Траектория развития АПК

Траектория развития АПК

V ежегодный проект делового издания «Ведомости» Аграрный форум России состоялся глубокой осенью 2020 года в прямом эфире из студии «Ведомостей».

Развивая сельские территории

Деловую программу форума открыла панельная дискуссия «Траектория агропромышленного комплекса – на стабильный рост», посвященная обсуждению реализации комплексного развития сельских территорий.

Говоря о реализации госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» в 2020 году, Оксана Лут, заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации, отметила, что ее итоги можно оценить, как позитивные: изменения в целом затронули 4,9 млн человек. Реализация проекта по содействию занятости сельского населения позволит направить на обучение по аграрным специальностям порядка 600 человек и привлечь около 2000 студентов на производственную практику на предприятиях АПК. Еще одним популярным инструментом госпрограммы стала льготная сельская ипотека: благодаря этому механизму свои жилищные условия в 2020 году улучшат около 30 тыс. семей по всей России.

Ирина Жачкина, первый заместитель председателя правления «Россельхозбанка», рассказала, что к середине ноября было выдано 54 млрд рублей сельской ипотеки, при этом заявок получено более 150 тыс. Более половины кредитов оформляет молодежь в возрасте до 35 лет. Это хороший тренд, это как раз и было одной из задач программы – молодежь начинает возвращаться на сельские территории.

Разговор об инфраструктуре и создании комфортной среды для жизни в деревне затронул вопросы дезурбанизации. Был представлен проект будущего российских деревень с современной средой. Спикеры были единогласны в том, что необходимо обеспечить людей, работающих в сельском хозяйстве, достойной жизнью – дорогами, детскими садами, школами, досуговыми центрами, возможностью заниматься спортом, медицинским обслуживанием, услугами банка и почты. Особо было подчеркнуто, что для молодых людей важно жить в деревне не хуже, чем в городе. Развитие инфраструктуры также будет способствовать развитию туристического потенциала.

О формате участия крупного бизнеса в развитии сельских территорий рассказали его представители. Александар Ружевич, генеральный директор Coca-Cola HBC Россия, заверил участников, что важным критерием устойчивого развития компании в России является использование местного сырья – доля закупок сырья у локальных поставщиков достигла 96%.

Ксения Боломатова, заместитель генерального директора «Объединенной зерновой компании», надеется, что их инвестиционная программа поможет в создании новых рабочих мест в сельских территориях.

Экосистема: что это?

Продолжила деловую программу стратегическая сессия «Спрос на высокие технологии: новые цифровые решения в АПК».

Задала тон дискуссии Мария Василькова, старший инвестиционный директор АФК «Система», заявив, что целевое положение АФК – формирование собственной экосистемы «Степь». Это позволит обеспечить прозрачность от поля до конечного клиента.

Продолжила тему Светлана Барсукова, генеральный директор сельскохозяйственного холдинга «Агросила», где проекты цифровизации активно внедряются с 2016 года. Такая экосистема как система бизнес-аналитики позволяет принимать эффективные решения в режиме онлайн.

Любовь Любаева, директор центра развития финансовых технологий «Россельхозбанка», поделилась цифровой экосистемой «Свое фермерство». Основной целевой аудиторией системы являются мелкие фермеры, которым многое недоступно из того, что доступно большим агрохолдингам. Банк видит себя и свою экосистему в качестве проводника цифровых сервисов.

Поддержал тезис о потребности в цифровых инструментах Иван Чепенко, директор компании «Коломенская ягода». По его мнению, если производители программного обеспечения и цифровых систем будут предлагать хорошие решения, клиенты им будут обеспечены.

Юрий Васильков, коммерческий директор Intterra считает, что точное земледелие – это не что-то сложное, заоблачное, космическое, а относительно простая технология, которую может освоить каждое сельхозпредприятие. На основе спутникового мониторинга можно уже завтра начать экономить свой бюджет либо более эффективно использовать ограниченные ресурсы.

Была представлена цифровая система мониторинга применения минеральных удобрений. Максим Заточный, директор по развитию «Фосагро-регион», отметил, что применение цифровых спутниковых технологий и систем мониторинга применения минеральных удобрений открывает возможности для значительного повышения эффективности растениеводства. По словам Анны Кудиновой, генерального директора Exactfarming, дополнительный эффект от применения новой цифровой системы при масштабировании ее на пашню площадью 100 тыс. га может достигать 0,5 млрд руб.

Олег Бондарев, глава фермерского хозяйства «Бифстори», рассказал о решении, которое работает в его хозяйстве на поголовье в 600 голов мясного скота. Проблема ветеринарного обслуживания была решена через применение дистанционного консультирования с ветеринарным врачом. Результат на 100% оправдал ожидания фермера. Как подчеркнула Любовь Любаева, директор центра развития финансовых технологий «Россельхозбанка», телеконсультации ветеринаров – это очевидная вещь, и такой сервис есть у банка.

Константин Дубина, эксперт по внедрению цифровых решений в АПК компании Connectome.ai, представил кейс по рождению телят, реализованный с УК «Дамате». С использованием искусственного интеллекта и видеоаналитики система позволяет с точностью выше 95% отследить начало отела. Ведь если неправильно принять теленка, не обтереть его и не выпоить в течение 40 минут после отела, можно потерять до 10% пожизненной валовой продуктивности.

Алексей Швейцов, коммерческий директор компании «Ростсельмаш», поделился инновационными решениями. Проект компании «Автономная ферма» начался в 2015 году. Его основа – искусственный интеллект и машинное зрение. Автономные машины у компании уже существуют, идут их испытания. Обработка и анализ больших баз данных осуществляется на единой платформе.

Без селекционных и генетических достижений дальнейшие прорывы, наращивание сельскохозяйственной продукции затруднительно. Поэтому Наталья Крашенинник, директор по развитию агробиотех-направления кластера биологических и медицинских технологий фонда «Сколково» рассказала о том, какой у них задел по качественным биологизированным и органическим сельскохозяйственным продуктам.

Любовь Любаева также отметила, что РСХБ хочет привлечь внимание студентов, которые учатся на айтишников, к сфере АПК. Для этого проводится большое онлайн-мероприятие, в котором есть три направления: хакатон, чемпионат Agro Data Science Cup и конкурс идей.

Курс на сильный бренд

Завершила деловую программу форума кейс-сессия «Курс на сильный бренд». Участники кейс-сессии говорили о брендинге как категории и инструменте развития внутреннего продовольственного рынка и экспортных возможностей.

Марина Афонина, директор департамента пищевой и перерабатывающей промышленности министерства сельского хозяйства Российской Федерации, рассказала, что для поиска и продвижения региональных брендов министерством сельского хозяйства была разработана комплексная программа, состоящая из четырех этапов. Это – поиск брендов, обучение их развитию, демонстрация результатов, а также оказание помощи производителям региональных брендов.

Продолжил тему Дмитрий Макаркин, директор департамента инноваций и управления изменениями компании «Прогресс»: «Мы помогаем нашим поставщикам, фермерам, обеспечить то качество сырья, особенно сельскохозяйственного сырья, которое нам нужно: вместе изучаем земли, привлекаем агрономов, закупаем оборудование по измерению, обучаем их сотрудников».

О том, что более 40% всех контрактов – это региональные контракты, рассказал Михаил Гаврилов, директор по операционно-форматному управлению категорийным менеджментом компании «Магнит».

Как построить полноценный бренд и вывести за пределы региона, поделилась Анна Луканина, управляющий партнер Depot и президент Ассоциации брендинговых компаний России (АБКР): «Основным потребительским атрибутом исторически является привязка к географическим и культурно-историческим ценностям региона. Сейчас происходит смена паттернов потребления, когда мы получаем положительный эмоциональный эффект, мы имеем привязку к продукту, к бренду до такого уровня, когда становимся практически евангелистами».

Наталья Яфизова, директор по маркетингу группы «Продо», рассказала, какие маркетинговые инструменты помогли бренду «Омский бекон» покорить Сибирь: «Любой глобальный тренд рождает антитренд, глобализация рождает запрос на локализацию. Мы поняли, что наша стратегия – это диджитал, мы пошли в интернет, создав новое направление, музыкальный контент, куда мы интегрировали наш бренд и наши продукты».

Об экспортном опыте отечественной продукции рассказала Ирина Климова, руководитель департамента маркетинга ГАП «Ресурс»: «Мы начали с адаптации бренда, внесли изменения в упаковку, добавили традиционный узор, изменили формат, разработали китайский нейминг. В 2019 году в Шанхае представили бренд и собрали множество положительных отзывов. Дальше встал вопрос, какими инструментами пользоваться для продвижения – приняли решение, что пойдем в WeChat».

Сергей Мартусевич, консультант по маркетинговым стратегиям Mildberry считает, что нужно выходить в высшую лигу, не бояться конкурировать с сильными брендами. В стратегии бренда должна быть человекоцентричность и отличие от других брендов.

Дарья Лащенко, заместитель генерального директора по маркетингу УК «Дамате»: «Быть федеральным брендом – это значит играть по определенным правилам. Мир меняется, мы должны постоянно поддерживать интерес потребителя, предлагать ему что-то новое, более удобное, интересное».

Также в рамках кейс-сессии выступили представители региональных брендов, участвующие в конкурсе министерства сельского хозяйства Российской Федерации «Вкусы России». Спикеры рассказали о становлении своих региональных брендов и потребностях, которые у них возникают уже сегодня.

Завершила сессию Елизавета Волошанина, директор департамента взаимодействия с потребительским рынком Роскачества, рассказав о важности знака качества: «В данный момент Роскачество работает уже с 51 регионом. Мы запустили новый проект «Рейтинг Роскачества», исследовали более 6000 товаров, проверили 140 категорий. Все исследования проходят в аккредитованных лабораториях. На данный момент уровень доверия к знаку 78%».

До встречи в ноябре на VI ежегодном проекте Аграрный форум России 2021!

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Что ждет молочный сектор?

Что ждет молочный сектор?

О вызовах и возможностях в молочной отрасли мы беседуем с генеральным директором СОЮЗМОЛОКО Артемом Беловым.

Фермерский продукт: продать и заработать

Фермерский продукт: продать и заработать

А.М.Голохвастов

генеральный директор

А.В.Пекшина

маркетолог

ООО «Агриконсалт»

На фоне возросшего интереса к правильному питанию и здоровому образу жизни в Санкт-Петербурге и Ленинградской области отмечается высокий спрос на натуральную, качественную фермерскую продукцию.

Олег Сергиенко: «Качество – это ежедневная работа»

Олег Сергиенко: «Качество – это ежедневная работа»

Совхоз «Красногвардейский» был организован в 1966 году путем слияния птицефабрики и совхоза. Основным видом деятельности было и до сих пор остается молочное животноводство.
Интервью с директором АО «Племенной завод «Красногвардейский»
Олегом Николаевичем Сергиенко о том, как быть первыми, не гнаться за показателями, а выигрывать в экономике и качестве.