Морковь: тренды и перспективы

Морковь: тренды и перспективы

Эксперты зафиксировали сокращение производства моркови, в среднем на 3% в год. Основные причины – методичное сокращение посевных площадей, дефицит мощностей для хранения и отсутствие организованного сбыта у малых форм хозяйствования. 

Нереализованный потенциал

Морковь столовая – одна из основных овощных культур, производство которой в мире стабильно увеличивается. Так, посевные площади моркови, по данным ФАО, за период с 2000 по 2020 гг. увеличились на 13%, валовые сборы – в 1,9 раза, достигнув к 2020 году 1,1 млн га и 41 млн т соответственно.

Россия входит в число мировых лидеров по производству моркови столовой. Однако производители сталкиваются с рядом системных проблем, включая технологическое отставание, медленное внедрение инноваций в производство, рост цен на производственные ресурсы, отсутствие организованного сбыта продукции у малых форм хозяйствования, дефицит мощностей хранения продукции, недостаточность государственной поддержки овощеводства открытого грунта. На этом фоне за период 2012­-2021 гг. наблюдалось сокращение посевных площадей под морковью в среднем на 3% в год в целом по всем категориям хозяйств и в организованном сегменте. К 2021 году посевные площади моркови снизились с 59,5 до 45,3 тыс. га.


Несмотря на сокращение за последние 10 лет, в структуре посевных площадей и валовых сборов по­прежнему превалируют хозяйства населения: по итогам 2021 года их доля составила 52% и 41% соответственно. Низкая инновационная активность, невозможность внедрения новых технологий в производство в данных категориях хозяйств в России приводят к технологической отсталости и, как следствие, стагнации сырьевой базы.


После некоторого роста в 2019 году в 2020-­2021 гг. валовые сборы моркови в России продолжили снижение: сказались проблемы с урожайностью на фоне неблагоприятных погодных условий, проблемы с привлечением рабочей силы на сезонные работы, а также рост материальных затрат на производство продукции вследствие пандемии коронавируса. По итогам 2021 года производство сырой моркови в России составило 1,3 млн т, что на 5% ниже уровня предыдущего года.

Указанные проблемы с самообеспеченностью России сырой морковью поддерживают импорт на уровне 10­-12% от совокупного объёма ресурсов моркови в год. При оценке в расчёте на объёмы промышленного выращивания моркови в России (сельхозорганизации), доля импорта превышает 30%. По итогам 2021 года объём импорта моркови в Россию восстановился после влияния пандемии коронавируса и составил 186 тыс. т, что на 17% выше, чем в предыдущем году. Основными поставщиками моркови в Россию являются Израиль, Китай, Беларусь, Египет, Киргизия. Поставки моркови в Россию отличаются выраженной сезонностью. Наибольшие объемы приходятся на март­июль – в период дефицита урожая отечественной моркови на рынке.


По прогнозам Минсельхоза России, производство овощей открытого грунта в России к 2025 году должно увеличиться на 25% по сравнению с уровнем 2020 года. В то же время экспертное сообщество подчеркивает, что в настоящее время государственная поддержка отрасли овощеводства недостаточна. Производителей овощной продукции поддерживают в рамках стимулирующей субсидии, размер которой снижается. Так, на 2022 год на эту меру заложено 20 млрд руб. при уровне 2021 году в 25 млрд руб. Также отмечается сокращение количества овощеводческих хозяйств. В этих условиях бизнес указывает на необходимость разработки программы комплексной поддержки производителей овощей открытого грунта.

По мнению экспертов, без существенного увеличения объёма и расширения мер государственной поддержки посевные площади под морковью столовой в России продолжат сокращаться. «По нашим прогнозам, мы можем терять в среднем 3-­5% площадей в год. Такими темпами к 2026 году они могут снизиться до 39 тыс. гектаров, – комментирует Роман Нуриев, коммерческий директор «ГК Интерагро». – В этих условиях существенного роста валовых сборов моркови ожидать не приходится».

Основным фактором возможного роста производства моркови остаётся рост урожайности. В целом за 2012-­2021 гг. урожайность овощей открытого грунта возросла на 12%. Кроме того, ситуацию несколько выравнивают точечные принятия программ развития овощеводства открытого грунта в отдельных регионах. Например, в Ставропольском крае к 2024 году планируют увеличить производство овощей в два раза по сравнению с 2020 годом за счёт развития орошения, товаропроводящей инфраструктуры. Однако в целом потенциал развития сырьевой базы производства моркови в России останется нереализованным в среднесрочной перспективе. 

Переработка: курс на ЗОЖ

По оценкам Плодоовощного союза, около 50% урожая овощей открытого грунта идет на переработку, и морковь входит в ряд наиболее популярных позиций. Среди направлений переработки моркови в России, как и на мировом рынке, лидируют два сегмента – замороженная продукция и консервация. По оценкам агентства MordorIntelligence, мировой рынок моркови за период 2022-­2027 гг. должен увеличиться в среднем на 4% в год. 


Замороженные овощи: заметный рост

По данным Росстата, за период 2017-­2021 гг. объёмы производства замороженных овощей в России увеличились в два раза, достигнув 128 тыс. тонн по итогам 2021 года. Ведущим производителем замороженных овощей в России является ЗАО «Хладокомбинат западный» (Московская область), занимающий свыше 20% объёма рынка. Также в число лидеров в производстве замороженных овощей в России входят ООО «ТД «Покоторг» (г. Москва), ООО «Трио-­Инвест» (Московская область), ООО «Белгородские овощи» (Белгородская область), ООО «Ортика Фрозен Фудс» (г. Москва).

Активный рост производства замороженных овощей в России в среднем на 15% в год обусловлен ростом потребительского спроса на фоне ускорения ритма жизни населения, увеличения доходов городского населения, популяризации здорового питания. Одновременно с этим сохраняется значительная доля импорта (до 70%) в данном сегменте овощной продукции, практически в три раза превышающая объём производства. Развитие производства замороженных овощей в России сдерживается отсутствием высококачественных, надежных и доступных в финансовом отношении флюидизационных скороморозильных аппаратов. 


Овощные консервы: влияние привычки

Производство овощных консервов в России по итогам 2021 г. составило 635 млн тонн, что на 18% больше уровня 2017 года. Наибольшее влияние на рынок консервированных овощей оказывает конкуренция с зарубежными производителями, а также медленное развитие спроса, связанное с сохранением привычки к домашней консервации овощей. По оценке экспертов, доля импорта в ресурсах овощных консервов в России составляет свыше 30%. Лидерами по поставкам овощных консервов в Россию являются Китай и Испания. 

Пюре и пасты: перспективный сегмент

Одним из перспективных направлений переработки моркови является также сегмент пюре и паст. По данным Росстата, в России объём производства овощных пюре и паст по итогам 2021 года составил 621,3 млн условных банок, что в 3,8 раза больше уровня 2017 года. 


Бэби-морковь: здоровое питание

Растущий спрос на бэби­морковь является основным драйвером мирового рынка свежей моркови.

В России данный сегмент также набирает популярность. По данным Росстата, производство овощей резаных, расфасованных в пакеты, составило по итогам 2021 года 29,9 тонн, что в 4,6 раза превышает уровень 2017 года. 

Сушеные овощи: рынок не развит

Сегмент сушеных овощей, а также производство мелкодисперсных натуральных пищевых порошковых концентратов развит в России в настоящее время всё ещё недостаточно. По экспертным оценкам, в России действуют несколько десятков производителей сушеной овощной продукции. Однако они не формируют рынка, так как производят товар в недостаточном количестве.Наиболее крупными игроками на рынке сушеной продукции являются: группа компаний «DRY­FOOD»(Республика Чувашия), ООО «ФерузаЛайн» (г. Москва) и группа компаний «ТАВ» (Республика Чувашия).

«Уменьшение в продуктах сахара, натуральность и безопасность продукции без искусственных добавок, глубокая переработка продукции, которая позволит потребителям тратить меньше времени на приготовление еды дома, шоковая заморозка свежих овощей, а также рост популярности инновационных овощных продуктов и снеков – вот основные потребительские тенденции российского и мирового рынков продукции переработки моркови. Они будут определять рынок в среднесрочной перспективе», – отмечает Екатерина Бабаева, генеральный директор «Интерагро». 

По материалам «ГК Интерагро»

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Широкие возможности науки

Широкие возможности науки

В Ленинградском НИИСХ «Белогорка» – филиале ФГБНУ «ФИЦ картофеля имени А.Г.Лорха» 5 июля 2022 года состоялась ежегодная приемка опытов по выполнению плана НИР Государственного задания.

Молочная отрасль – шаги развития

Молочная отрасль – шаги развития

На конференции «INTEKPROM DAIRY 2022», состоявшейся в Санкт-Петербурге, рассматривались вопросы в области модернизации молокоперерабатывающих производств.

Тепличные тренды

Тепличные тренды

23 июня 2022 года в Москве прошел III сельскохозяйственный форум «Тепличная отрасль России – 2022», ежегодно собирающий ключевых игроков сектора защищенного грунта России.