Ветеринарный университет: миссия выполнима!

Ветеринарный университет: миссия выполнима!

О том, как выбрать профессию, «вербовать» будущих абитуриентов, почему нужны «целевики», чем увлечь студентов беседуем с ректором Санкт-Петербургского государственного университета ветеринарной медицины (ФГБОУ ВО «СПбГУВМ»), профессором, доктором ветеринарных наук, членом-корреспондентом РАН Кириллом Владимировичем Племяшовым. 

- Кирилл Владимирович, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в профессию?

- С детства у меня было две привязанности – море и собаки. Как настоящий ленинградский мальчишка, я занимался в школе юнг при Дворце пионеров, участвовал в международных парусных регатах, хотел посвятить свою жизнь морю. Одновременно интересовался кинологией, занимался в клубе служебного собаководства ДОСААФ. Когда настало время выбирать профессию, посоветовался с отцом, он сказал: «Иди-ка ты лучше коровам хвосты крутить!». Так мой выбор пал, как казалось, на более надежную специальность – ветеринарную медицину.

Моя профессия, да и вся жизнь связана с ветеринарией, а море, море – это хобби.

- Огромный жизненный период связывает Вас с СПбГУВМ – здесь вы учились, закончили аспирантуру и работаете уже на протяжении 25 лет. Каковы этапы вашей биографии?

- В 1991 году поступил в Ленинградский ветеринарный институт, который окончил в 1996 году по специальности «Ветеринария», получил квалификацию ветеринарный врач. В том же году поступил в заочную аспирантуру на кафедру акушерства.

Практически вся моя трудовая деятельность связана с СПбГУВМ. С 1997 по 2013 год я занимал разные должности: ассистента, доцента, профессора и заведующего кафедрой ветеринарного акушерства и гинекологии. Здесь получил ученую степень кандидата ветеринарных наук, степень доктора ветеринарных наук, звание профессора РАН и член-корреспондента РАН.

С июня 2021 года был назначен врио ректора, а с октября 2022 года – ректором ФГБОУ ВО «СПбГУВМ». Также продолжаю заведовать кафедрой акушерства и оперативной хирургии.

- И всё-таки на пять лет вы уходили в другую организацию?

- С 2013 по 2018 год работал директором ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт генетики и разведения сельскохозяйственных животных» (ВНИИГРЖ). Здесь глубоко освоил вопросы генетики животных, стал неплохим специалистом в этой области. Но альма-матер не оставил, работал по совместительству заведующим кафедрой, то есть я университет никогда не бросал.


- Параллельно с работой вы получили еще и специальность юриста, с чем было связано такое решение?

- Еще в аспирантуре я понял, что хочу быть руководителем, мне это интересно. А для этого необходимы дополнительные знания. Выбрал специальность юриста, потому что считаю, что юридическое образование раскладывает все по полочкам в голове. Вот и закончил в 2002 году Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права, получив квалификацию юриста по специальности юриспруденция.

- Как ребятам из села поступить в ваш университет?

- Сейчас подача документов очень упрощенная. Через Госуслуги можно удаленно, в цифровом формате подать документы из любого уголка нашей страны. Если в регионе, где проживают будущие абитуриенты, есть предприятия с участием государства, имеется возможность поступить по целевому набору. Также сельскохозяйственные предприятия могут готовить для себя специалистов, отправляя стипендиатов на учебу, так называемых целевиков. Стоит обучение недорого. В таких случаях конкурс на поступление ниже, и абитуриенту легче поступить к нам. Только потом молодой специалист должен отработать 3-5 лет на отправившем его на учебу предприятии.

Мы считаем, что это хорошая форма сотрудничества с работодателями. Государственные предприятия и бизнес тоже имеют право и возможность принимать участие в подготовке для себя квалифицированных кадров. Системная работа в этом направлении, поиск будущих специалистов уже на школьной скамье позволят обеспечить себя кадрами.

- Университет тоже ищет абитуриентов в школах?

- Конечно, мы ездим по школам, рассказываем об университете, о наших специальностях. Был случай, когда из одной только школы к нам поступило сразу 8 человек!

Мы отремонтировали наши музеи, постоянно проводим экскурсии, чтобы привлечь молодых людей, это тоже элемент профориентации. Не побоюсь этого слова – абитуриентов надо вербовать! И предприятиям тоже. Чем выше у нас будет конкурс, тем выше уровень абитуриентов, студентов, и, следовательно, будущих специалистов. У нас в университете проходной балл по предмету – 80, и это очень высокий балл по сравнению с другими профильными образовательными учреждениями.

- Университет имеет давнюю историю. Что представляет из себя университет сегодня?

- Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины – старейшее учебное заведение и родина высшего ветеринарного образования в России. Вуз имеет богатую историю, а в 2023 году он отмечает 215-летие со дня основания. Именно здесь в XIX веке было положено начало высшему ветеринарному образованию в нашей стране.

Сейчас СПбГУВМ – передовой вуз и крупный научный центр. Сложившиеся в течение столетий научно-педагогические школы университета позволяют на высоком уровне осуществлять как учебный, так и научный процессы. В университете работает коллектив ученых, признанных не только в России, но и за рубежом. Более 80% профессорско-преподавательского состава имеет ученые степени и звания.

Университет является членом Европейской ассоциации учреждений ветеринарного образования. Также имеет сертификат общественно-профессиональной аккредитации кластера программ «Ветеринария и зоотехния», который свидетельствует о соответствии образовательного процесса европейским стандартам качества образования ESG-ENQA. Совершенствование образовательной деятельности учитывает результаты анализа учебных программ ведущих вузов Европы (Германии, Франции, Италии, Польши, Эстонии).

Так что наши выпускники имеют очень высокую квалификацию. Стоит заметить, что около 99% специалистов высшей квалификации в сфере ветеринарии Ленинградской области и Северо-Западного региона РФ являются выпускниками СПбГУВМ.

- На каких факультетах проводится обучение?

- В университете осуществляется подготовка специалистов на факультете ветеринарной медицины, бакалавров и магистров – на факультетах ветеринарно-санитарной экспертизы, биоэкологии и водных биоресурсов и аквакультуры. Ведется подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре по программам «Ветеринария и зоотехния» и «Биологические науки».

В настоящее время на 4 факультетах и 23 кафедрах университета обучаются почти 3000 студентов и аспирантов.


- Как вы оцениваете уровень лабораторного оснащения?

- Университет располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки студентов и аспирантов. Исследовательская работа проводится в лабораториях бруцеллеза и туберкулеза животных, паразитологии, экологии, гистологии, ихтиопатологии, ветеринарно-санитарной экспертизы и других. Лаборатории постоянно пополняются и обновляются современным оборудованием. Спланированы мероприятия по созданию, техническому оснащению экологической и токсикологической лабораторий.

Нам выделен участок земли рядом с существующими учебными корпусами, на котором с нуля будет строиться ветеринарная клиника. Хотя одна университетская клиника у нас уже есть, и там студенты проходят практику. До конца года закончим ремонт одного из учебных корпусов. Так что в планах – создание единого учебно-лабораторного комплекса.

- Трудовая деятельность начинается с практики?

- Учебная и производственная практики проходят как в профильных организациях, так и в структурных подразделениях университета. Например, в 2022 году было заключено 473 договора с профильными организациями, в т.ч. 113 – с учреждениями государственной ветеринарной службы, 95 – с предприятиями АПК, 190 – с ветеринарными клиниками, 13 –с ветеринарными лабораториями, 20 – с научными учреждениями. Также университет заключает договора по прохождению практики с профильными учреждениями за пределами Российской Федерации.

Два студенческих отряда, организованные в университете, выезжают на трудовой семестр в организации, связанные с ветеринарией, сельским хозяйством и экологией.

- Куда идут работать выпускники?

- Одним из важнейших показателей высшего учебного заведения является процент выпускников, трудоустроенных по специальности. У нас этот процент высокий, что достигается благодаря сотрудничеству университета с предприятиями агропромышленного комплекса, государственными и негосударственными ветеринарными учреждениями, выступающими в качестве работодателей. Большую работу проводит отдел содействия трудоустройству выпускников. Мы проводим Дни открытых дверей, где представители предприятий могут общаться с будущими выпускниками. Просим предприятия делать о себе презентационные фильмы, чтобы «увлечь студентов своими возможностями. Работодателю надо себя рекламировать, но и данное слово затем держать.

Наши выпускники востребованы ведущими предприятиями страны, такими как «Мираторг», «Роскар», концерн «Детскосельский», многими другими государственными и негосударственными предприятиями, также научными учреждениями. А это показатель уровня и качества образования, получаемого в университете.


- Какие в университете существуют возможности для получения дальнейшего образования?

- Основными формами подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации являются аспирантура и докторантура. В аспирантуре подготовка проводится по двум направлениям – «Ветеринария и зоотехния» и «Биологические науки», включающим в себя 11 профилей.

Выпускники аспирантуры, как правило, продолжают трудовую деятельность в стенах нашего вуза, а также имеют востребованность на рынке труда среди предприятий агропромышленного комплекса.

Развивается и отдел дополнительного образования, где обучаются слушатели из государственных учреждений, акционерных обществ и других организаций, в том числе студенты, обучающиеся по программам высшего образования.

- На что направлена научно-исследовательская деятельность?

- Весь профессорско-преподавательский состав участвует в НИР, студенты пробуют себя в научно-исследовательской работе в рамках НИРС. Многие результаты НИР внедряются в практику.

В университете сложилось и развивается 14 крупных научных направлений и школ, возглавляемых ведущими специалистами страны. Научно-исследовательская деятельность университета ведется по основным научным направлениям, которые отвечают приоритетным направлениям развития науки и сельского хозяйства. Например, Школа ветеринарных хирургов под руководством профессоров Б.С.Семенова и А.А.Стекольникова изучает применение физических методов и анальгетиков в комплексном лечении животных с хирургической патологией. Школа ветеринарных акушеров и гинекологов под моим руководством ведет исследования патологии беременности и послеродовых осложнений и нарушений формирования полового цикла у коров. Школа микробиологов и вирусологов под руководством профессора А.А.Сухинина занимается усовершенствованием диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней. Есть Школы физиологов, фармакологов, ветеринарных анатомов, эпизоотологов, ветсанэкспертов и другие.

Университетом выигран грант Министерства образования РФ на создание страртап-студии для студентов и сейчас у нашей талантливой молодежи есть уникальная возможность воплотить в жизнь свои смелые, интересные и перспективные идеи.

Университет ведет большую научную работу по повышению генетики отечественных стад совместно с сельскохозяйственными предприятиями региона. Одним из примеров такого научного сотрудничества является уникальный проект по созданию селекционно-генетического центра на сельхозпредприятии «Бугры».

- Как вы сотрудничаете с зарубежными странами?

- Университет имеет большой опыт подготовки иностранных студентов. У нас обучаются молодые люди из 21 государства – из Индии, Казахстана, Эстонии, Финляндии, Марокко и др., их численность составляет порядка 80 человек. Мы планируем и дальше увеличивать контингент обучающихся в университете иностранных студентов, аспирантов и докторантов. Также будем расширять практику обмена студентами, преподавателями и научными работниками с ведущими вузами мира.

Приглашали и будем приглашать зарубежных ученых с целью развития перспективных научных направлений. Будем и дальше регулярно участвовать в деятельности различных международных организаций и ассоциаций. Наша цель - это неизменное перспективное развитие вуза. Мы стараемся идти в ногу с развитием современных технологий и требований реального сектора экономики. Хотим и дальше быть ведущим ветеринарным вузом России, признанным на международном уровне.

- Расскажите о цифровой трансформации высшего образования на примере вашего университета.

- Цифровая трансформация высшего образования позволяет расширять границы образовательного пространства за счет внедрения и использования электронных учебников и программ, онлайн-курсов, электронных библиотек, присоединения вузов к проекту «Национальная платформа открытого образования». Цифровая трансформация образования рассматривается как процесс перевода аналоговой образовательной среды образовательного учреждения в цифровую среду. Благодаря цифровой трансформации создается цифровой двойник вуза, существующий в интернет-пространстве.

- В качестве заключения – на что ориентировано образование в университете?

- На всероссийском совещании с ректорами подведомственных вузов, которое проходило в стенах нашего университета, министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев подчеркнул роль отечественного аграрного образования. «Знания и навыки, которые студенты приобретут в процессе обучения, станут платформой для дальнейшего развития отрасли и повышения качества продукции АПК, которую знают и любят во всем мире. Мы должны сделать эту платформу прочной, но одновременно гибкой, способной оперативно реагировать на изменяющиеся условия», – отметил Дмитрий Патрушев.

Наша задача – обеспечивать ветеринарное благополучие в стране, эпизоотическое благополучие, делать все для не распространения болезней, одинаковых для животных и человека, обеспечивать здоровье животных.

Образование в нашем университете направлено на обеспечение инновационного развития сельскохозяйственной отрасли и науки путем повышения качества подготовки специалистов. Мы делаем все для того, чтобы наши выпускники могли эффективно и успешно работать в условиях быстро меняющегося мира.



Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Суверенитет в приоритете

Суверенитет в приоритете

На ежегодной конференции «Агротренды России 2022-2023» были представлены стратегические тренды, обзоры товарных агрорынков, новые меры господдержки АПК, новации, которые будут внедряться лидерами отрасли.

Особые зоны для производства семян

Особые зоны для производства семян

И.А.Лобач

президент НАПСКиП

М.В.Самусь

исполнительный директор НАПСКиП

По мнению экспертов Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и подсолнечника (НАПСКиП), отечественным семеноводам необходимо сформулировать предложения по внесению поправок в закон «О семеноводстве», максимально учитывающие интересы производителей семян. Обязательным условием для производства конкурентоспособных семян является создание специальных семеноводческих зон.

Сбор ягодоводов

Сбор ягодоводов

В Санкт-Петербурге состоялась VI Международная конференция «Ягоды России 2023». Организаторами мероприятия выступили Ягодный союз и информационное агентство «FruitNews».