Центр решения кадрового вопроса

С.В.Щепёткина
к.вет.н., Научный консультационный центр по разработке и трансферу системных технологий в ветеринарии и сельском хозяйстве

Центр решения кадрового вопроса

Системный подход к организации общехозяйственных и ветеринарных мероприятий обеспечивает снижение себестоимости и повышение экономической эффективности производства продукции животноводства. 

Умение работать на результат даже в условиях неопределенности напрямую зависит от уровня профессиональных компетенций и умения работать в команде всех специалистов предприятия.

Именно поэтому вопрос кадрового обеспечения отрасли стал еще более актуальными в условиях беспрецедентных санкций. Касается он молочного животноводства, птицеводства, свиноводства, а также аквакультуры. Многие из этих вопросов, в том числе о развитии науки и кадрах, поднимались и на Парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, на которых присутствовал автор данной статьи. 

История вопроса

Крупные животноводческие предприятия в России были всегда. Например, в Ленинградской области и раньше строились гигантские фабрики, такие как свинокомплекс-двухсоттысячник «Восточный» (теперь «Идаванг-Агро»), пятимиллионная птицефабрика «Синявинская», да и среднее поголовье коров в хозяйствах по производству молока 1-3 тысячи голов считалось нормой.

Большие объемы производства требовали самого серьезного подхода к ветеринарным мероприятиям, потому что без надлежащей системы контроля инфекций – диагностики, профилактики, гигиены и лечения животных вырастить и сохранить поголовье было невозможно. Все предприятия были государственными и работали на них государственные ветеринарные врачи. Регулировалась вся работа Ветеринарным законодательством, состоявшим из более чем 800 нормативно-правовых актов, для удобства объединенных в регулярно переиздаваемые 4 тома.

В 1990-е и 2000-е практически все предприятия стали частными, а во главу угла была поставлена задача любыми способами увеличить объемы производства, чтобы накормить людей. Строить новые птичники-свинарники-коровники было дорого, поэтому масштабировали производство за счет уплотнения посадки поголовья. Для повышения продуктивности в страну завозили новые породы и кроссы, много генетического материала, а вместе с ними – новые, ранее не встречающиеся в стране инфекции, лечить и профилактировать которые не умели.

Здесь «на помощь» приходили коммерческие организации. Например, в «датской» технологии выращивания свиней обязательным было применение антибиотиков практически на всем протяжении выращивания. И все потому, что в Дании и других развитых странах к этому времени запретили профилактическое применение антибиотиков, и производители и дистрибьюторы потеряли рынки.

В России же с профессиональными кадрами становилось все хуже, так как многие блестящие ученые и преподаватели ушли работать в коммерческие организации, основной целью которых является не ветеринарное благополучие, а прибыль компании.

Специалисты на предприятиях не делились опытом, потому что это порождало конкуренцию, а руководителям предприятий, как правило, экономистам, приходилось рассчитывать на свои профессиональные компетенции, то есть расчет экономической эффективности, если говорить упрощенно, велся по принципу: количество голов посадили – количество голов заболело/выбыло/пало – получено мяса/молока/яиц – себестоимость производства. 

Где кадры?

За последние 30 лет получилось так, что преподавать в вузах остались корифеи, которые умели прекрасно справляться с особо опасными инфекциями, а с завезенными так называемыми «болезнями скученности» или «болезнями технологий» поголовья работать не умели, и новое поколение преподавателей, кто в принципе не работал в промышленном животноводстве. А ведь невозможно научить тому, чего сам не знаешь. А если не знаешь сам, то и другим людям важность и значимость своей работы донести не сумеешь.

При этом нагрузка на преподавателей (количество часов в год) нарастала, а количество выделяемых на дисциплину часов и количество практики – уменьшалось. Например, в конце 1990-х длительность производственной практики студентов Санкт-Петербургского государственного университета ветеринарной медицины составляла 6 месяцев, а теперь – всего два. Что же может понять почти выпускник за эти два месяца?!

Раньше будущий специалист за 6 месяцев должен был поработать на выбор в нескольких местах – в хозяйстве, в лаборатории, на рынке или клинике по лечению домашних животных. Поняв нюансы профессии изнутри, врач мог определиться, где ему больше нравится работать.

Здесь важно отметить, что раньше все предприятия были государственными, а теперь – частными, и немногие готовы пускать студентов на предприятие, а даже если пустили, – немногие готовы посвящать в тонкости профессии. Вот и шли и продолжают студенты идти на практику и осваивать профессию туда, куда берут, и где могут получить практические навыки и последующее трудоустройство. Например, раньше в стране было 56 учхозов, а осталось 12, поэтому будущие ветеринарные врачи идут учиться и проходить практику в ветеринарные клиники по лечению домашних животных. Да, на парламентских слушаниях упоминалось об увеличении количества учхозов, но преимущественно в механизации и растениеводческом дивизионе, но про ветеринарные учхозы не было сказано ни слова.

А еще преподаватели стали получать зарплату в зависимости от количества обучающихся студентов. Отчислили – меньше зарплата.

Вот и получилось так, что вузы выпускают специалистов, не обладающих профессиональными компетенциями и в профессию не идут. То есть студенты не получают знания, а «отсиживают» время в вузе для получения диплома. И даже, несмотря на обилие оборудованных высокопрофильных ветеринарных центров и клиник, квалифицированных кадров даже для лечения собак и кошек не хватает.

При этом сами студенты готовы платить за получение качественного образования. Например, в Москве на днях открылся первый частный вуз – Международная ветеринарная академия, где будут готовить ветеринарных врачей для ветеринарных клиник по лечению мелких домашних животных.

А ведь агропредприятия тоже всё больше нуждаются в адекватных специалистах! Командная работа агрономов, зоотехников и ветеринарных врачей предприятий при грамотной поддержке руководства обеспечивает значительное снижение себестоимости производства. Только где взять, как выучить таких специалистов? 

Поиск решений

Государство активно ищет поиск решений этих вопросов.

Проблема с кадрами в вузах не позволяет обеспечить качественный образовательный процесс. Проблема и в том, что выпускники не приходят работать на производство.

На январских Парламентских слушаниях было озвучено, что за последние годы создан 21 учхоз, в основном со специализацией по механизации и растениеводству. С животноводческим дивизионом же все сложнее – основной проблемой является отсутствие практических навыков работы в промышленном животноводстве как у преподавателей, так у ученых, так и, соответственно, у студентов и аспирантов. Это влечет за собой колоссальные проблемы на производстве: нет адекватных специалистов, а применение проверенных на ограниченном поголовье ветеринарных препаратов и кормовых добавок зачастую не приносят никакого результата.

Решением может быть обеспечение предприятий специалистами за счет целевого обучения. Но возникает вопрос – где обучать специалистов (да и преподавателей!) работе в условиях промышленного животноводства? Например, Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины начал сотрудничество с рядом ведущих предприятий региона. Например, на птицефабрике «Синявинская» 6-недельную практику проходят 19 студентов с первого по пятый курс.

Вместе с тем, на базе предприятий обучение студентов невозможно хотя бы из логистических соображений. Обеспечение учебного процесса – это непрерывная работа многих кафедр и преподавателей, позволяющих обеспечить фундаментальные и практические знания по изучению более чем 400 болезней, в том числе общих для человека и животных.

При этом здоровье животных складывается не из ветеринарных мероприятий, а из правильной технологии, содержания, кормления, других общехозяйственных мероприятий. Огромное значение имеет и командная работа специалистов. Например, в молочном животноводстве только согласованные действия агронома, зоотехника и ветврача помогают достичь высокой продуктивности и качества молока.

Таким образом, идеальным вариантом является, когда студент уже с первых курсов осваивает практические навыки по уходу за животными – в соответствии с образовательной программой.

Не следует забывать и о необходимости регулярного повышения квалификации специалистов, которым также нужно совершенствовать практические навыки работы на производстве. Практические аспекты работы сегодня повышать негде.

Например, с 2016 года нами проводятся курсы повышения квалификации «Лабораторное обеспечение организации системы контроля инфекционных болезней, применения антимикробных препаратов и производства безопасной продукции птицеводства». На курсах специалистов учат самостоятельно решать производственные задачи и снижать себестоимость производства за счет оптимизации системы диагностического мониторинга, противоэпизоотических, ветеринарно-санитарных и общехозяйственных мероприятий. За эти годы нами были организованы курсы в Ленинградской, Белгородской, Новосибирской областях и Краснодарском крае. В каждом из этих регионов проводили обучение на базе государственных ветеринарных лабораторий, потому что ни в одном НИИ (ФНЦ) и вузе нет возможности провести весь цикл лабораторных исследований. Что уж говорить о клинических дисциплинах, где необходимо провести осмотр и обследование животных, отобрать пробы биоматериала (а возможно, и провести патологоанатомическое вскрытие), установить диагноз, назначить и провести необходимое лечение. Да и в принципе технология производства нашим выпускникам близко незнакома.

На мой взгляд, в аграрных и ветеринарных вузах должны быть не просто учхозы, а научно-образовательные центры с самыми настоящими промышленными животноводческими комплексами, чтобы наука и практика могли развиваться в одном ключе. И преподаватели могли бы совершенствовать свои практические знания, и студенты осваивали азы работы на животноводческих предприятиях. Пусть не 90 птичников, а два, зато – настоящие. Два свинарника, два двора, небольшие комбикормовый и убойный завод и цех переработки. Построить такой центр можно за год, и финансовые вложения не столь велики, особенно если использовать имеющуюся научную инфраструктуру.

На базе такой развитой научной инфраструктуры специалисты смогут и учиться, и повышать квалификацию, разрабатывать новые технологии, и наукой заниматься на благо страны. Студенты 1-2-го курса смогут изучать основы ветеринарной медицины, начиная от анатомии и физиологии, заканчивая уходом, кормлением и содержанием животных – в промышленных условиях. С 3-4-го – изучать клинические дисциплины и выбирать специализацию (птицеводство, свиноводство, молочное/мясное скотоводство).

Например, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области находится два системообразующих отраслевых вуза: аграрный и ветеринарный. Всего в них учится больше 10 тысяч студентов. Кроме того, есть национальный университет ИТМО, с помощью которого можно было бы разрабатывать цифровые технологии в животноводстве, вместо использующихся зарубежных. Заинтересованы в создании такого НОЦа и медицинские вузы и НИИ, так как зоонозы и безопасность продуктов питания – наши общие междисциплинарные темы. Крупнейшие производители ветпрепаратов тоже заинтересованы в подобной научно-образовательной инфраструктуре, чтобы проводить доклинические и клинические испытания и внедрение препаратов (сегодня ветпрепараты на предприятия попадают прямо из вивария). О «болезнях технологий» и групповом иммунитете, организации систем общехозяйственных, диагностических, противоэпизоотических, ветеринарно-санитарных мероприятий с учетом экономики производства знают, похоже, только специалисты самих предприятий. 

Есть инициатива!

В 2018 году мы с коллегами обращались в Аграрный комитет Госдумы с предложением создать Научно-образовательный центр на базе Всероссийского научно-исследовательского ветеринарного института птицеводства (ВНИВИП). Институт был создан в 1960-е годы путем выделения лаборатории болезней птиц Ленинградского ветеринарного института. На 10 гектарах были размещены четырехэтажные лабораторные корпуса, птичники и виварии, инкубатории и все, что необходимо для содержания птицы и занятий наукой и практикой. Есть административный корпус, конференц-залы на 300 и 60 человек, библиотека, общежитие, столовая. Была и производственная база – завод диагностикумов и биопрепаратов (здания внутри полуразрушены, но восстановить можно).

В 2016 году в связи с реформой РАН ВНИВИП стал филиалом ФНЦ ВНИТИП РАН и потерял юридическую самостоятельность. За эти годы сменилось несколько директоров, большинство ученых уволилось, а материально-техническая база значительно устарела.

В 2018 году в реализации инициативы по созданию Научно-образовательного центра на базе научной инфраструктуры было отказано по причине ведомственной принадлежности к Минобрнауки. Вместе с тем на Парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на тему «О законодательном обеспечении развития сельскохозяйственной науки и подготовки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Российской Федерации» была ярко обозначена необходимость сотрудничества Минсельхоза и Минобрнауки.

Может быть, теперь пришло время создать в нашем регионе современный научно-образовательный Центр, который будет и специалистов высококвалифицированных готовить, и квалификацию повышать, и наукой заниматься?

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Аквакультурные перемены

Аквакультурные перемены

А.М.Голохвастов
ген. директор ГК «Агриконсалт»

Одним из условий роста производства продукции аквакультуры является обеспечение отрасли кормами, причем качественными, технологичными и, по приемлемым для рыбоводов ценам.

Третья по индейке

Третья по индейке

Россия стала третьим крупнейшим производителем мяса индейки в мире после США и Германии и заняла второе место в Европе, произведя в 2021 году, согласно уточненным данным консалтингового агентства AGRIFOOD Strategies, 400 тысяч тонн индюшатины во всех категориях хозяйств.

БИОТРОФ-111: СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ

БИОТРОФ-111: СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ

Г.Ю.Лаптев
Е.А.Йылдырым
Л.А.Ильина
Д.Г Тюрина
Н.И.Новикова
В.А.Филиппова
А.В.Дубровин
Е.С.Пономарева
К.А.Калиткина
ООО «БИОТРОФ»

Силосование кормов – это исключительно микробиологический процесс, поэтому на исход этого процесса можно повлиять, внося закваски на основе культур микроорганизмов.