Рынок органической продукции в России пока лишь развивается, однако продукты органик пользуются все большим спросом. Чем они отличаются от «эко» и «био» и как сделать так, чтобы покупатель имел возможность покупать по-настоящему качественные продукты, рассказал Сергей Бачин, председатель совета директоров компании «Агранта» и собственник входящего в компанию агрохолдинга «АгриВолга».
- «АгриВолга» занимает первое место в стране по производству органической молочной и мясной продукции. Как вы к этому пришли?
- Началось все с мыслей о качестве в сфере питания. В 90-е годы я много времени провел за рубежом, в том числе в США, познакомился с обширным рынком пищевой продукции. Проанализировав ситуацию, я понял, что сегмент органики станет бизнес-привлекательным.
Так в 2007 году был создан сельскохозяйственный холдинг «АгриВолга». Мы приобрели в Угличском районе Ярославской области 15 колхозов. В первые 2-3 года были разработаны внутренние стандарты, которые ориентировались на полное исключение химии при производстве. С 2007 года ни один гектар земли «АгриВолги» не знал минеральных удобрений, гербицидов, пестицидов. Сейчас из 115 тысяч гектаров 30 тысяч используется под органическое сельское хозяйство, 85 тысяч гектаров – под неорганическое сельское хозяйство.
Мы направили усилия не только на создание органического производства и переработки, но и на формирование в России органического законодательства. И вот появился российский закон об органическом производстве, он вступил в силу в 2020 году.
- А почему вы выбрали именно Ярославскую землю для развития органического сельского хозяйства?
- Тут очень много составляющих. Органике нужны менее плодородные почвы и более суровые климатические условия, где и вредителям тяжело. Вот почему органике интересны земли средней полосы. Второй важный момент – животные. В органическом сельском хозяйстве корова должна уметь выживать, ведь ее запрещено лечить антибиотиками. Это должно быть сильное, здоровое животное с хорошей иммунной системой. Такой является ярославская порода, способная долго жить в тяжелых условиях.
- В чем главные принципы органического сельского хозяйства?
- Главные принципы органики – отсутствие любых химических веществ в растениеводстве и животноводстве. Животные на наших фермах имеют вольный выпас, свободно передвигаются по ферме, не испытывают стресса, реже болеют. И все это законодательно регулируется.
- «АгриВолга» начала не только производить, но и перерабатывать органику!
- Да, мы с самого начала предполагали, что будет не только производство, но и переработка. К тому же мы производим не только молоко и мясо, но и много кисломолочных продуктов и сыра. А еще производство колбас и другой мясной продукции. Все это требует мощностей, причем они должно быть чистыми, для переработки органической продукции.
Через несколько лет активного развития органики мы приняли осознанное решение, что интересно заниматься еще и неорганическим бизнесом. Лучшее, что можно делать в неорганическом сельском хозяйстве, – производить молоко, кисломолочные продукты, сыры максимально натуральными, без всяческих добавок или заменителей.
- Какие породы животных вы используете в органическом производстве?
- В нашем органическом хозяйстве около 3500 голов мясного крупного рогатого скота, около 2500 голов молочного скота, около 6000 овец, а также около 400 коз тоггенбургской породы.
Мясная порода – абердино-ангусская, огромные безрогие животные. Черный ангус – самая популярная мясная порода КРС. Считается, что мясо абердин-ангусских коров превосходит по вкусу и качеству любую другую породу. Ангусы непритязательны, у них сильный иммунитет. И есть важный момент: мы не занимаемся зерновым откормом, только травяным. На травяном откорме корова растет медленнее, в естественном темпе. Мы не стремимся к мраморности мяса, наша цель – качественный вкус. Вот почему наше мясо можно есть без соуса – оно вкусно само по себе.
В молочном животноводстве мы используем ярославскую породу и джерси – это здоровые животные с хорошим иммунитетом, они дают вкусное жирное молоко.
- Органическая баранина – довольно редкий на рынке продукт. А какие породы овец вы разводите?
- Мы используем романовскую породу и дорсет. Эти породы хороши не только для органики. И вот почему. У овец есть особенность – они не полиэстричны: овца может приносить потомство только один раз в год. А чтобы получить качественную баранину, насыщенное, но не жирное мясо без привкуса, нужен десятимесячный ягненок. Если овцы дают потомство только раз в год, десятимесячный ягненок не всегда есть, поэтому у поставщиков плавает качество баранины – они берут животных другого возраста.
И только романовская порода может производить потомство круглый год. При этом потребительские качества мяса романовской овцы средние. А вот дорсет – это мясная порода. Канадцы установили, что скрещивание романовки и дорсет приводит к гарантированно мясному потомству, и круглый год можно получать десятимесячных ягнят. У нас сейчас два стада дорсет и около 10 стад романовки. «АгриВолга» единственная компания в России, имеющая такие два больших стада дорсет. Мы держим их отдельно, но, когда нужно товарное потомство, скрещиваем. Поэтому у нас всегда в наличии десятимесячная баранина, всегда одинаково высокого качества и вкуса.
- Менее чем за год «АгриВолга» освоила производство органических продуктов из козьего молока. Что это за продукция?
- Мы заметили, что в наших магазинах «Органик Маркет» есть большой спрос на козьи продукты. И решили удовлетворить этот спрос. В 2021 году закупили тоггенбургских коз – это старейшая швейцарская порода, выносливые и неприхотливые животные, которым комфортно в российском климате. Мы начали выпускать пастеризованное козье молоко, а затем в 2022 году освоили выпуск сыров из козьего молока.
- Есть ли у вас продукт, которого не встретишь у ваших конкурентов в органике?
- Угурт. Этот продукт родился в ходе наших попыток сделать йогурт. У нас не получалась матрица. Наконец, мы поняли, что йогурт привычной кондиции можно сделать только с добавлением сухого молока. Но в органике не используется сухое молоко. Мы остались верны своим принципам. И сделали свой продукт – угурт, а название родилось от скрещения названия города Углич и слова «йогурт».
- Каковы итоги производства органической продукции за 2022 год?
- В 2022 году сельскохозяйственный холдинг «АгриВолга» улучшил показатели по производству органического продукции из молока на 5-6%. Динамика связана с популяризацией органики, спросом и продвижением в торговых сетях.
В 2022 году мы произвели и реализовали 1940 тысяч тонн молочной органической продукции, и 735 тысяч тонн мясной органической продукции.
- Вы взаимодействуете с ритейлом, в том числе в разработке органических СТМ?
- Мы производим 40% органической мясной и молочной продукции в России. Поэтому естественно, что те торговые сети, которые хотят сделать свою органическую СТМ, обращаются к нам. Мы делаем продукцию для сетей «Азбука вкуса, для федеральной торговой сети «Перекресток», для интернет-сетей доставки продуктов «Экомаркет» и «Самокат». Работаем с ритейлом по созданию СТМ только при условии, что будет сохранен высокий уровень качества.
- Ваш коллектив – настоящая звездная команда, которая двигает развитие органики вперед. Кто эти профессионалы?
- Да, с такими серьезными задачами может справиться только сплоченная профессиональная команда. Она не просто знает свое дело, но и разделяет наши ценности.
Наша команда – это и наши партнеры, специалисты ВНИИМС (Всероссийский НИИ маслоделия и сыроделия) и ФГБНУ «Экспериментальная биофабрика». В экспериментальном цехе ВНИИМС производятся органические сыры «АгриВолги». А биофабрика сохраняет большую микробиологическую коллекцию заквасок, культур, которые и создают тот самый настоящий вкус сыра, сметаны.
- В чем самые основные трудности развития сектора органики сегодня?
- Самая главная сложность – не информированность населения, чем пользуются маркетологи, вводя людей в заблуждение. А ритейлу невыгодно выделять на полке органику – у нее оптовая цена выше, чем у продукции «био» и «эко», а продажная – одинаковая. То есть у сетей нет желания образовывать население, а у органиков не хватает сил на это. Нужны инвестиции, специальные программы. Мы ведем просветительскую работу, но системно этого не происходит.
- Может быть, в России надо урегулировать этот момент законодательно?
- Я считаю, что да. Надо быть честным. Нужно, чтобы хотя бы эти три термина – «органик», «био», «эко» – были уравнены между собой, чтобы к ним предъявлялись одинаково строгие требования, принятые в органике.
Мы говорим о важности поддержки органического производства со стороны государства. Безусловно, любые субсидии хороши. Но важнее сейчас не производство, а сбыт. Покупатели – это те люди, которые и так платят премию – так пусть они платят ее за реальный результат, а не за маркетинговые ухищрения. Вот в этом направлении должна идти просветительская и законодательная работа.
- Какие главные стратегические цели ставите перед собой в сфере развития органики?
- Мы ставим цели не только в органике, но и в целом в молочном направлении, в качественном молокоперерабатывающем бизнесе. Российский потребитель заслуживает продукцию самого высокого качества. Я бы всеми силами стремился к тому, чтобы замещать ширпотребную продукцию качественной. Это интересно, и это рационально с финансовой точки зрения.
По материалам агентства «Прайм»