О том, как выбрать профессию, «вербовать» будущих абитуриентов, почему нужны «целевики», чем увлечь студентов беседуем с ректором Санкт-Петербургского государственного университета ветеринарной медицины (ФГБОУ ВО «СПбГУВМ»), профессором, доктором ветеринарных наук, членом-корреспондентом РАН Кириллом Владимировичем Племяшовым.
- Кирилл Владимирович, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в профессию?
- С детства у меня было две привязанности – море и собаки. Как настоящий ленинградский мальчишка, я занимался в школе юнг при Дворце пионеров, участвовал в международных парусных регатах, хотел посвятить свою жизнь морю. Одновременно интересовался кинологией, занимался в клубе служебного собаководства ДОСААФ. Когда настало время выбирать профессию, посоветовался с отцом, он сказал: «Иди-ка ты лучше коровам хвосты крутить!». Так мой выбор пал, как казалось, на более надежную специальность – ветеринарную медицину.
Моя профессия, да и вся жизнь связана с ветеринарией, а море, море – это хобби.
- Огромный жизненный период связывает Вас с СПбГУВМ – здесь вы учились, закончили аспирантуру и работаете уже на протяжении 25 лет. Каковы этапы вашей биографии?
- В 1991 году поступил в Ленинградский ветеринарный институт, который окончил в 1996 году по специальности «Ветеринария», получил квалификацию ветеринарный врач. В том же году поступил в заочную аспирантуру на кафедру акушерства.
Практически вся моя трудовая деятельность связана с СПбГУВМ. С 1997 по 2013 год я занимал разные должности: ассистента, доцента, профессора и заведующего кафедрой ветеринарного акушерства и гинекологии. Здесь получил ученую степень кандидата ветеринарных наук, степень доктора ветеринарных наук, звание профессора РАН и член-корреспондента РАН.
С июня 2021 года был назначен врио ректора, а с октября 2022 года – ректором ФГБОУ ВО «СПбГУВМ». Также продолжаю заведовать кафедрой акушерства и оперативной хирургии.
- И всё-таки на пять лет вы уходили в другую организацию?
- С 2013 по 2018 год работал директором ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт генетики и разведения сельскохозяйственных животных» (ВНИИГРЖ). Здесь глубоко освоил вопросы генетики животных, стал неплохим специалистом в этой области. Но альма-матер не оставил, работал по совместительству заведующим кафедрой, то есть я университет никогда не бросал.
- Параллельно с работой вы получили еще и специальность юриста, с чем было связано такое решение?
- Еще в аспирантуре я понял, что хочу быть руководителем, мне это интересно. А для этого необходимы дополнительные знания. Выбрал специальность юриста, потому что считаю, что юридическое образование раскладывает все по полочкам в голове. Вот и закончил в 2002 году Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права, получив квалификацию юриста по специальности юриспруденция.
- Как ребятам из села поступить в ваш университет?
- Сейчас подача документов очень упрощенная. Через Госуслуги можно удаленно, в цифровом формате подать документы из любого уголка нашей страны. Если в регионе, где проживают будущие абитуриенты, есть предприятия с участием государства, имеется возможность поступить по целевому набору. Также сельскохозяйственные предприятия могут готовить для себя специалистов, отправляя стипендиатов на учебу, так называемых целевиков. Стоит обучение недорого. В таких случаях конкурс на поступление ниже, и абитуриенту легче поступить к нам. Только потом молодой специалист должен отработать 3-5 лет на отправившем его на учебу предприятии.
Мы считаем, что это хорошая форма сотрудничества с работодателями. Государственные предприятия и бизнес тоже имеют право и возможность принимать участие в подготовке для себя квалифицированных кадров. Системная работа в этом направлении, поиск будущих специалистов уже на школьной скамье позволят обеспечить себя кадрами.
- Университет тоже ищет абитуриентов в школах?
- Конечно, мы ездим по школам, рассказываем об университете, о наших специальностях. Был случай, когда из одной только школы к нам поступило сразу 8 человек!
Мы отремонтировали наши музеи, постоянно проводим экскурсии, чтобы привлечь молодых людей, это тоже элемент профориентации. Не побоюсь этого слова – абитуриентов надо вербовать! И предприятиям тоже. Чем выше у нас будет конкурс, тем выше уровень абитуриентов, студентов, и, следовательно, будущих специалистов. У нас в университете проходной балл по предмету – 80, и это очень высокий балл по сравнению с другими профильными образовательными учреждениями.
- Университет имеет давнюю историю. Что представляет из себя университет сегодня?
- Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины – старейшее учебное заведение и родина высшего ветеринарного образования в России. Вуз имеет богатую историю, а в 2023 году он отмечает 215-летие со дня основания. Именно здесь в XIX веке было положено начало высшему ветеринарному образованию в нашей стране.
Сейчас СПбГУВМ – передовой вуз и крупный научный центр. Сложившиеся в течение столетий научно-педагогические школы университета позволяют на высоком уровне осуществлять как учебный, так и научный процессы. В университете работает коллектив ученых, признанных не только в России, но и за рубежом. Более 80% профессорско-преподавательского состава имеет ученые степени и звания.
Университет является членом Европейской ассоциации учреждений ветеринарного образования. Также имеет сертификат общественно-профессиональной аккредитации кластера программ «Ветеринария и зоотехния», который свидетельствует о соответствии образовательного процесса европейским стандартам качества образования ESG-ENQA. Совершенствование образовательной деятельности учитывает результаты анализа учебных программ ведущих вузов Европы (Германии, Франции, Италии, Польши, Эстонии).
Так что наши выпускники имеют очень высокую квалификацию. Стоит заметить, что около 99% специалистов высшей квалификации в сфере ветеринарии Ленинградской области и Северо-Западного региона РФ являются выпускниками СПбГУВМ.
- На каких факультетах проводится обучение?
- В университете осуществляется подготовка специалистов на факультете ветеринарной медицины, бакалавров и магистров – на факультетах ветеринарно-санитарной экспертизы, биоэкологии и водных биоресурсов и аквакультуры. Ведется подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре по программам «Ветеринария и зоотехния» и «Биологические науки».
В настоящее время на 4 факультетах и 23 кафедрах университета обучаются почти 3000 студентов и аспирантов.
- Как вы оцениваете уровень лабораторного оснащения?
- Университет располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки студентов и аспирантов. Исследовательская работа проводится в лабораториях бруцеллеза и туберкулеза животных, паразитологии, экологии, гистологии, ихтиопатологии, ветеринарно-санитарной экспертизы и других. Лаборатории постоянно пополняются и обновляются современным оборудованием. Спланированы мероприятия по созданию, техническому оснащению экологической и токсикологической лабораторий.
Нам выделен участок земли рядом с существующими учебными корпусами, на котором с нуля будет строиться ветеринарная клиника. Хотя одна университетская клиника у нас уже есть, и там студенты проходят практику. До конца года закончим ремонт одного из учебных корпусов. Так что в планах – создание единого учебно-лабораторного комплекса.
- Трудовая деятельность начинается с практики?
- Учебная и производственная практики проходят как в профильных организациях, так и в структурных подразделениях университета. Например, в 2022 году было заключено 473 договора с профильными организациями, в т.ч. 113 – с учреждениями государственной ветеринарной службы, 95 – с предприятиями АПК, 190 – с ветеринарными клиниками, 13 –с ветеринарными лабораториями, 20 – с научными учреждениями. Также университет заключает договора по прохождению практики с профильными учреждениями за пределами Российской Федерации.
Два студенческих отряда, организованные в университете, выезжают на трудовой семестр в организации, связанные с ветеринарией, сельским хозяйством и экологией.
- Куда идут работать выпускники?
- Одним из важнейших показателей высшего учебного заведения является процент выпускников, трудоустроенных по специальности. У нас этот процент высокий, что достигается благодаря сотрудничеству университета с предприятиями агропромышленного комплекса, государственными и негосударственными ветеринарными учреждениями, выступающими в качестве работодателей. Большую работу проводит отдел содействия трудоустройству выпускников. Мы проводим Дни открытых дверей, где представители предприятий могут общаться с будущими выпускниками. Просим предприятия делать о себе презентационные фильмы, чтобы «увлечь студентов своими возможностями. Работодателю надо себя рекламировать, но и данное слово затем держать.
Наши выпускники востребованы ведущими предприятиями страны, такими как «Мираторг», «Роскар», концерн «Детскосельский», многими другими государственными и негосударственными предприятиями, также научными учреждениями. А это показатель уровня и качества образования, получаемого в университете.
- Какие в университете существуют возможности для получения дальнейшего образования?
- Основными формами подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации являются аспирантура и докторантура. В аспирантуре подготовка проводится по двум направлениям – «Ветеринария и зоотехния» и «Биологические науки», включающим в себя 11 профилей.
Выпускники аспирантуры, как правило, продолжают трудовую деятельность в стенах нашего вуза, а также имеют востребованность на рынке труда среди предприятий агропромышленного комплекса.
Развивается и отдел дополнительного образования, где обучаются слушатели из государственных учреждений, акционерных обществ и других организаций, в том числе студенты, обучающиеся по программам высшего образования.
- На что направлена научно-исследовательская деятельность?
- Весь профессорско-преподавательский состав участвует в НИР, студенты пробуют себя в научно-исследовательской работе в рамках НИРС. Многие результаты НИР внедряются в практику.
В университете сложилось и развивается 14 крупных научных направлений и школ, возглавляемых ведущими специалистами страны. Научно-исследовательская деятельность университета ведется по основным научным направлениям, которые отвечают приоритетным направлениям развития науки и сельского хозяйства. Например, Школа ветеринарных хирургов под руководством профессоров Б.С.Семенова и А.А.Стекольникова изучает применение физических методов и анальгетиков в комплексном лечении животных с хирургической патологией. Школа ветеринарных акушеров и гинекологов под моим руководством ведет исследования патологии беременности и послеродовых осложнений и нарушений формирования полового цикла у коров. Школа микробиологов и вирусологов под руководством профессора А.А.Сухинина занимается усовершенствованием диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней. Есть Школы физиологов, фармакологов, ветеринарных анатомов, эпизоотологов, ветсанэкспертов и другие.
Университетом выигран грант Министерства образования РФ на создание страртап-студии для студентов и сейчас у нашей талантливой молодежи есть уникальная возможность воплотить в жизнь свои смелые, интересные и перспективные идеи.
Университет ведет большую научную работу по повышению генетики отечественных стад совместно с сельскохозяйственными предприятиями региона. Одним из примеров такого научного сотрудничества является уникальный проект по созданию селекционно-генетического центра на сельхозпредприятии «Бугры».
- Как вы сотрудничаете с зарубежными странами?
- Университет имеет большой опыт подготовки иностранных студентов. У нас обучаются молодые люди из 21 государства – из Индии, Казахстана, Эстонии, Финляндии, Марокко и др., их численность составляет порядка 80 человек. Мы планируем и дальше увеличивать контингент обучающихся в университете иностранных студентов, аспирантов и докторантов. Также будем расширять практику обмена студентами, преподавателями и научными работниками с ведущими вузами мира.
Приглашали и будем приглашать зарубежных ученых с целью развития перспективных научных направлений. Будем и дальше регулярно участвовать в деятельности различных международных организаций и ассоциаций. Наша цель - это неизменное перспективное развитие вуза. Мы стараемся идти в ногу с развитием современных технологий и требований реального сектора экономики. Хотим и дальше быть ведущим ветеринарным вузом России, признанным на международном уровне.
- Расскажите о цифровой трансформации высшего образования на примере вашего университета.
- Цифровая трансформация высшего образования позволяет расширять границы образовательного пространства за счет внедрения и использования электронных учебников и программ, онлайн-курсов, электронных библиотек, присоединения вузов к проекту «Национальная платформа открытого образования». Цифровая трансформация образования рассматривается как процесс перевода аналоговой образовательной среды образовательного учреждения в цифровую среду. Благодаря цифровой трансформации создается цифровой двойник вуза, существующий в интернет-пространстве.
- В качестве заключения – на что ориентировано образование в университете?
- На всероссийском совещании с ректорами подведомственных вузов, которое проходило в стенах нашего университета, министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев подчеркнул роль отечественного аграрного образования. «Знания и навыки, которые студенты приобретут в процессе обучения, станут платформой для дальнейшего развития отрасли и повышения качества продукции АПК, которую знают и любят во всем мире. Мы должны сделать эту платформу прочной, но одновременно гибкой, способной оперативно реагировать на изменяющиеся условия», – отметил Дмитрий Патрушев.
Наша задача – обеспечивать ветеринарное благополучие в стране, эпизоотическое благополучие, делать все для не распространения болезней, одинаковых для животных и человека, обеспечивать здоровье животных.
Образование в нашем университете направлено на обеспечение инновационного развития сельскохозяйственной отрасли и науки путем повышения качества подготовки специалистов. Мы делаем все для того, чтобы наши выпускники могли эффективно и успешно работать в условиях быстро меняющегося мира.