Целлобактерин для высокоудойных коров

Рубец жвачных животных представляет собой сложную экосистему с большим количеством компонентов, при этом значительная ее часть – целлюлозолитические микроорганизмы (бактерии и грибы-хитридиомицеты).

Из многочисленных примеров следует, что эффективность переваривания клетчатки можно повысить, регулируя микробиологические процессы в рубце крупного рогатого скота. Наиболее просто это делать, меняя состав рациона.

Понятно, что высокое содержание в нем клетчатки способствует развитию целлюлозолитических микроорганизмов, а большое количество крахмала влияет на рост популяции амилолитических бактерий. Однако такие закономерности носят объективный характер, не зависящий от воли человека. Именно из-за этих закономерностей и сократились сроки продуктивного использования лактирующих коров во многих высокоудойных хозяйствах России.

Быстрое сбраживание крахмала амилолитическими бактериями приводит к накоплению молочной кислоты, подкислению содержимого рубца и снижению численности целлюлозолитических микроорганизмов. Системные изменения в метаболизме рубца, в конце концов, крайне негативно влияют на всю физиологию животного.

Другой способ регулирования симбиотической микрофлоры жвачных – искусственная интродукция ранее выделенных микроорганизмов в рубец. Препараты, созданные на основе микроорганизмов желудочно-кишечного тракта и используемые для регулирования микрофлоры, называют пробиотиками. Известно, что избыток концентратов в рационах при недостатке качественных травянистых кормов собственной заготовки снижает целлюлазную активность в рубце. Следовательно, от высокоудойных коров можно ожидать определенную отдачу при скармливании целлюлозолитиков.

Как показали наши первые эксперименты, введение в рацион лактирующих коров препарата Целлобактерин, разработанного на основе целлюлозолитических бактерий, повышало удои, содержание белка и жира в молоке. Это означает, что интродукция бактерий с целлюлазной активностью действительно улучшала переваримость клетчатки, что способствовало и более полному усвоению протеина и других питательных веществ.

В 2007 году сотрудники ВГНИИЖ изучили действие Целлобактерина на молочном стаде воронежского ООО «Ермоловское», где в среднем от каждой из 500 дойных коров получают за год по 6500 кг. В таблице 1 приведены показатели подопытных первотелок.span>

Применение Целлобактерина способствовало не только повышению удоев, но снижению затрат на производство молока. В таблице 2 приведены основные экономические показатели, свидетельствующие о целесообразности использования препарата. Так, при росте на 10% молока базисной жирности уменьшилась себестоимость продукции, а дополнительная прибыль за три месяца опыта составила около 1 тыс. руб. на корову. И это – без учета последействия Целлобактерина, что тоже играет роль в повышении рентабельности производства молока в «Ермоловском».

Расчеты произведены по реализационной цене лета 2007 года. В стойловый период закупочная стоимость молока повышается до 14 руб./кг и более (с учетом содержания жира и белка), что в целом увеличивает выгоду от применения пробиотика Целлобактерина с его достаточно высоким потенциалом (10 г препарата – более 1 кг молока).

В практике отечественного и зарубежного молочного скотоводства сейчас достаточно широко используются пробиотические и пребиотические препараты на основе дрожжей-сахаромицетов. Приведенные результаты опыта свидетельствуют о том, что препараты на основе целлюлозолитических бактерий (в частности, Целлобактерин) представляют собой новое оригинальное решение повышения рентабельности производства молока. Причем эффективность этого препарата не ниже, чем у созданных на основе дрожжей.

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Всегда ли полезна «гигантомания»?

Всегда ли полезна «гигантомания»?

С самых древних времен в нашей большой стране ощущалась приверженность ко всему большому. Это чувствуется во всем – в монументальной архитектуре, в расхожем мнении: «Хорошего должно быть много» и т.д. Очень часто в самом начале разговора с руководителями агропромышленных предприятий мы слышим о том, какое большое их предприятие, как много людей работает, сколько тысяч гектаров земли и какое большое поголовье скота они имеют, но при этом зачастую удои и урожайность низкие, зарплата соответственно, тоже.

Первый бизнес-форум «Агродиректор»

Первый бизнес-форум «Агродиректор»

11 и 12 декабря в Москве в отеле «Милан» состоялся Бизнес-Форум «Agro Director 2007». Это первый, организованный компанией BBPG Part of Expomedia Group Plc. саммит первых лиц, «стратегов» российского агробизнеса.

«Создавать события» – таков слоган выставочного центра КраснодарЭКСПО

«Создавать события» – таков слоган выставочного центра КраснодарЭКСПО

Еще одно событие – 14-й Международный агропромышленный форум «ЮГАГРО-2007», который состоялся в ноябре 2007 года – подтверждение тому, что организаторы умеют это делать.