Сбор ягодоводов

Сбор ягодоводов

В Санкт-Петербурге состоялась VI Международная конференция «Ягоды России 2023». Организаторами мероприятия выступили Ягодный союз и информационное агентство «FruitNews».

 Три насыщенных дня

Три дня работы конференции – с 15 по 17 февраля 2023 года – производители и переработчики ягод, поставщики рассады и саженцев, удобрений, средств защиты растений, услуг, оборудования и материалов для выращивания, упаковки и переработки ягодной продукции, представители предприятий оптовой и розничной торговли, научных и образовательных учреждений делились информацией и опытом. Участники, а их было более 520 человек, приехали из разных уголков России.

Одновременно с конференцией проходила выставка, на которой были представлены технологические решения для ягодоводов.

Первый день конференции был посвящен торжественному приему в ряды Ягодного союза новых участников с вручением сертификатов, проведению общего собрания участников союза, индивидуальным консультациям с отраслевыми экспертами и налаживанию деловых контактов в выставочной зоне. На второй день работы конференции состоялись бизнес-мероприятия и выступления экспертов отрасли.

В течение двух дней перед коллегами выступило более 50 спикеров, программа была действительно очень насыщенной. Спектр докладов был обширным: технологии выращивания ягодных культур, защита растений, работа питомников, сертификация и диагностика, защита селекционных достижений, сбыт и многое другое. Один из семинаров был посвящен применению гидропонной технологии для выращивания земляники садовой в Италии и в мире. 

Сбыт начинается с выращивания

В небольшой статье нет возможности рассказать обо всех выступлениях на конференции, поэтому остановимся на некоторых. На сессии «Направления развития отрасли ягодоводства» выступал генеральный директор ООО «Тульский сад» Евгений Митницкий. В начале работы конференции состоялось награждение победителей конкурса «Гран-при ягодной отрасли 2023». Так вот, Евгений Митницкий получил награду в номинации «Семейная ферма года».

В своем выступлении Евгений рассказал, как нужно выращивать ягоды для разных каналов сбыта. Он знает об этом не понаслышке, потому что присутствует на рынке с 2016 года, выращивает жимолость, землянику, смородину, крыжовник, голубику, малину.

По словам эксперта, самым популярным каналом сбыта земляники являются прямые продажи. Для всех каналов продаж недопустимо повреждение ягод болезнями и вредителями. Если для прямых продаж главное – органолептические характеристики ягод, то для сетей – внешний вид и лежкость. Спикер рассказал, какие сорта подходят для переработки, замораживания и сушки. Самый востребованный сорт земляники для переработки – Зенга Зенгана, это сорт эталон.

Для выбора сорта малины важно учитывать способ сбора ягод – механизированный или ручной. Для механизированной уборки нужен лёгкий отрыв ягод. Голубику покупают хорошо, но она дешевле малины. При выборе сортов черной смородины, а их огромное количество, надо учитывать требования сетей, оптовиков и переработки – они у всех разные. Крыжовник – непопулярная ягода, неликвидная, но его зеленые сорта можно сдавать на переработку. Нет смысла выращивать цветную смородину, ее едят мало и цена низкая. По жимолости наблюдается рост продаж, ягода становится популярнее.

В заключение спикер сделал вывод, что надо работать над лёжкостью ягод – это актуально для всех назначений.

О прогрессе в сотрудничестве ягодоводов с розничной сетью рассказал ведущий менеджер по закупкам импорта сети «Азбука Вкуса» Роман Важенков. Ягоды – ключевая позиция в структуре продаж сети, они занимают долю 21% в общем объеме продаж плодоовощной продукции сети (79% – овощи и фрукты). Из ягод самые популярные – клубника (34%), малина (22%), голубика (39%). Фермерские ягоды в структуре продаж занимают 11%. Роман отметил сложности при работе с фермерами – отсутствие доставки до склада, транспорта с рефрижераторами, объема и т.д. В планах – поиск поставщиков голубики, миксов, наполнение и развитие Фермерской платформы, поиск нестандартных решений – в ассортименте, упаковке и т.д.

Поставки ягод малины в розничные сети стали темой выступления Ирины Барбашиной, главного агронома ООО «Ягодная долина». По мнению спикера, надо с самого начала подходить грамотно уже на стадии выращивания ягод, учитывать все особенности при выборе качественного посадочного материала, системы орошения, питания, защиты и т.д. Важен подбор сорта, в хозяйстве используют сорт Энросадира, это, по словам, Ирины, сорт №1 по shelf line (возможному сроку хранения ягод) среди сортов, имеющий высокие вкусовые качества. Наиболее популярными упаковками малины являются 125 и 200 г. Потребители хорошо воспринимают товар в оригинальных и красивых упаковках – на них обращают внимание в первую очередь. Также были подробно рассмотрены требования торговых сетей при приемке ягод. Спикер посетовала на сети, что требуют на ягоды фитосанитарные сертификаты, хотя ягоды не являются карантинным объектом. 

Выставка решений

На выставке были представлены технологические решения для ягодоводов. Эксперты инновационных технологий управления теплом предлагали строить новые хранилища для ягод с использованием сэндвич-панелей. Можно было познакомиться с услугами по проектированию и строительству промышленных и фермерских теплиц, в том числе ягодных теплиц из овальной трубы, ягодных туннелей на плоскоовальной трубе. Предлагалось промышленное оборудование для агропредприятий и ситиферм, в том числе оригинальная технология выращивания земляники на минеральной вате. Субстраты из каменной ваты для промышленного производства овощей, цветов, ягод в закрытом грунте предлагались вместе с технологической поддержкой и инструментами контроля безопасности и свежести продукции.

Широко были представлены комплексные решения систем орошения для ягодоводческого хозяйства. Только капельное орошение предлагали порядка пяти компаний. Вызывало интерес технологическое оборудование для выращивания культур в тепличных комплексах – растворные узлы, управление микроклиматом, водоподготовка с системами автоматического управления и контроля, кстати, входящие в систему Росагролизинга.

Открытыми для сотрудничества были и производители оздоровленного посадочного материала, имеющие большие коллекции in vitro различных ягодных культур. Питомники ягодных растений предлагали современные промышленные сорта.

Поставщики саженцев ягодных и плодовых культур также осуществляют прямые поставки из Европы круглый год, оказывают услуги по сопровождению. С зарубежным опытом можно было познакомиться и прямо на выставке, где международный альянс партнеров предлагал услуги по поставкам элитного и высококачественного материала собственного производства. Можно было пообщаться с экспертами и получить консультацию.

Продавцы СЗР и удобрений не один год работают на рынке и хорошо знают потребности своих клиентов, поэтому предлагают продукцию мировых и отечественных лидеров, заслуживающих доверия.

На выставке были представлены нетканые материалы – мульчирующие и укрывные, инновационные (двухцветные, армированные, ламинированные, фольгированные); оборудование и упаковочные материалы, пластиковая продукция (горшки для растений); машины и оборудование для ухода за садами и сбора ягод, ягодоуборочный комбайн, линии для сортировки, упаковки и переработки ягод и многое другое.

Местом проведения следующей конференции «Ягоды России 2024» участники Ягодного союза выбрали Москву.

 

Союз профессионалов 

Блиц-интервью с председателем Ягодного союза Вячеславом Пленкиным. 

- Когда был организован Ягодный союз?

- Ягодный союз был создан в 2018 году, то есть ему уже 5 лет.

- И все эти годы вы проводите такие конференции?

- Да, это ежегодная конференция. Мы ее всегда проводим примерно в эти даты, но каждый раз в новом городе. Стараемся проводить в разных регионах России, чтобы мелкие производители, которые находятся в радиусе 300-400 км от места проведения, смогли приехать и принять участие.

- При выборе места проведения учитывается развитость в регионе ягодоводства?

- На это мы внимания не обращаем. Как раз целью союза и является развитие ягодоводства в регионах, его пропаганда.

- Видимо, в том числе, популяризация и информирование и являются целью вашей конференции?

- Всем нужны знания, информация. Причем нужна информация от квалифицированных профессионалов, а не от «блогеров» из интернета. Здесь выступают специалисты знающие, имеющие опыт, с научным подходом.

- Проводимые союзом конференции насыщенны и по объему материалов и по спикерам. Как в этом году представлен международный опыт?

- В связи с международной ситуацией иностранцев на этой конференции у нас практически нет, но на предыдущих у нас процентов 30 спикеров были зарубежными. У экспертов из Голландии, Англии, Германии, Италии обычно были очень интересные доклады, потому что с точки зрения производства они находятся впереди нас, а мы пока догоняем, учимся.

- Какие вопросы решает союз для развития ягодной отрасли?

- Когда союз только начинал свою деятельность, в минсельхозе даже не понимали, что у нас за организация. Теперь же все вопросы, касающиеся ягод, оттуда автоматически пересылают нам. Это вопросы и по разработке нормативов, и по посадочному материалу, по системности работы с ягодой, по реализации и т.д. Сегодня нами проводится достаточно большая работа.

Ягодный союз

Ягодный союз – это объединение производителей и переработчиков ягод России. Цель союза – стимулирование развития отечественной ягодной отрасли, а также защита интересов участников союза. Участниками союза являются более 120 организаций ягодной отрасли.

Поделиться статьей:

Другие статьи из журнала:

Турбулентность АПК не помеха

Турбулентность АПК не помеха

Как выстоять в эпоху геополитической турбулентности? Этим вопросом задались участники XXII конференции «Агрохолдинги России – 2022».

Сбор ягодоводов

Сбор ягодоводов

В Санкт-Петербурге состоялась VI Международная конференция «Ягоды России 2023». Организаторами мероприятия выступили Ягодный союз и информационное агентство «FruitNews».

Органика как стиль жизни

Органика как стиль жизни

Рынок органической продукции в России пока лишь развивается, однако продукты органик пользуются все большим спросом. Чем они отличаются от «эко» и «био» и как сделать так, чтобы покупатель имел возможность покупать по-настоящему качественные продукты, рассказал Сергей Бачин, председатель совета директоров компании «Агранта» и собственник входящего в компанию агрохолдинга «АгриВолга».