Ценная органика или отходы производства?
Вопросы экологической безопасности и соблюдения требований охраны окружающей среды касаются всех сфер и отраслей экономики, в том числе и сельского хозяйства. Сейчас законодательство РФ в области охраны природы относит навоз и помет к отходам производства и устанавливает требования, которые не позволяют использовать эти вещества в хозяйственном обороте. Сами сельхозтоваропроизводители расценивают навоз и помет как ценное сырье – органическое удобрение, либо как товар, который можно продать. Проверяющие органы – как источник вреда окружающей среде, и поэтому вменяют в обязанность выполнение требований законодательства в сфере обращения с отходами. Штрафы по результатам только одной проверки нередко достигают десятков миллионов рублей. Это может быть плата за неправильное ведение учета, санкции за отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений на продукты переработки навоза. Такой подход угрожает экономической стабильности предприятий и негативно отражается на добросовестных сельхозтоваропроизводителях.
Противоречивая практика
Животноводческие предприятия фактически оказались заложниками неопределённого регулирования из-за различного толкования Закона «Об отходах производства и потребления» и Закона «Об охране окружающей среды». Так, в соответствии с официальными разъяснениями Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, в случае отнесения навоза, помета, других органических веществ и материалов, образуемых в животноводстве, к продукции и использования их в качестве промежуточных (побочных) продуктов, на них не распространяются требования природоохранного законодательства. Однако на практике разъяснения профильных министерств не принимаются во внимание Росприроднадзором. А судебные органы при обжаловании действий контрольно-надзорного органа выносят противоречивые судебные акты – то признают продукцию жизнедеятельности сырьем или побочной продукцией, то – отходом, подлежащим учету, поскольку он внесен в Федеральный классификационный каталог отходов.
Новый закон – в помощь
В конце 2021 года в Совет Федерации поступили многочисленные обращения руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о необходимости совершенствования механизмов законодательного регулирования сферы обращения с отходами животноводства. Для решения проблемы сенаторы совместно с наукой и отраслевыми объединениями животноводов подготовили проект федерального закона № 47435-8 «О продуктах жизнедеятельности сельскохозяйственных животных и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Его цель – формирование отдельного специального регулирования обращения продуктов жизнедеятельности сельскохозяйственных животных (навоза и помета) и исключения этого объекта из под действия законодательства об отходах производства и потребления. Условие – указанный объект должен использоваться как удобрение или являться сырьем для производства органического удобрения для повышения плодородия почв. Законопроект вводит определения таких продуктов, а также регулирует их обработку, транспортировку, хранение и обращение. Планируется, что на продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных может возникать право собственности, что облегчит их дальнейший оборот и использование.
Важно, что обращение навоза больше не будет регулироваться законодательством об отходах производства и потребления, о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами, а также законодательством об охране окружающей среды.
Таким образом, законопроект устанавливает, что продукты жизнедеятельности животных не являются ни отходами производства, ни биологическими отходами. Тем самым он снимает накопившиеся противоречия в законодательстве, в том числе в применении законов «Об отходах производства и потребления» и «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Какие шаги делаются сельхозпредприятиями для повышения экологической безопасности, читайте в этом номере журнала.