Леонид Николаевич Саплицкий, заслуженный работник сельского хозяйства, Герой России, возглавляет ЗАО «Племенной завод «Рабитицы» на протяжении 20 лет. За это время предприятие стало одним из лучших в России по удоям молока, здесь создана лучшая генетика голштинского скота, работают профессионалы своего дела.
- Леонид Николаевич, специализация племзавода «Рабитицы» – животноводство. Все службы и отрасли хозяйства работают на него. Как в этом, неблагоприятном по погодным условиям году, удалось заготовить достаточно кормов?
- Несмотря на действительно тяжелый сезон, повышенную влажность, кормов мы заготовили на 13 тыс. тонн больше, чем в прошлом году. Так что некоторое количество кормов можем реализовывать. Единственное «но» – травяные корма в этом году получились более влажными, чем обычно, не удалось их подвялить до нужной кондиции. Но в любом случае, мы заготовили только высококлассные корма, чтобы получить желаемый результат в животноводстве, как в производстве молока, так и в здоровье поголовья нашего хозяйства.
Удалось заготовить и сено. В срочном порядке приобрели пресс Кроне, который закатал не совсем высохшее сено в пленку. Машина обошлась дорого, но она нас спасла, и мы видим результат в удоях.
Неплохой урожай мы получили и зерновых – собрали 7338 тонн ячменя в амбарном весе с урожайностью 47,3 ц/га. Но, к сожалению, из-за дождей мы недобрали, по нашим оценкам, порядка 700 тонн зерна, урожайность могла быть не менее 55 ц/га. Выращивать мы научились, но вот погода иногда подводит. А так, в целом, свою программу по растениеводству мы выполнили неплохо.
- Сегодня «Рабитицы» – лидер в России по удоям. А каким вы приняли хозяйство в 1997 году, когда стали директором?
- В 1990-е годы положение хозяйство было тяжелое, поголовье в 900 коров доило 3600 кг молока. Я по образованию зооинженер, знаю все эти вопросы изнутри, хорошо их понимаю. Поэтому вся работа в эти годы была направлена на совершенствование стада и улучшение кормовой базы. И вот по результатам за 2015 год наш удой составил 12139 кг молока от каждой из 1400 коров, в 2016 году планируем прибавить еще 461 кг, то есть выйти на продуктивность в 12600 кг молока. Лучшие животные, рекордистки, дают по 18-20 тыс. кг молока в год, по 60 кг в день. Наши коровы сегодня – это машины по производству молока. Мы вкладываемся в них, они работают на нас с полной отдачей. Сейчас у нас чисто голштинский скот, а начиналась голштинизация с 1972 года. Всегда приобретали генетику от лучших производителей на мировом рынке. Постоянно улучшали стадо. Наше стадо мы делали действительно долго, вкладывая в него всю душу.
Теперь как племзавод делимся поголовьем с другими российскими хозяйствами – продаем телочек, нетелей; многие станции по искусственному осеменению берут бычков на племя, так как генетический потенциал очень высокий. Для предприятий среднего уровня продаем, в основном, первотелок.
Если интересно, мой заместитель Татьяна Викторовна Карапыш может поделиться некоторыми тонкостями разведения скота.
- Да, конечно, интересно. Татьяна Викторовна, трудно работать с высокопродуктивным скотом?
- Для наших коров с такой высокой продуктивностью трудно найти семя достойного быка.
Нам всегда говорили, и мы так долго думали, что если корова имеет высокую продуктивность, то у нее низкая фертильность. На самом деле это не так. Если все делать правильно, то корова нормально будет приходить в охоту и осеменяться. Мы в этом убедились на собственном опыте. Бывает, конечно, что некоторые достойные коровы и на 4-й раз не могут осемениться, тогда им вводим гормоны, но, как правило, синхронизацией охоты мы не занимаемся.
- Леонид Николаевич, молока у вас не только много, оно ведь еще и качественное?
- Да, молоко мы сдаем только высшим сортом, все оно идет на детское питание, где особые критерии к качеству. Жирность молока 3,6%, содержание белка 3,2%. Бактериальная обсемененность нашего молока на сегодняшний день составляет до 30 тыс. на куб. см при допустимой норме 100, соматических клеток – 139 тыс. в 1 мл при максимуме 400. Бывали показатели и ниже. То есть у нас двойной - тройной запас по качеству. Но, поскольку доплаты молзавода за качество в пределах этих норм нет, нет смысла вкладываться, ведь это большие затраты. Молоко после дойки мы охлаждаем сразу же после того, как оно покинуло вымя, в потоке. В танк-охладитель молоко поступает уже охлажденным. Так что у бактерий не остается никаких шансов на размножение. Особенно это важно в летний период. Такие установки мало у кого есть – у нас и еще у одного областного предприятия, это дорогое удовольствие.
- При таких удоях вы ведь практически не покупаете комбикормов. Как такое возможно?
- Основа рациона – высококлассный сенаж, его готовим из клевера, тимофеевки, овсяницы, ежи. Заготовка идет тогда, когда трава имеет наивысшую питательную ценность, это конец мая – начало июня. Все корма готовим с консервантами – и химическими, и биологическими. Для дойного стада – корма только с химией, здесь необходимо качество. Кстати, на протяжении 10 лет пытались выращивать кукурузу на силос, не получается в нашей климатической зоне ни качество (кислый корм), ни экономика. Пришлось отказаться.
Комбикорма мы покупаем только летом, в течение 1-2 месяцев, когда заканчивается плющеное зерно. Концкорма даем в виде плющеного консервированного ячменя, которые мы заготавливаем в количестве 3500 тонн финскими плющилками Мурска в оптимальные сроки, начиная с влажности 50% и до 30-35%. Таким образом, мы даем скоту гарантированно качественный корм. Покупаем в Краснодарском крае кукурузу, соевый жмых, рапс, а также минеральные добавки, финские премиксы Райсио, которым мы доверяем.
Рационы для каждой секции животных составляет заместитель генерального директора по животноводству в специальной компьютерной программе, и это дело непростое. Коровы у нас крупные, кормов съедают много, порядка 60 кг в день, из которых 35-40 кг подвяленный силос и 7 кг плющеного зерна, экструдированная кукуруза и жмыхи.
- Вы во всем стараетесь быть на самообеспечении…У вас ведь и семена свои?
- Да, мы плотно занимаемся семеноводством. В этом году семенами зерновых и многолетних трав мы себя обеспечили полностью. Семена высокого качества. Для производства семян у нас есть вся необходимая техника – сушка, сортировка и т.д. Покупаем только семена зерновых и трав высоких репродукций. Постоянно пробуем выращивать новые сорта, подходящие размножаем, оставляем в производстве.
- У вас практически вся техника новая, импортная, не так давно вы ввели в строй новые дворы. Государство помогает?
- Огромную помощь сельхозпроизводителям области, и нам тоже, оказывает Правительство Ленинградской области, в частности, губернатор Александр Юрьевич Дрозденко и заместитель председателя правительства Ленинградской области Сергей Васильевич Яхнюк. Они нас понимают и поддерживают. Мы получаем субсидии на приобретение техники, в том числе импортной, на инвестиционные проекты, на литр молока, на племдело, несвязанная поддержка растениеводства, на борьбу с борщевиком и многое другое. Поддержка реальная и ощутимая. У нас используется только высокопроизводительная техника, в основном, немецкая, во многом благодаря немалым субсидиям мы имеем возможность ежегодно приобретать ее.
- А кредиты приходится брать?
- Кредиты принципиально не берем, стараемся обходиться своими средствами, это что касается текущих нужд – посевная-уборочная. Если говорить о больших проектах, то на постройку комплекса брали инвестиционный субсидированный кредит. Сейчас у нас есть мечта сделать что-то серьезное, возможно, построить новый молочный комплекс, чтобы довести валовое производство до 60 тонн в сутки (сейчас 47 т), в этом случае кредит брать придется. Сейчас идет обсуждение, чтобы сельхозпредприятиям банки выплачивали кредиты с минимальным процентом, а субсидии получали банки. Это было бы нам интересно.
- И все-таки, в чем секрет успеха вашего предприятия?
- Секретов особых нет. Просто мы делаем дело, а наш коллектив работает как слаженная команда. У всех есть понимание того, куда идем, что делается и для чего делается, ответственность за дело. Все работают на результат. У нас очень толковые специалисты, средний возраст главных специалистов 30-40 лет. Но мы их готовим, учим, и эти процессы занимают много времени.
Простой пример – техник по осеменению ушла на пенсию, сразу показатели упали, хотя на ее место тоже пришел обученный, знающий человек. Просто есть у некоторых людей дар, они становятся абсолютными профессионалами в своем деле.
Мы ценим своих людей. Заботимся о них, это, прежде всего, достойная заработная плата, обеспечиваем жильем, специалистов служебными автомобилями. На селе – тяжелейший труд, и это надо понимать и учитывать. Доярке в 4 утра надо уже быть на дойке, в сезон заготовки кормов, уборки урожая тоже работа напряженная… И это все компенсируется и достойной оплатой труда, и вообще помогаем, когда надо.
- А с дисциплиной как?
- У нас внедрена современная система мониторинга СКАУТ – Эксплорер, работающая через спутник. В режиме реального времени диспетчер и специалисты видят, где находится техника, чем занимается, отслеживается расход топлива. Это очень нужная вещь, с ней удобно работать. Вся территория охвачена видеонаблюдением. Поэтому хищений нет. Дисциплина есть.
- На сегодняшний день что для вас главное?
- Для нас главное – удержать производство. Хочется стабильности – и в стране, и в хозяйстве. Мы видим свою цель – совершенствовать генетику, нормально кормить стадо, развивать кадры.
Мы много работаем над повышением плодородия почвы, вкладываемся в землю. Увеличиваем площади, ежегодно приобретаем или берем в аренду новые участки, приводим их в порядок.
Продолжаем работать над генетикой поголовья. Генетика – она бесконечна, идет постоянный процесс селекции. Сейчас большое внимание селекционеры уделяют здоровью животных. Так что и мы не останавливаемся, а продолжаем и дальше работать над развитием стада.
Кадры для нас – главное, без них никуда. Их мы ценим, уважаем. Специалисты у нас, правда, хорошие, просто замечательные. Мы постоянно формируем мощный коллектив, подыскиваем, привлекаем, готовим замену специалистам.
Так что у нас не секрет, а ежедневный, кропотливый труд на предприятии. Директор должен понимать, куда ведет предприятие, каждый специалист – куда ведет свой цех. Только так, по-другому не получается.
Фото: С.А.Голохвастова, П.Ф.Афанасенко, Е.А.Лукичёва