Вековой юбилей отечественного «железного коня»

Вековой юбилей отечественного «железного коня»

Сто лет назад в 1924 году на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде (преемником которого стали Кировский завод и созданный на его площадке Петербургский тракторный завод) серийно начали выпускать колесный трактор «Фордзон-Путиловец». 

Праздник в честь этого события состоялся 26 сентября 2024 года. На торжество собрались почетные гости: государственные деятели, ученые, конструкторы, руководители крупных предприятий и агрохолдингов… Указом президента РФ Владимира Путина коллектив Петербургского тракторного завода награжден Орденом Почёта. Почетную миссию вручения выполнил заместитель министра промышленности и торговли Альберт Каримов.

Заводчан лично приехали также поздравить председатель центрального комитета КПРФ Геннадий Зюганов, директор департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений министерства сельского хозяйства РФ Роман Некрасов, заместитель председателя правительства Ленинградской области – Олег Малащенко и многие другие.

Лучшим работникам предприятия были вручены знаки «Почётный машиностроитель» и Почётные грамоты Министерства промышленности и торговли РФ. Благодаря работе своих предшественников, ученых, конструкторов и обычных рабочих, сейчас коллектив предприятия выпускает с конвейера мощные современные трактора.

Напомним коротко, как все начиналось век назад.

Молодой стране после революции и гражданской войны не хватало на селе как рабочих лошадей, так и рабочих рук. Срочно требовалось механизировать сельское хозяйство, чтобы не допустить голода в молодой советской стране. В то время трактора в стране выпускались поштучно, полукустарным способом или закупались за рубежом. Необходимо было наладить отечественное серийное производство. Согласно перспективным планам развития машиностроения СССР предполагалось поставить за 10 лет сельскому хозяйству тракторной техники суммарной мощностью 4,4 млн л.с.

Для этого в 1922 году организовали специальную комиссию. Её работа шла в нескольких направлениях: заводы, которые нацеливали на выпуск тракторов, не имели инженерных кадров, достаточного станочного парка, металла нужных марок… Даже примитивные первые машины получались очень недешевыми, т.к. выпускались единичными партиями. Закупки у иностранцев также требовали колоссальных финансовых затрат.

Поэтому параллельно ставилась задача развития отечественного тракторостроения, а для этого необходимо было решить какую конструкцию трактора выпускать серийно и на каком предприятии. Комиссией был выбран путь копирования зарубежного образца с учетом необходимых изменений и доработок. Изучив имеющиеся на тот момент варианты, проведя испытания, а также эксплуатацию 20 экземпляров в составе тракторного отряда, специалисты выбрали американский колесный «Фордзон» (Fordson). Он выпускался на конвейерном производстве и имел низкую себестоимость. Изучив предприятия, где можно было бы наладить серийный выпуск, комиссия остановилась на ленинградском «Красном Путиловце». Директором предприятия тогда был С.И.Афанасьев: его активная позиция и желание загрузить производственные мощности централизованным заказом также повлияла на решение центральных органов страны.

В конце 1923 – начале 1924 годов было изготовлено несколько экземпляров, получивших название
«Фордзон-Путиловец», которые прошли всесторонние испытания и показали удовлетворительные результаты. Было окончательно решено начать его тиражирование.

Сначала на «Красном Путиловце» значительное количество комплектующих получали из Америки, но, по мере оснащения оборудованием и станками, проходила постепенная локализация производства. Профессионализм коллектива с каждым годом рос и в 1930 году было собрано 12 тыс. тракторов, а в период с 1924 по 1933 годы было выпущено более 40 тыс. пропашников. Так «железный конь» стал символом коллективизации.

Освоение серийного производства трактора «Фордзон-Путиловец» положило начало тракторостроительной отрасли отечественного машиностроения. В настоящее время Петербургский тракторный завод серийно производит 6 моделей сельскохозяйственных тракторов «Кировец» новой серии К-7М мощностью от 300 до 460 л.с., 2 модели сельскохозяйственных тракторов «Кировец» новой серии К-5 мощностью 250-300 л.с., 17 видов дорожно-строительных и специальных машин, изготовленных на базе промышленных тракторов «Кировец». А всего за сто лет на предприятии выпущено более 400 тыс. тракторов.

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Успех кормозаготовки

Успех кормозаготовки

Для животноводческого хозяйства время кормозаготовки особенное. Нужно в оптимальные сроки заготовить качественную питательную пищу для поголовья. Выполнение данной задачи невозможно без высокопроизводительных агромашин, без комплектования надежного кормозаготовительного отряда. Ну, а чтобы все звенья цепи работали, как часы, сервисная служба производителя техники и специалисты хозяйства должны действовать сообща и слаженно.

Направления селекции озимой ржи

Направления селекции озимой ржи

Н.А.Петровцева

старший научный сотрудник Ленинградского НИИСХ «Белогорка»

Озимая рожь – распространенная зерновая культура, известная человечеству с давних пор. В настоящее время рожь возделывают во многих странах, а области ее применения весьма разнообразны.

СОРТ – это главное

СОРТ – это главное

6 августа в Ленинградской области состоялся «День сорта 2024». Формат проведения предусматривал проведение конференции и осмотр демонстрационных полей. Мероприятие проходило на исторической земле сельскохозяйственной науки.