Системный подход к организации общехозяйственных и ветеринарных мероприятий обеспечивает снижение себестоимости и повышение экономической эффективности производства продукции животноводства.
Умение работать на результат даже в условиях неопределенности напрямую зависит от уровня профессиональных компетенций и умения работать в команде всех специалистов предприятия.
Именно поэтому вопрос кадрового обеспечения отрасли стал еще более актуальными в условиях беспрецедентных санкций. Касается он молочного животноводства, птицеводства, свиноводства, а также аквакультуры. Многие из этих вопросов, в том числе о развитии науки и кадрах, поднимались и на Парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, на которых присутствовал автор данной статьи.
История вопроса
Крупные животноводческие предприятия в России были всегда. Например, в Ленинградской области и раньше строились гигантские фабрики, такие как свинокомплекс-двухсоттысячник «Восточный» (теперь «Идаванг-Агро»), пятимиллионная птицефабрика «Синявинская», да и среднее поголовье коров в хозяйствах по производству молока 1-3 тысячи голов считалось нормой.
Большие объемы производства требовали самого серьезного подхода к ветеринарным мероприятиям, потому что без надлежащей системы контроля инфекций – диагностики, профилактики, гигиены и лечения животных вырастить и сохранить поголовье было невозможно. Все предприятия были государственными и работали на них государственные ветеринарные врачи. Регулировалась вся работа Ветеринарным законодательством, состоявшим из более чем 800 нормативно-правовых актов, для удобства объединенных в регулярно переиздаваемые 4 тома.
В 1990-е и 2000-е практически все предприятия стали частными, а во главу угла была поставлена задача любыми способами увеличить объемы производства, чтобы накормить людей. Строить новые птичники-свинарники-коровники было дорого, поэтому масштабировали производство за счет уплотнения посадки поголовья. Для повышения продуктивности в страну завозили новые породы и кроссы, много генетического материала, а вместе с ними – новые, ранее не встречающиеся в стране инфекции, лечить и профилактировать которые не умели.
Здесь «на помощь» приходили коммерческие организации. Например, в «датской» технологии выращивания свиней обязательным было применение антибиотиков практически на всем протяжении выращивания. И все потому, что в Дании и других развитых странах к этому времени запретили профилактическое применение антибиотиков, и производители и дистрибьюторы потеряли рынки.
В России же с профессиональными кадрами становилось все хуже, так как многие блестящие ученые и преподаватели ушли работать в коммерческие организации, основной целью которых является не ветеринарное благополучие, а прибыль компании.
Специалисты на предприятиях не делились опытом, потому что это порождало конкуренцию, а руководителям предприятий, как правило, экономистам, приходилось рассчитывать на свои профессиональные компетенции, то есть расчет экономической эффективности, если говорить упрощенно, велся по принципу: количество голов посадили – количество голов заболело/выбыло/пало – получено мяса/молока/яиц – себестоимость производства.
Где кадры?
За последние 30 лет получилось так, что преподавать в вузах остались корифеи, которые умели прекрасно справляться с особо опасными инфекциями, а с завезенными так называемыми «болезнями скученности» или «болезнями технологий» поголовья работать не умели, и новое поколение преподавателей, кто в принципе не работал в промышленном животноводстве. А ведь невозможно научить тому, чего сам не знаешь. А если не знаешь сам, то и другим людям важность и значимость своей работы донести не сумеешь.
При этом нагрузка на преподавателей (количество часов в год) нарастала, а количество выделяемых на дисциплину часов и количество практики – уменьшалось. Например, в конце 1990-х длительность производственной практики студентов Санкт-Петербургского государственного университета ветеринарной медицины составляла 6 месяцев, а теперь – всего два. Что же может понять почти выпускник за эти два месяца?!
Раньше будущий специалист за 6 месяцев должен был поработать на выбор в нескольких местах – в хозяйстве, в лаборатории, на рынке или клинике по лечению домашних животных. Поняв нюансы профессии изнутри, врач мог определиться, где ему больше нравится работать.
Здесь важно отметить, что раньше все предприятия были государственными, а теперь – частными, и немногие готовы пускать студентов на предприятие, а даже если пустили, – немногие готовы посвящать в тонкости профессии. Вот и шли и продолжают студенты идти на практику и осваивать профессию туда, куда берут, и где могут получить практические навыки и последующее трудоустройство. Например, раньше в стране было 56 учхозов, а осталось 12, поэтому будущие ветеринарные врачи идут учиться и проходить практику в ветеринарные клиники по лечению домашних животных. Да, на парламентских слушаниях упоминалось об увеличении количества учхозов, но преимущественно в механизации и растениеводческом дивизионе, но про ветеринарные учхозы не было сказано ни слова.
А еще преподаватели стали получать зарплату в зависимости от количества обучающихся студентов. Отчислили – меньше зарплата.
Вот и получилось так, что вузы выпускают специалистов, не обладающих профессиональными компетенциями и в профессию не идут. То есть студенты не получают знания, а «отсиживают» время в вузе для получения диплома. И даже, несмотря на обилие оборудованных высокопрофильных ветеринарных центров и клиник, квалифицированных кадров даже для лечения собак и кошек не хватает.
При этом сами студенты готовы платить за получение качественного образования. Например, в Москве на днях открылся первый частный вуз – Международная ветеринарная академия, где будут готовить ветеринарных врачей для ветеринарных клиник по лечению мелких домашних животных.
А ведь агропредприятия тоже всё больше нуждаются в адекватных специалистах! Командная работа агрономов, зоотехников и ветеринарных врачей предприятий при грамотной поддержке руководства обеспечивает значительное снижение себестоимости производства. Только где взять, как выучить таких специалистов?
Поиск решений
Государство активно ищет поиск решений этих вопросов.
Проблема с кадрами в вузах не позволяет обеспечить качественный образовательный процесс. Проблема и в том, что выпускники не приходят работать на производство.
На январских Парламентских слушаниях было озвучено, что за последние годы создан 21 учхоз, в основном со специализацией по механизации и растениеводству. С животноводческим дивизионом же все сложнее – основной проблемой является отсутствие практических навыков работы в промышленном животноводстве как у преподавателей, так у ученых, так и, соответственно, у студентов и аспирантов. Это влечет за собой колоссальные проблемы на производстве: нет адекватных специалистов, а применение проверенных на ограниченном поголовье ветеринарных препаратов и кормовых добавок зачастую не приносят никакого результата.
Решением может быть обеспечение предприятий специалистами за счет целевого обучения. Но возникает вопрос – где обучать специалистов (да и преподавателей!) работе в условиях промышленного животноводства? Например, Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины начал сотрудничество с рядом ведущих предприятий региона. Например, на птицефабрике «Синявинская» 6-недельную практику проходят 19 студентов с первого по пятый курс.
Вместе с тем, на базе предприятий обучение студентов невозможно хотя бы из логистических соображений. Обеспечение учебного процесса – это непрерывная работа многих кафедр и преподавателей, позволяющих обеспечить фундаментальные и практические знания по изучению более чем 400 болезней, в том числе общих для человека и животных.
При этом здоровье животных складывается не из ветеринарных мероприятий, а из правильной технологии, содержания, кормления, других общехозяйственных мероприятий. Огромное значение имеет и командная работа специалистов. Например, в молочном животноводстве только согласованные действия агронома, зоотехника и ветврача помогают достичь высокой продуктивности и качества молока.
Таким образом, идеальным вариантом является, когда студент уже с первых курсов осваивает практические навыки по уходу за животными – в соответствии с образовательной программой.
Не следует забывать и о необходимости регулярного повышения квалификации специалистов, которым также нужно совершенствовать практические навыки работы на производстве. Практические аспекты работы сегодня повышать негде.
Например, с 2016 года нами проводятся курсы повышения квалификации «Лабораторное обеспечение организации системы контроля инфекционных болезней, применения антимикробных препаратов и производства безопасной продукции птицеводства». На курсах специалистов учат самостоятельно решать производственные задачи и снижать себестоимость производства за счет оптимизации системы диагностического мониторинга, противоэпизоотических, ветеринарно-санитарных и общехозяйственных мероприятий. За эти годы нами были организованы курсы в Ленинградской, Белгородской, Новосибирской областях и Краснодарском крае. В каждом из этих регионов проводили обучение на базе государственных ветеринарных лабораторий, потому что ни в одном НИИ (ФНЦ) и вузе нет возможности провести весь цикл лабораторных исследований. Что уж говорить о клинических дисциплинах, где необходимо провести осмотр и обследование животных, отобрать пробы биоматериала (а возможно, и провести патологоанатомическое вскрытие), установить диагноз, назначить и провести необходимое лечение. Да и в принципе технология производства нашим выпускникам близко незнакома.
На мой взгляд, в аграрных и ветеринарных вузах должны быть не просто учхозы, а научно-образовательные центры с самыми настоящими промышленными животноводческими комплексами, чтобы наука и практика могли развиваться в одном ключе. И преподаватели могли бы совершенствовать свои практические знания, и студенты осваивали азы работы на животноводческих предприятиях. Пусть не 90 птичников, а два, зато – настоящие. Два свинарника, два двора, небольшие комбикормовый и убойный завод и цех переработки. Построить такой центр можно за год, и финансовые вложения не столь велики, особенно если использовать имеющуюся научную инфраструктуру.
На базе такой развитой научной инфраструктуры специалисты смогут и учиться, и повышать квалификацию, разрабатывать новые технологии, и наукой заниматься на благо страны. Студенты 1-2-го курса смогут изучать основы ветеринарной медицины, начиная от анатомии и физиологии, заканчивая уходом, кормлением и содержанием животных – в промышленных условиях. С 3-4-го – изучать клинические дисциплины и выбирать специализацию (птицеводство, свиноводство, молочное/мясное скотоводство).
Например, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области находится два системообразующих отраслевых вуза: аграрный и ветеринарный. Всего в них учится больше 10 тысяч студентов. Кроме того, есть национальный университет ИТМО, с помощью которого можно было бы разрабатывать цифровые технологии в животноводстве, вместо использующихся зарубежных. Заинтересованы в создании такого НОЦа и медицинские вузы и НИИ, так как зоонозы и безопасность продуктов питания – наши общие междисциплинарные темы. Крупнейшие производители ветпрепаратов тоже заинтересованы в подобной научно-образовательной инфраструктуре, чтобы проводить доклинические и клинические испытания и внедрение препаратов (сегодня ветпрепараты на предприятия попадают прямо из вивария). О «болезнях технологий» и групповом иммунитете, организации систем общехозяйственных, диагностических, противоэпизоотических, ветеринарно-санитарных мероприятий с учетом экономики производства знают, похоже, только специалисты самих предприятий.
Есть инициатива!
В 2018 году мы с коллегами обращались в Аграрный комитет Госдумы с предложением создать Научно-образовательный центр на базе Всероссийского научно-исследовательского ветеринарного института птицеводства (ВНИВИП). Институт был создан в 1960-е годы путем выделения лаборатории болезней птиц Ленинградского ветеринарного института. На 10 гектарах были размещены четырехэтажные лабораторные корпуса, птичники и виварии, инкубатории и все, что необходимо для содержания птицы и занятий наукой и практикой. Есть административный корпус, конференц-залы на 300 и 60 человек, библиотека, общежитие, столовая. Была и производственная база – завод диагностикумов и биопрепаратов (здания внутри полуразрушены, но восстановить можно).
В 2016 году в связи с реформой РАН ВНИВИП стал филиалом ФНЦ ВНИТИП РАН и потерял юридическую самостоятельность. За эти годы сменилось несколько директоров, большинство ученых уволилось, а материально-техническая база значительно устарела.
В 2018 году в реализации инициативы по созданию Научно-образовательного центра на базе научной инфраструктуры было отказано по причине ведомственной принадлежности к Минобрнауки. Вместе с тем на Парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на тему «О законодательном обеспечении развития сельскохозяйственной науки и подготовки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Российской Федерации» была ярко обозначена необходимость сотрудничества Минсельхоза и Минобрнауки.
Может быть, теперь пришло время создать в нашем регионе современный научно-образовательный Центр, который будет и специалистов высококвалифицированных готовить, и квалификацию повышать, и наукой заниматься?