Вступил в силу закон о побочных продуктах животноводства. Кого коснется новый закон, какие требования предъявляет он к животноводам, куда сообщить, что навоз и помет – это побочные продукты животноводства, будут ли штрафовать за нарушения и другие нюансы регуляторики объяснили в Союзмолоко и Milknews.
Кого это коснется?
Президент РФ подписал Федеральный закон «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 14.07.2022 № 248-ФЗ, который вступил в силу 1 марта 2023 года.
Новый закон распространяется на правоотношения по обращению с навозом и пометом, которые возникают у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ИП) и крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ). Он не распространяется на личные подсобные хозяйства, которые могут ориентироваться в своей деятельности на требования закона и подзаконных актов, но, чтобы полноценно применять эти нормы, им нужно перейти в статус ИП или КФХ.
Требования не распространяются на случаи содержания животных в условиях круглогодичного или сезонного пастбищного содержания. Проблема обращения навоза и помета, решаемая законом, стоит только перед хозяйствами, где концентрируются, собираются и перерабатываются побочные продукты животноводства.
Что теперь будет?
Согласно новому закону, сельхозпроизводители получили право самостоятельно принимать решение, что делать с навозом и пометом. Если они не будут перерабатывать навоз и помет, то обращение с этими веществами будет контролироваться законом «Об отходах производства и потребления», а это значит, надо будет вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Если же навоз и помет перерабатываются для использования в сельхозпроизводстве, тогда они признаются побочными продуктами животноводства и обращение с ними регулируется уже новым законом и соответствующими постановлениями правительства. Главное, что в этом случае навоз и помет уже не считаются отходами и плату за негативное воздействие вносить не нужно.
Как было раньше?
Причиной принятия закона стала правовая неопределенность при отнесении навоза и помета сельхозживотных то ли к отходам производства III–V класса опасности, то ли к продукции для повышения плодородия почв.
С одной стороны, существовали разъяснения Минсельхоза и Минприроды, согласно которым, если предприятие перерабатывает навоз в органические удобрения по всем стандартам и техническим условиям, то не нужно лицензировать эту деятельность и платить за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку в этом случае де-факто навоз не является отходом. С другой стороны, была точка зрения Росприроднадзора, согласно которой навоз в любом случае признается отходом, а значит, нужно получать лицензию и вносить плату за вредное воздействие на окружающую среду. В противном случае хозяйство может быть оштрафовано.
А что в мире?
Навоз и помет исключены из Директивы ЕС по отходам — они регулируются отдельно как «побочные продукты животноводства» (animal by-products). При этом свежий навоз может вноситься в почву без предварительной обработки, но с соблюдением установленных регламентов и агротехнических требований.
Те же правила действуют и в Великобритании. При этом в стране установлены достаточные требования к безопасности, которые не приводят к существенным расходам: минимальные расстояния от водных источников (хранение/внесения); ограничения на периоды внесения и места внесения (зима, заснеженная или замороженная почва); нормативы внесения навоза (по массе) в зависимости от выращиваемых культур.
В США навоз и помет регулируются отдельно. Они могут вноситься в почву без обработки в следующих случаях:
- если вносится на поля, где выращивается культура, не предназначенная для потребления в пищу человеком;
- если вносится в почву не менее чем за 120 дней до сбора урожая, если съедобная часть растения касается почвы;
- вносится в почву не менее, чем за 90 дней до сбора урожая, если съедобная часть растения не касается почвы.
Как оформлять документы?
О побочных продуктах животноводства сельхозпроизводители должны будут уведомлять территориальное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Уведомление на период использования и реализации побочных продуктов животноводства с 1 марта по 31 декабря 2023 года направляется до 1 мая 2023 года. С 1 марта 2023 года уведомление подается лично, посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, а с 1 марта 2024 года будет возможно подать уведомление в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг». Уведомление будут регистрировать в течение трех рабочих дней после поступления.
Контроль соблюдения обязательных требований при использовании побочных продуктов животноводства на сельхозземлях, установленных правительством РФ (постановление от 31 октября 2022 года № 1940), будет осуществляться территориальным управлением Россельхознадзора.
Как хранить?
Места хранения (а заодно и обработки, переработки) побочных продуктов животноводства – это специализированные площадки, оборудованные в соответствии с требованиями Постановления № 1940. Такие площадки могут быть, например, бетонированными, выполнены из герметично сваренных пленочных материалов, также это может быть площадка с глиняной подушкой толщиной не менее 20 см. Главное, чтобы эксплуатация такой площадки не приводила к загрязнению окружающей среды, в том числе попаданию загрязняющих веществ в водоносный горизонт. Переполнение также не допускается. К оборудованию специализированных площадок не установлены технические требования. Допускается пользоваться техническими требованиями к оборудованию специализированной площадки, указанными в РД АПК, а также строительных нормах и правилах.
Фактически процесс хранения побочных продуктов животноводства одновременно является и процессом обработки, потому что одним из наиболее распространенных способов переработки является компостирование или выдерживание. То есть после закладки на хранение сразу начинается процесс переработки. Практика сельхозпроизводства такова, что срок переработки зависит от сезонных факторов, поскольку удобрения в почву вносятся два раза в год: весной и осенью. Обычно компостирование длится около 5-6 месяцев.
Кто-то выбирает более быстрый способ. Тогда используется специальная техника и оборудование. За счет перемешивания происходит ускорение процесса компостирования, и срок переработки сокращается до 1,5-2 месяцев.
Самое главное – изготовитель должен подтвердить, что его продукт готов для внесения, проверив его в лаборатории на показатели, которые установлены в подзаконных актах.
Технологию и сроки переработки навоза нужно отразить в технических условиях, утверждаемых на предприятии. Каких-либо согласований для этих ТУ – при условии, что они не противоречат требованиям закона – не нужно.
Как перерабатывать?
Основные способы переработки побочных продуктов животноводства упомянуты в постановлении правительства от 31 октября 2022 года № 1940. К ним относится выдерживание, компостирование и переработка с применением специальных препаратов. Способ переработки для себя определяет каждый владелец животных самостоятельно.
В нормативном регулировании установлены показатели безопасности к переработанному продукту. Главное - исключить превышение по тяжелым металлам и патогенной микрофлоре. Таким образом, какой бы способ животновод ни выбрал, он должен достичь показателей безопасности. Чтобы подтвердить соответствие показателям безопасности, нужно провести исследования в аккредитованной лаборатории и запротоколировать их. Причем это необходимо сделать до внесения веществ в почву.
Какие штрафы?
16 февраля 2023 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий штрафы за несоблюдение требований при обращении с побочными продуктами животноводства (Статья 10.8.1 КоАП РФ).
Несоблюдение требований к обращению ППЖ при хранении, транспортировании, обработке, переработке и реализации повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 30 тыс. до 40 тыс. рублей, на индивидуальных предпринимателей – от 50 тыс. до 60 тыс. рублей, на юрлиц – от 250 тыс. до 350 тыс. рублей. Или административное приостановление предпринимательской и юридической деятельности на срок до 90 дней.
Повторное правонарушение в течение года грозит штрафами для должностных лиц – от 40 до 50 тыс. рублей, для предпринимателей – от 60 до 70 тыс. рублей, для юридических лиц – от 350 до 450 тыс. рублей. Или административное приостановление предпринимательской и юридической деятельности на срок до 90 дней.
Однако самым серьезным риском финансовых потерь могут стать факты нарушения установленных требований к подготовке и использованию побочных продуктов, так как фиксация таких фактов приведет к отнесению побочных продуктов к отходам со всеми вытекающими последствиями (статья 6 ФЗ №248).
Где брать информацию?
Минсельхоз России при участии Союзмолоко и других животноводческих союзов подготовил комментарии касательно наиболее популярных вопросов обращения с побочными продуктами животноводства.
Россельхознадзор собирает все документы, касающиеся нового закона, на отдельной странице своего официального сайта.
Помимо этого, ВНИИЗЖ и ИАЭП – филиал ФГБНУ ФНАЦ ВИМ предложили сельхозпроизводителям комплекс услуг: от разработки проекта технических условий на побочные продукты животноводства до получения экспертного заключения на готовый продукт.
Как отмечают в Союзмолоко, в целом принятый закон создал новую отрасль регулирования и серьезно снизил административные барьеры для участников рынка.