Достижение высоких финансово-хозяйственных показателей в агропромышленном секторе невозможно без профессиональных кадров.
Учитывать требования работодателей
Сельское хозяйство является одним из приоритетных направлений развития экономики нашей страны. В агропромышленном секторе используется энергонасыщенная техника, системы интеллектуального управления, применяются инновационные технологические процессы. Достижение высоких финансово-хозяйственных показателей в агропромышленном секторе невозможно без профессиональных кадров. Компетентность специалистов обеспечивается, в первую очередь, качеством их подготовки в образовательных учреждениях. Между тем, работодатели отмечают неполное соответствие уровня знаний и навыков выпускников вузов требованиям современного производства. Так, при проведении самообследования образовательных программ по направлению подготовки 35.03.05 «Садоводство» в РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева выявлено, что доля партнеров-работодателей, удовлетворенных результатами обучения, составляет 55%, по направлению подготовки 35.03.04 «Агрономия» – 50-65%.
В государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы отмечается, что качество образования может быть достигнуто только при активном участии всех заинтересованных лиц, включая самих обучающихся и работодателей. В результате проблема подготовки высококвалифицированных работников стимулирует образовательные учреждения на поиск новых методов организации процесса подготовки. Предприятия агропромышленного комплекса являются, по сути, заказчиками будущих выпускников. Соответственно, при формировании образовательных программ необходимо учитывать их критерии эффективности работников.
Первым этапом привлечения работодателей в процесс подготовки специалистов является оценка теоретических и практических навыков будущих специалистов. Участники рабочей группы проекта по внедрению профессионально-общественной аккредитации (ПОА) в высших учебных заведениях сельскохозяйственного профиля провели анкетирование 95 работодателей из 10 регионов России. Оценка теоретических и практических навыков выпускников сельскохозяйственных университетов по четырем основным квалификациям из 19 оцененных представлена в таблице.
Уровень теоретической и практической подготовки выпускников, по мнению более 57% опрошенных работодателей, за последние 5-10 лет улучшился. Опрошенные отмечают существенное улучшение уровня образования менеджеров сельскохозяйственных предприятий всех уровней. Снижение уровня подготовки отмечено по программам подготовки Теплоэнергетика и по некоторым профилям подготовки по направлению Агрономия.
С целью активизации совместной деятельности профессионального сектора и образовательных учреждений к участию необходимо привлекать различные общественные организации и объединения работодателей.
Профессионально-общественная аккредитация
Основной целью профессионально-общественной аккредитации является организация адекватной оценки образовательных программ. Для организации и проведения ПОА в рамках реализации проекта TEMPUS «Разработка системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ сельскохозяйственного профиля в Российской Федерации» был разработан стратегический план по развитию системы обеспечения качества программ сельскохозяйственного профиля в Российской Федерации на 2015-2020 гг.
В рамках проекта ассоциация «Агрообразование» разработала Положение о ПОА и Аккредитационном совете (АС), квалификационные требования к экспертам, привлекаемым для проведения ПОА образовательных программ, порядок отбора и аттестации экспертов. Для проведения ПОА создано Агентство по аккредитации образовательных программ сельскохозяйственного профиля (АНО «АРСА»). В целях проведения аттестации экспертов Агентство создает аттестационную комиссию, утверждает Положение о комиссии и ее состав. Комиссия оценивает соответствие претендента (образовательного учреждения) квалификационным требованиям. Агентством ведется Реестр экспертов, привлекаемых для проведения профессионально-общественной аккредитации.
В состав аттестационной комиссии могут входить представители объединений работодателей, образовательных организаций высшего образования, представители общественных и профессиональных органов, фондов, ассоциаций, в том числе международных, сфера деятельности или сфера интересов которых связаны с образованием в соответствующей области.
Процесс аккредитации осуществляется в два этапа: самообследование и внешняя экспертиза. Образовательная организация самостоятельно организует и проводит самообследование на соответствие стандартам и критериям Аккредитации с подготовкой отчета о результатах самообследования. Экспертиза уровня и качества реализации образовательной программы (кластера программ) на соответствие стандартам Аккредитации осуществляется внешней экспертной комиссией с выездом в образовательную организацию и подготовкой отчета о результатах внешней экспертизы.
Для проведения внешней экспертизы образовательной программы Агентство формирует экспертную комиссию из числа экспертов, прошедших специальную подготовку и включенных в реестр. Экспертная комиссия состоит из 3-6 экспертов, в неё включаются представители работодателей. Эксперт должен иметь высшее образование и стаж работы в сфере профессионального образования не менее 5 лет; знать законодательство Российской Федерации в сфере образования, европейские стандарты гарантии качества образования ESG-ENQA, нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление процедуры ПОА образовательных программ; федеральные государственные образовательные стандарты профессиональные стандарты в сфере сельского хозяйства: Государственную программу развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг. Также в состав экспертной комиссии включаются студенты, прошедшие обучение по процедуре проведения аккредитации.
Опыт проекта будет использован
Как уже было отмечено выше, практической реализацией проведения процедуры внешней аккредитации образовательных программ сельскохозяйственного профиля стало создание 28 апреля 2016 года – при активном участии национального координатора проекта РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева – АНО «АРСА». На открытии Агентства присутствовали Европейский координатор проекта TEMPUS Елена Хорска, представители Словацкого сельскохозяйственного университета в г. Нитра, Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, Казанского государственного аграрного университета, Марийского государственного университета, Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М.Кокова, представители Ассоциации «Агрообразование», Института агроинженерных и экологических проблем сельскохозяйственного производства и ООО «Русмаркетконсалтинг».
За период своей работы Агентство провело профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ во всех пяти российских вузах-партнерах проекта TEMPUS. В процедурах проведения аккредитации участвовали как российские эксперты, прошедшие обучение в рамках проекта, так и международные эксперты из аграрных вузов Словакии, Литвы и Эстонии. В процессе этой работы уточнены методы и процедуры проведения аккредитации, усовершенствована регламентирующая документация.
По завершении проекта деятельность Агентства «АРСА» будет продолжена. Причем, необходимо отметить активную роль и заинтересованность работодателей в проводимой работе, которая позволит укрепить связь образовательных организаций с работодателями и, в конечном счете, повысит качество подготовки выпускников вузов с учетом требований современного аграрного производства.