Дорогие друзья, читатели и подписчики журнала «Сельскохозяйственные вести», в этом году мы отмечаем юбилей. Нам 30 лет! Много это или мало? Смотря по каким меркам судить. В России полно изданий, отметивших столетний юбилей. И наш возраст по сравнению с ними – ни о чем. Тем не менее, оглядываясь на пройденный путь, замечу, что он, вне всякого сомнения, был созидательным.
Что под этим имею в виду? Вспомните 90-е годы прошлого века. В каком состоянии находилось сельское хозяйство после распада страны? Политические события, противоречивые, не поддержанные финансово экономические реформы привели к устойчивому падению производства, которое продолжалось, можно сказать, до конца 90-х годов прошлого столетия. Переход к рыночным отношениям на селе давался сложно. Не всем бывшим колхозам и совхозам удалось акционироваться. Многие канули в небытие.
Как результат в стране резко сократились посевные площади, а, следовательно, и сбор зерновых. Нехватка кормовой базы не могла не сказаться на производстве мяса и молока. Так удои в середине 90-х составляли немногим более 2-х тыс. литров молока от коровы в год.
Можно еще вспомнить «ножки Буша» и времена, когда доля импорта в мясе птицы составляла 70%. В самом худшем по экономическим показателям 1997 году за счет выручки от реализации сельхозпродукции производители смогли покрыть только 50% затрат. С убытком завершили год три четверти сельскохозяйственных предприятий страны.
Сельхозпроизводители, руководители и специалисты-аграрии понимали, чтобы выйти из кризиса, необходимы новые подходы к развитию агропромышленного комплекса. Какие именно – писали и говорили во многих СМИ. В том числе и в нашем, тогда еще новом отраслевом журнале «Сельскохозяйственные вести». На страницах журнала высказывали свое мнение чиновники профильных комитетов Администрации Ленинградской области, депутаты Госдумы и ЗакСобрания, работники АПК, простые фермеры. Мы брали интервью у специалистов из других регионов России, предоставляли слово иностранным партнерам, которые на страницах журнала делились передовым опытом сельскохозяйственного производства.
Если обозначить коротко – сельскохозяйственный комплекс страны представлял собой единый фронт, борющийся за утверждение в экономике после приватизации, борющийся с устаревшими технологиями и нехваткой инвестиций. Это было время большой неопределенности, но также и огромного потенциала.
Положение дел стало меняться к лучшему с начала нулевых. А триггером послужил дефолт 1998 года, в результате которого импортное продовольствие подорожало в несколько раз. Такой поворот событий дал надежду отечественным аграриям на выживание – их продукция стала конкурентоспособной.
Вскоре была разработана Государственная программа развития агропродовольственных оптовых рынков, правда, реализована она была в урезанном виде. В 2000-м году были приняты «Основные направления агропродовольственной политики на 2001-2010 гг.», где особое внимание уделялось регулированию аграрных рынков и новым формам поддержки товаропроизводителей. Указом президента был создан «Россельхозбанк», а в 2001 году – «Росагролизинг».
С целью поддержки отечественных агропроизводителей правительство применило тарифные квоты на импорт, сначала на сахар-сырец, а затем на мясо. Результат не замедлил сказаться. Через короткое время Россия из импортера сахара превратилась в экспортера, а импортеры мяса стали его производителями. С начала 2000-х стали проводиться зерновые интервенции.
Но настоящая поддержка началась в 2006 году, когда был объявлен национальный проект «Развитие АПК», через два года ставший государственной программой. Основное внимание проекта уделялось животноводству, начался бум строительства и модернизации животноводческих ферм, отмечен рост инвестиций в сельское хозяйство, создание крупных интегрированных структур.
Следующим шагом государства стала постановка конкретных целей по самообеспеченности продовольствием, и в 2010 году правительство утвердило Доктрину продовольственной безопасности. Уже к 2018 году показатели доктрины были достигнуты по зерну, маслу и мясу.
Новый шанс нашим агропроизводителям выпал в 2014 году, когда Россия ввела эмбарго на импорт продовольствия. И они им воспользовались. На новый уровень развития вышли свиноводство, тепличная отрасль, производство и переработка молока.
Цифры последних лет свидетельствуют об устойчивом росте сельхозпроизводства в стране. Вот факты: в 2022 году был собран рекордный урожай зерна – почти 154 млн тонн. По экспорту пшеницы мы занимаем первое место в мире. У нас первое место по выращиванию сахарной свёклы. Россия заняла первое место в Европе и второе место в мире по производству индейки. Надои молока в 2022 году по сравнению с уровнем 2000-го выросли в 3 раза.
Вот вкратце история преобразований в сельском хозяйстве. Это история, которая все еще пишется, с каждым посеянным семенем и каждой подоенной коровой. И когда мы смотрим в будущее, задумываемся – что же принесет следующая глава российскому сельскому хозяйству?
Время покажет. Но одно можно сказать наверняка – это будет путь, который мы с вами пройдем вместе. И мы, наш журнал, наши авторы обязательно об этом напишем.