом по АПК Ленинградской области есть определенные показатели по количеству бычков и мяса, например, сдаточный вес бычка должен быть не менее 350 кг.

В конце 2020 года, мы, наконец, спустя полтора года, получили паспорта санитарно-защитных зон для двух наших животноводческих комплексов. Выполнили лицензирование своих водяных скважин и другую «бумажную» работу. Это отнимает много времени, стоит больших денег, но это нужные и работающие на перспективу документы и решения.

- «Красногвардейский» имеет статус племенного завода по разведению крупного рогатого скота черно-пестрой породы. На протяжении многих лет вы создавали свое высокопродуктивное стадо. Какая работа над стадом ведется сейчас?

- Весь мир идет вперед в вопросах генетики, и мы тоже работаем в этом направлении. По статусу племенного завода мы обязаны делать искусственное осеменение, и понимаем, что каждая доза семени должна работать на улучшение. У нас есть хорошие результаты, стабильный рост поголовья. Лет 5-6 назад одними из первых в области начали применять сексированное семя. Но в какой-то момент пришлось сделать паузу на целый год. Основной причиной стала дороговизна семени. Кроме того, тогда мы не умели с ним толком работать. Ведь когда первый идешь, то все проблемы испытываешь на себе. Но потом другие пошли этим путем, и уже используя свой и их опыт, мы снова стали применять сексированное семя. Сегодня берем мировую генетику – из Америки, Канады. Хотя лучшее семя они все-таки себе оставляют. Сейчас мы уже вышли на 100%-й показатель племенных продаж, наработали свою клиентскую базу, в основном, по регионам России.

- Каковы результаты селекционной работы?

- Работа с генетикой дала рост продуктивности. За 2020 год средняя продуктивность у нас составила 11 400 литров. В 2022 году будем получать очередную лицензию на статус племзавода. Нас будут подталкивать к тому, что весь наш скот должен быть голштинизирован. Сейчас у нас не 100% голштины, а черно-пестрая порода. И здесь есть критерии, которые мне не понятны. Например, при племпродаже мы обязаны от 10% поголовья продавать 2% бычков племенным фирмам. Но вопрос в том, кто в Ленинградской области или других регионах, купит такое количество быков от областных племенных хозяйств?

- Вы работаете над качеством молока или уже все налажено?

- Качество не бывает раз и навсегда. Качество молока – это ежедневная работа. Наше молоко все высшего сорта. Сдаем на три молзавода, с которыми работаем несколько лет.

- Для обеспечения стада важнее всего корма собственного производства. Как вы оцениваете кормовую базу в целом, есть еще к чему стремиться?

- Собственные корма отличного качества – это основа хорошей экономики и прибыльности. Если заготовил качественные корма, то будет и молоко, и здоровье у животных, и низкая себестоимость литра молока в кормлении. Это основное, во что мы вкладываемся, – в корма собственной заготовки. Силос из многолетних трав в прошлом году был хорошим, много посеяли новых трав, так что надеемся, что и дальше с травами все будет хорошо.

- Вы первыми в Ленинградской области, еще в 2014 году, начали выращивать рапс. Расскажите, почему решили заняться этой культурой?

- Из-за убыточности картофеля – а ведь было время, когда площади под ним достигали 200 гектаров. Взамен картофеля мы начали выращивать рапс. Сначала, действительно, многие удивлялись, зачем… Но мы рискнули, разобрались в технологиях. Мало того, что вырастили, но еще получили результаты от его применения в животноводстве. Практически на весь год мы обеспечиваем себя рапсовым жмыхом. Переработку на масло и жмых осуществляем на мощностях небольшого завода с немецким оборудованием, который много лет исправно работает. За маслом к нам приезжают и забирают машинами по 25 тонн. На многих заводах выжимают все масло – до последней капли. У нас жмыхи высокого качества: стараемся и масло выжать, и какое-то его количество оставить в жмыхе.

- Уже несколько лет вы выращиваете такую требовательную культуру как кукуруза. Расскажите, пожалуйста, об этом опыте.

- Нами проведена большая работа по выращиванию кукурузы на силос – и с селекцией семян, и с технологиями. Выбрали направление на зерновое производство кукурузы. В 2018 году нам повезло с погодой: было очень жаркое лето, и те поля, где мы рассчитывали вырастить кукурузу на зерно, дали зерно. Мы рискнули, оставили эти участки площадью 26 га до октября, очень переживали, чтобы не залило дождями. К счастью, зерно сумели убрать. Так у нас появился опыт выращивания, уборки, сушки кукурузы на зерно, а затем и применения в кормлении. Урожайность тогда получилась высокая – около 11 т/га в бункерном весе. Когда мы включили кукурузу в рацион, результаты в молоке не упали. Мы продолжаем работать в этом направлении, покупаем, в основном, зерновые гибриды. Если погода позволит, будем убирать на зерно. Если не позволит, заготовим кукурузный силос с початками, даже если зерно будет молочно-восковой спелости. Все равно эффект будет хороший.

- Коровы оценили рацион на основе кукурузы?

- Раньше кукурузу использовали в кормлении всего 3-4 месяца в году, потом опять переходили на травы и кормили ими 7-8 месяцев. Но корова необычайный консерватор, она привыкает на протяжении года питаться одинаковым кормом. В 2020 году мы пришли к тому, что будем жить на кукурузном силосе целый год, конечно, с добавлением других грубых кормов. Будем выращивать кукурузы на силос столько, чтобы хватало на весь год. В 2021 году планируется под кукурузой занять 300 га, это примерно 15% от площади выращивания всех травяных кормов. Берем, в основном, американские семена. Хорошо, что в 2020 году успели законтрактоваться на 2021 год, надеюсь, американцы выполнят свои обязательства и привезут семена кукурузы и рапса. Выращиваем гибриды Пионер, Клифтон, Корифей. Урожайность кукурузы на силос была 45 т/га зеленой массы. Высокая влажность зеленой массы, до 80%, это одна из особенностей кукурузного силоса. Одна из задач, стоящих перед зоотехниками – влажность кормосмеси должна быть в пределах 55-58%, (или содержание сухого вещества в кормосмеси 42-45%)

Показатели готового кукурузного силоса: содержание сахара – 30 г в 1 кг СВ, протеина – 100 г в 1 кг СВ, крахмала – 170 г в 1 кг СВ, обменной энергии 10,5-10,8 МДж.

- Зерно у вас тоже свое. Сколько надо выращивать зерновых, чтобы обеспечить ваше поголовье?

- Основная зерновая культура у нас – озимая пшеница, сеем около 1200 га. Выращиваем овес, под ним площадь небольшая – до 100 га. Ячмень выращиваем на площади более 1000 га  и, в основном, используем его для плющения. В 2021 году, так же, как в прошлом году, зерновые посеем на площади 2540 га. Несмотря на все ограничения с пандемией коронавируса, 2020 год для нас оказался очень удачным. Мы уже 12 марта вышли в поле! Сначала выполняли простые работы – подкормка трав, внесение органики. А в 20-х числах массово начали проводить почвообрабатывающие и прочие работы. Посевная кампания прошла очень хорошо. Корма летом тоже удачно заготовили. Уборочная кампания – просто чудо чудное было. Когда зерно убирали, оно с поля шло 16-18% влажности, доработка на сушилке была минимальной. Зерновых в амбарном весе получили более 40 ц/га. Помимо этого, еще заготовили плющеное зерно. Плюс заложили семенной фонд. Готовим свои кормосмеси – смешиваем кукурузу, пшеницу, ячмень, овес и т.д.

- Вы первыми в России занялись плющением и консервированием зерна, заготавливаете большие объемы, опробовали в работе несколько моделей плющилок. Какие преимущества у этой технологии?

- В 2020 году заложили 2500 т плющенки, а когда я пришел в хозяйство, мы плющили около 1000 тонн зерна. То есть сейчас объемы плющеного зерна выросли в 2,5 раза. Но главное, что и сегодня, спустя годы, принципы и технологии, которые внедрял Николай Васильевич Сергиенко, доказывают свою эффективность. Это на сколько лет вперед надо было увидеть! Так же, как и раньше, применяем химический консервант, рукава, плющилки. Твердые площадки подготовили более грамотно – со всеми водостоками и уклонами. Но главное преимущество плющения – возможность раздвинуть сроки уборочной кампании. Когда зерновых много, разбить уборку на фазы очень важно, особенно в нашем регионе. Начать уборочную кампанию даже на две недели раньше – это очень существенно.

- По рационам кормления есть ли какие-нибудь особенности?

- По качеству кормов и рационам, я думаю, мы не такие продвинутые, как самые передовые хозяйства области. Но я уверен – мы выигрываем в экономике. Корову можно накормить так, чтобы получить более высокий результат по удоям. Но одно дело, когда себестоимость литра молока в кормлении, условно, 10 рублей, и другое дело – когда 15 рублей. Можно получить выше показатели, больше вкладывая в корову, а в экономике я сомневаюсь, что у них будет лучше, чем у нас.

- Раньше у вас было много импортной техники. Вы, как сейчас принято говорить, через свои успешные кейсы применения зарубежной техники, фактически выводили многих западных производителей на российский рынок. Какой техникой сейчас пользуетесь?

- Сейчас все то же самое. Мы не стремимся быть первыми в России или в Ленинградской области. Но технику обновляем. В прошлом году порядка 85 млн рублей вложили в обновление парка. Из новой техники мы первые в Ленинградской области приобрели зерновой комбайн с жаткой больше 9 метров. Для этого готовили поля, приобрели немецкую технику Koсkerling, которая хорошо выравнивает поля и помогает работать с камнями – выворачивает их, потом мы их убираем с полей. Я в Ганновере на выставке увидел 5 лет назад эту технику, и мы ее приобрели. Мне кажется, что до этого в области «кёкерлинги» не работали. Несколько лет мы работали с полями, не все, конечно, привели в идеальное состояния. Во многих хозяйствах поля намного лучшего качества. То есть нам еще работать и работать над этим.

Тем не менее, такая система почвообработки немецкой техникой, а у нас их несколько единиц, позволяет применять более интенсивные комбайны. С жаткой в полтора раза больше, чем обычно, – 9 метров вместо 6, производительность одного человека, естественно, больше. Покупаем не только импортную технику, но тракторы Беларус, КаМАЗы, Газели. Благо, государство эту поддержку не урезает, мы и пользуемся. На покупку техники федеральный и областной бюджет дотирует от 30 до 40% стоимости новой техники.

- Вы всегда принимали активное участие в госпрограммах. Какую помощь вы сейчас получаете от государства и существенна ли для вас она?

- Помимо покупки техники, получаем поддержку на племенное животноводство, производство молока, несвязанную поддержку выращивания культур и т.д.

Много стимулирующих программ, но не  во все программы получается попасть. Например, заявились на программу мелиорации земель – поля надо в порядок приводить, особенно запущенные, которые, например, берем в долгосрочную аренду. В прошлом году нас не приняли в эту программу, но надеемся попасть в нее в этом году.

В 2020 году подавали две заявки на строительство дорог. Развивая животноводство, растениеводство, дороги нужны – в поле проехать, на зерноток, по комплексу – не грязь же месить. Тоже не получилось. Обидно, но будем дальше работать.

- Есть ли инвестиционные планы у племзавода на ближайшие годы?

- Прорабатываем строительные проекты, связанные с расширением животноводства. В зерновом хозяйстве планируем построить здания сортировки. Покупка новой техники всегда в приоритете. Но всем говорю – одно дело планировать, иметь возможности, например, финансы, программы поддержки, иметь желание, но если не будет людей – кто это все будет реализовывать? Все-таки, кадры решают все. Если некому будет пахать, сеять, коров доить – грош цена всем нашим планам.

- Как оцениваете ситуацию с кадрами?

- Помимо рабочих специальностей, у нас есть потребность в ветврачах, хороших зоотехниках, квалифицированных бухгалтерах, знакомых с особенностями сельского хозяйства. Надо преодолевать кадровый голод, находить решения. О кадрах для сельского хозяйства надо думать не только нам, но и правительству, и нашим руководителям.

- Вы как практик, наверняка, лучше любого отраслевого аналитика можете сказать, с какими вызовами предстоит справиться сельхозпроизводителям в ближайшем будущем?

- Прежде всего, многие молочные предприятия Ленобласти могут столкнуться с экономическими сложностями. Президент обратил внимание на цены на сахар, муку, растительное масло. Цены заморозили. Но бизнес себе в убыток продавать не будет. Сегодня серьезно поднялись цены на кормовые добавки – жом свекловичный, жмыхи. У многих себестоимость молока резко стала расти. Молзаводы цену на молоко поднимать не могут. Кто-то должен работать в убыток – или мы, или кто-то другой. Пора цены разумно отпустить, иначе где-то неминуемо лопнет.

- Завершая нашу беседу, хочется узнать – насколько трудно на протяжении 10 лет руководить таким крупным передовым предприятием?

- Есть дело, которое мне нравится – и как отрасль, и как бизнес. Есть коллектив единомышленников – люди, с которым я уже много лет работаю, которые поддерживают меня в идеях, планах и их реализации. Поэтому особых трудностей я не ощущаю.

Интервью взяла С.А.Голохвастова

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Траектория развития АПК

Траектория развития АПК

V ежегодный проект делового издания «Ведомости» Аграрный форум России состоялся глубокой осенью 2020 года в прямом эфире из студии «Ведомостей».

Животноводство: устойчивый рост

Животноводство: устойчивый рост

Эксперты Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка подвели итоги развития животноводства в 2020 году, составили рейтинг роста его подотраслей и рассказали, что ждать от них в будущем.

Как кукуруза удваивает рентабельность

Как кукуруза удваивает рентабельность

Сергей Буянов

Казахстан

Наряду с качественным высокопродуктивным поголовьем, залогом успеха в молочном бизнесе является обеспеченность хозяйства кормами собственного производства. Однако в северных и восточных регионах Казахстана, где сосредоточено большинство крупных молочно-товарных ферм, есть существенная проблема – слишком короткое лето не позволяет вызревать кукурузе. Выход из этой ситуации хозяйства находят в технологии плющения зерна.