Свершилось: Федеральный закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 25 июля 2018 года принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации, а 3 августа утвержден Президентом России.
Несмотря на то, что органическое производство фактически существует в России уже более 15 лет, до сих пор эта сфера деятельности не имела законодательной базы. Первые попытки урегулировать законодательство в сфере органического производства и закрепить сам термин «органическая продукция» начались еще в 2003 году, когда в верхней палате российского парламента прошли первые обсуждения этого вопроса. Редакцию Закона «О производстве экологически чистой (органической) сельскохозяйственной продукции» Минсельхоз подготовил только в 2012 году, но тогда законопроект поддержан не был. Только с третьей попытки, когда к разработке закона подключилось специализирующееся на производстве органик-продукции сообщество, наконец, была подготовлена версия, которая и легла в основу законопроекта.
Органическое сельское хозяйство существует в 178 странах мира. 89 стран имеют собственные законы об органической продукции. Теперь к ним присоединится и Россия. Правовое регулирование отношений в области производства органической продукции основывается на актах, составляющих право Евразийского экономического союза. «Закон вобрал в себя лучшие практики законодательного регулирования в СНГ и в Европе. Новая редакция, в том числе, была проработана и при участии экспертов ФАО (ред. – Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН – Food and Agriculture Organization). Таким образом, наш закон полностью интегрирован в европейскую систему органического производства», – прокомментировал автор и инициатор законопроекта Сергей Сорокоумов.
До вступления Закона в силу, а это должно произойти 1 января 2020 года, в течение всего следующего года Минсельхозу необходимо найти финансирование создания единого электронного государственного реестра производителей органической продукции, определить форму и порядок маркировки, а также использования графического изображения (знака) органической продукции единого образца. Необходимо наладить систему подтверждения соответствия производства органической продукции в форме добровольной сертификации. За оставшиеся год с небольшим нужно создать реестр производителей, проработать систему господдержки органических производителей, принять ряд подзаконных актов, а также организовать систему информационного и методического обеспечения, оказания консультационных услуг в сфере производства органической продукции.
Возможно, принятый закон несовершенен. Можно в нем найти какие-то несоответствия европейским директивам и практикам. В законе ничего не говорится об импортной органик-продукции и ее сертификации, нет защиты от контрафакта и фальсификата, контроля за аккредитацией сертификаторов… Но главное – закон принят, и его нынешняя версия соответствует ожиданиям органического сообщества. Сделан важный шаг на пути к новым формам развития сельского хозяйства. Теперь предстоит работа по созданию всей правовой базы. Ссылка в законе на национальные стандарты позволит детально проработать требования, которые должны стать основой отечественного органического рынка.
Следует отметить, что в России закон об органической продукции принят примерно в одно время с аналогичными нормативно-правовыми актами в соседних с нами странах. Так, 10 июля был принят закон в Украине, в ближайшее время он будет рассмотрен в Казахстане и в Белоруссии.
Пока же во всей огромной России официальный статус органического хозяйства имеют всего 70 аграрных компаний. Кстати, даже в отсутствии российского законодательства в данной сфере производители органической продукции зачастую получали сертификаты международного образца, работали по стандартам Европейского союза. Теперь было бы логично, чтобы они получили преференции с точки зрения признания их продукции органической в соответствии с уже российским законом.
В завершение несколько цифр. Рынок органических продуктов России составляет 120 млн долларов, тогда как в США – порядка 40 млрд долларов, в Китае – почти 6 млрд евро. Ежегодный прирост органического производства составляет 12-15% в год. Россия пока занимает 0,2% от мирового рынка органических продуктов, но, по мнению экспертов, уже в ближайшие годы наша страна способна занять до 10% мирового рынка органик. В любом случае, принятие закона создает правовые условия для развития цивилизованного, легального и имеющего господдержку органического сельского хозяйства в России.