Кооперативное просвещение

Кооперативное просвещение

Сегодня более миллиарда человек является членами кооперативов во всём мире, создавая более 200 миллионов рабочих мест. Кооперативы присутствуют во всех странах и во всех секторах экономики, и, прежде всего, в сельском хозяйстве.

 

Одним из средств реализации экономической самостоятельности и повышения благосостояния населения, важным инструментом экономического и социального развития является кооперативный сектор. Кооперативные принципы имеют длительную историю, первые были выработаны еще в начале ХIХ века. Одним из важных принципов является организация обучения и повышения квалификации.

 

Именно вопросам кооперативного просвещения был посвящен Первый Петербургский кооперативный форум «Современная российская кооперация: образование и производство», состоявшийся 8 апреля 2016 года в Санкт­Петербургском государственном аграрном университете (СПбГАУ). Выступавшие на форуме специалисты по вопросам кооперации поднимали проблемы, связанные с применением кооперативных форм работы.

 

Во вступительном слове проректор по научной работе СПбГАУ Вячеслав Ружьев поддержал идею кооперативного образования: «Широкое изучение кооперативных ценностей и принципов и их пропаганда, преподавание соответствующих спецкурсов в учебных заведениях будет способствовать возрождению кооперативной культуры и поможет воспитанию людей».

 

 

Там, где не выгодно бизнесу

По мнению профессора СПбГАУ Павла Лукичева, кооперативы часто создаются в тех регионах и в тех видах производства и услуг, которые бизнес не считает выгодным для себя обслуживать. Кооперативные структуры позволяют людям объединять свои ресурсы и навыки, вместе добиваясь экономических целей и задач, которые не могут быть достигнуты человеком, действующим в одиночку.

 

Доцент кафедры экономики СПбГАУ Любовь Стародубцева напомнила, что 31-­й Конгресс МКА (Международный Кооперативный Альянс) в 1995 году подчеркнул социальную направленность кооперации, то, что кооператив – это, прежде всего, объединение людей, а не капиталов, а его главная цель – удовлетворение потребностей своих членов. Во многих случаях членами кооператива движет не непосредственно доход, а возможность получать услуги, отвечающие их требованиям по доступным и качественным товарам и сервису.

 

Одной из проблем, тормозящих развитие кооперации в Ленинградской области и в целом по России, является не правильное понимание видов кооперации. «Например, потребительскую кооперацию очень часто путают с производственной кооперацией, по сути, некоммерческую форму с коммерческой, – отметил президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленинградской области и Санкт­-Петербурга Михаил Шконда. – Практика показывает, что решить некоммерческие задачи коммерческими механизмами невозможно. Поэтому необходимо повысить уровень понимания общества в вопросах кооперации. Помимо всего людям не известен механизм внутрикооперативного взаимодействия, что также должно стать предметом просвещения».

 

 

Инициатива вузов

К сожалению, прошедшее после вступления в силу федерального закона ФЗ­193 «О сельскохозяйственной кооперации» двадцатилетие не отмечено сколько­нибудь серьезными действиями и работой на ниве восстановления кооперативного просвещения и образования. «В настоящее время система кооперативного просвещения и образования, к глубокому сожалению, не сформировалась, – считает профессор Сергей Пахомчик. – Как нет завершенной системы построения всей системы сельской кооперации, так нет и системы подготовки кадров. А эти вещи взаимозависимые. Нет кадров – нет успеха».

 

В системе аграрных вузов Министерства сельского хозяйства РФ, несмотря на все разговоры и негласно объявленную поддержку этого направления на всероссийских съездах сельских кооперативов не прослеживается линия на поддержку кооперативного образования. Инициаторами по возрождению традиций российского кооперативного образования в аграрных вузах страны выступили такие учебные заведения, как РГАУ (МСХА) имени А.К.Тимирязева (Москва), ГАУ Северного Зауралья (Тюмень), СПбГАУ (Пушкин), Якутская ГСХА (Якутск) и в некоторых других (Саратов, Волгоград, Курган и др.).

 

 

Кооператив из лаборатории

Преподаватели-­энтузиасты предпринимают попытки создания научных подразделений вузов. Предпосылкой создания Международной лаборатории кооперации в СПбГАУ стала деятельность профессорско­преподавательского состава кафедры экономической теории по данному направлению с 2005 года. «Двигателем» идеи стала доцент кафедры экономики СПбГАУ, заведующая Международной лабораторией кооперации СПбГАУ, специалист по формированию кооперативных систем региона Елена Аверьянова. Идейным руководителем – профессор кафедры экономики Тамара Ковалева.

 

«На начальном этапе мы изучили финский опыт кооперативного образования, в том числе деятельность школьных и студенческих кооперативов, – рассказывает Елена Аверьянова. – Надо отметить открытость финских коллег, которые предоставили нам материал о 8­уровневой системе кооперативного образования».

 

Помимо пропаганды идей кооперации Лаборатория занимается и практикой: от научно – организационно содействия в создании в 2010 году первого в современных условиях Санкт­Петербургского студенческого кредитного кооператива «Агроунивер доверия» до участия в инициативной группе по созданию Царскосельского студенческого некоммерческого потребительского общества «Студенческий капитал» в 2015 году. В основе создания первого студенческого кооператива лежит инициатива студентов по организации спортплощадки и проката спортинвентаря. Начато сотрудничество с розничной сетью «МАГНИТ» по реализации совместного проекта «Студенческий Магнит» с целью создания учебно­производственной модели.

 

Для решения задач возрождения кооперативной культуры в рамках Международной лаборатории кооперации разработан проект «Просвещение», целью которого является передача и распространение знаний и кооперативной культуры.

 

 

Молодежное предпринимательство

Активно подключается к решению проблемы кооперативного просвещения и образования сельской и студенческой молодежи Российский Союз сельской молодежи. «Союз в меру возможностей пытается привлечь внимание к этой проблеме, организуя на последних двух Всероссийских съездах сельских кооперативов (2-­м и 3-­м) молодежные секции, – рассказывает С.Пахомчик. – С сельской кооперацией он связывает вопросы развития сельского молодежного предпринимательства, в том числе программ «Молодой фермер» и «Начинающий кооператор», закрепления молодежи на селе».

 

«Стремительный рост объема знаний по каждой профессии и их разнонаправленность требует новых подходов к организации учебного процесса в вузе, – отметил доцент СПбГАУ Владимир Петров. – В этом может помочь создание студенческого потребительского общества».

 

 

Правое дело

Выступающие также поднимали вопросы выработки эффективных организационных и правовых механизмов использования кооперативных форм в сфере применения, внедрения и коммерциализации научных достижений. Сложность этой задачи и необходимых для решения вопросов не должны быть препятствием, о чем говорил юрист ФГБНУ «Ленинградский НИИСХ «Белогорка» А.В.Петров: «Отдельные элементы регулируются различными нормами не всегда скоординированными между собой». А ведь кооперативные формы работы являются формами, наиболее адекватно отражающими существо отношений в указанных сферах.

 

Петербургский кооперативный форум проходил в рамках реализации проекта «Возрождение студенческой кооперации в современной России», проекта­победителя конкурса «Моя страна – моя Россия» 2011 года. «Примечательно, что проект реализуется в рамках частно­государственного партнерства, его софинансирует крупный предприниматель Вениамин Грабар. Это хороший пример сотрудничества вуза с социально­ориентированным бизнесом», – отметила доцент кафедры СПбГАУ Валентина Аверьянова.

 

Сегодняшние кооперативы производят почти $ 2,98 трлн. годового дохода. Наибольшее место кооперативы занимают в таких странах, как Новая Зеландия (20% ВВП), Нидерланды (18% ВВП), Франция (18% ВВП) и Финляндия (14% ВВП).

 

Российским кооперативам есть куда развиваться!

 

 

Поделиться статьей:

Возможно, вам это будет интересно:

Монгольские и уральские ученые договорились о сотрудничестве

Монгольские и уральские ученые договорились о сотрудничестве

Ученые обсудили планы совместной работы в области мониторинга и прогнозирования биологических рисков в животноводстве, изучения и сохранения генетических ресурсов животных в целях использования их в селекционном процессе, создания биопрепаратов нового поколения и технологий для борьбы с инфекционными, паразитарными и незаразными болезнями животных и т.д.

Рекорды племенного завода «Раздолье»

Рекорды племенного завода «Раздолье»

В 2019 году АО «Племенной завод «Раздолье» отметил свой 75-й юбилей. На протяжении всего этого времени в развитие старейшего племенного предприятия, которое находится в Приозерском районе Ленинградской области, вкладывали знания, силы и энергию несколько поколений сотрудников, настоящих профессионалов своего дела. Как общими усилиями удалось из рядового хозяйства сделать племенной завод с высокой продуктивностью молочного скота и европейским уровнем культуры производства, нам рассказала директор АО «Племенной завод «Раздолье» Зоя Васильевна Никонова.

Российский разработчик инженерного программного обеспечения поддержит Национальную премию им. А.А.Ежевского

Российский разработчик инженерного программного обеспечения поддержит Национальную премию им. А.А.Ежевского

Премия вручается студентам 2-4 курсов бакалавриата и 2-5 курсов специалитета высших учебных заведений за достижение высоких результатов в учебе и исследованиях, связанных с разработкой и конструированием современных сельскохозяйственных машин, оборудования, узлов и агрегатов для растениеводства и кормопроизводства.

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными новостями.