Зернобобовые являются одним из основных источников питательных веществ для человечества. Их общемировое производство в 2019 году достигло 88,3 млн тонн.
В связи с Всемирным днем зернобобовых 10 февраля 2021 года Отделение ФАО для связи с Российской Федерацией провело научно-практическую конференцию в режиме онлайн для привлечения внимания к пользе зернобобовых.
Мировые бобы
ФАО рассматривает 11 типов зернобобовых культур (ЗБК): фасоль (сухая), широкие бобы (сухие), горох (сухой), нут, коровий горох, голубиный горох, чечевица, бобы Бамбара, вика, люпины и другие бобовые. Больше всего в мире производят бобы (сухие), нут и различные виды гороха (сухие).
В десятку крупнейших производителей ЗБК в 2019 году входила и Россия, занимающая шестое место по объему производства в метрических тоннах. Этот список возглавляет Индия, следом идут Канада, Мьянма, Китай, Нигерия и Россия (3,344 млн тонн).
Международная торговля зернобобовыми за последние десятилетия значительно выросла – примерно с 2 млн тонн в 1970-х годах до 18 млн тонн в 2019 году. Но все-таки до 80% мирового урожая бобовых в 2019 году использовалось для удовлетворения внутреннего спроса.
Особое место в торговле занимают Канада, где 86% собственного производства и импортированных ЗБК идет на экспорт, и Индия, которая одновременно является крупнейшим производителем, импортером и потребителем бобовых в мире. Вслед за Индией крупнейшими странами-импортерами бобовых являются Китай и Бангладеш. Но есть и страны, в которых доля бобовых в общем количестве потребляемых калорий близка к нулю. Из числа ближайших соседей России – это Беларусь, Грузия и Узбекистан.
Площади растут
«Роль зернобобовых культур в нашей жизни и в утверждении здорового, полноценного питания трудно переоценить, – сказал во вступительном слове Олег Кобяков, директор Отделения ФАО для связи с Российской Федерацией (ФАОЛОР). – Сегодня Россия по зернобобовым культурам входит в десятку ведущих мировых производителей».
В нашей стране в категории зернобобовых культур (ЗБК) с большим отрывом лидирует горох – 72,8%, следом идет нут (12,3%), люпин (7,4%), вика (5,8%) и затем уже чечевица, бобы и фасоль, рассказал аудитории Владимир Зотиков, член-корреспондент РАН, научный руководитель ВНИИ зернобобовых и крупяных культур. Посевные площади постоянно расширяются: под зернобобовые выделено до 2,5 млн га и под сою порядка 3 млн га. Растет валовой сбор и урожайность сои: с 2013 года объём её производства стабильно превышает сбор зернобобовых, включая горох. По словам Зотикова, перед отечественными селекционерами поставлена задача вывести новые сорта гороха, устойчивые к фитоценозу и полеганию.
Перспективы производства бобовых в России обрисовал Сергей Плужников, руководитель отдела закупок ООО «Грейнрус Трейд», указавший на то, что из-за снижения урожайности прогнозы по валовому сбору в 2020 году были пересмотрены в сторону понижения: с 275 тыс. тонн до 215-225 тыс. тонн. Ожидается, что в нынешнем году увеличатся посевные площади под бобовые. Это частично продиктовано дополнительными экспортными возможностями на ёмком потребительском рынке Индии, поглощающем четверть всего мирового экспорта.
Экосистемная роль
Владимир Мошкало, глава представительства Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в России, особо отметил экосистемную роль ЗБК. «Включение в севооборот зернобобовых культур позволяет использовать симбиотические бактерии для насыщения почвы азотом и фиксации углерода, что ведёт к повышению урожайности без внесения минеральных азотосодержащих удобрений. Добавление зернобобовых в корма способствует повышению коэффициента преобразования кормов в привесы и сокращению выделения метана жвачными животными, что в свою очередь уменьшает выбросы парниковых газов в животноводстве», – подчеркнул представитель ЮНЕП. Зернобобовые культуры могут внести весомый вклад в восстановление экосистем планеты.
Алексей Дюмулен, эксперт зернового рынка, отметил, что еще пять лет назад мало кто мог спрогнозировать увеличение в России посевных площадей под зернобобовые в полтора раза, равно как и заметный рост объема экспорта этой товарной номенклатуры. Он отметил экологический фактор – «феноменальную особенность зернобобовых аккумулировать азот и возрождать почвы». Эксперт отдельно упомянул питательные свойства ЗБК. Содержащийся в них белок лучше усваивается по сравнению с животным белком, что способствует дальнейшему развитию этого сектора растениеводства.
Ольга Амельянчик из МГУ им. М.В.Ломоносова напомнила, что получение белка из бобовых обходится в 10 раз дешевле, чем из злаков.
Сорта и коллекции
В свою очередь Галина Гатаулина, профессор РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева, рассказала о создании на основе адаптивной селекции сортов белого люпина (Lupinus albus L.) с детерминантным типом роста и содержанием в зерне протеина 38-42%, обеспечивающим сбор белка с урожаем семян 12-15 ц/га без внесения азотных удобрений. Сорт люпина белого «Тимирязевский» включен в Государственный реестр селекционных достижений и допущен к производству по Российской Федерации с 2018 года. Этот сорт, содержание белка в котором приближается к показателям сои, «белкового чемпиона», предназначен для использования в кормовых целях и для переработки. Зерно белого люпина можно использовать как высокобелковую добавку вместо соевого шрота при откорме крупного рогатого скота, свиней и птицы.
Тимирязевский люпин также урожайнее сои и может произрастать в более суровых условиях. «В зерне люпина отсутствуют ингибиторы трипсина, его можно использовать в корм без тепловой обработки. У люпина высокое прикрепление бобов. Плоды (бобы) при созревании не растрескиваются и не опадают. При избытке влаги растения не израстают», – подчеркнула профессор Гатаулина.
Профессор Маргарита Вишнякова, заведующая отделом генетических ресурсов Всероссийского института генетических ресурсов растений им. Н.И.Вавилова (ВИР), представила коллекцию мировых генетических ресурсов зернобобовых культур ВИР. Благодаря этой крупнейшей в Европе коллекции ученым представлена возможность изучить источники исходного материала для селекции, отследить генетическую эрозию и появление новых аллелей генов, проанализировать возможности диверсификации использования генофонда. «В настоящее время по России районировано более 900 сортов 22 видов 29 культиваров зернобобовых культур», – рассказала профессор Вишнякова.
Есть куда двигаться
«В России, как убедительно показал форум, растет производство, торговля и, что не менее, если не более важно – потребление зернобобовых культур. Но нам есть куда двигаться, чтобы повышение доли ЗБК обеспечивало продовольственную безопасность и переход к рациону здорового питания», – сказал в заключение Олег Кобяков.
В научно-практической конференции приняли участие более 70 экспертов, а также студенты сельскохозяйственных вузов.
К Международному году зернобобовых Отделением ФАО для связи с Российской Федерацией при поддержке Управления общеорганизационных коммуникаций ФАО была издана научно-популярная книга «Зернобобовые России».
По материалам ФАО